Файл: Национальные традиции воспитания в России (Историко-культурные предпосылки традиционных духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье до второй половины ХIХ века).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Историко-культурные предпосылки традиционных духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье до второй половины ХIХ века

1.1. Зарождение духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в период культуры языческой Руси (VIII в. - 990-е гг.)

1.2. Осмысление духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в период христианизации Древней Руси (990-1240 гг.)

1.3. Содержание духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в период монгольской эпохи (1241-середина XV в.)

1.4. Обогащение духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в период Московской великокняжеской Руси (середина XV -XVII в.)

1.5. Становление духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в эпоху формирования Российской империи (XVIII - первая половина XIX в.)

1.6. Система общенациональных традиционных духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье до второй половины XIX в.

2. Традиции воспитания в России на современном этапе (ХХ - начало XXI века)

Заключение

Список использованной литературы

Идеал родительской опеки был основателем и устроителем всего русского быта, по которому строилось общество и государство. По этому идеалу общество представлялось совокупностью семьи или родни, так что его разряды или ступени, особенно низменные, иначе и не представлялись, как ма­лолетними и постоянно обозначались именами родства, каковы были отроки, пасынки, детские, молодь. Самые низменные в общественном смысле именовались сиротами, т.е. людьми несчастными в смысле родства, а стало быть, и в общественном смысле. По идеалу родительской опеки не только личность женщины, но и личность мужчины не имела никакого самостоятельного, независимого значения по той причине, что этот идеал вообще не признавал в тот период самой идеи личности. Признавалась только идея рода, семьи, отечества. Идеал хорошего, достойного человека личность искала не в самой себе, а в своем отечестве, в своем роде, именно в своем родовом старшинстве. По нашим старым поня­тиям, человек почитался в обществе достойным не потому, что на самом деле высок был своими нравственными или умственными качествами, или какими заслугами и доблестями, а прежде и первее всего потому, что высок был своим родовым старшинством, т.е. старшинством в своем роде, потому что он был отецкий сын.

Семья в России всегда носила общинный характер. Дети были заботой не только семьи, но и рода, общины. Решения о трудовой деятельности, помощи вдовам, старикам, немощным принима­лись всем миром. Русская народная пословица «один за всех и все за одного» подтверждает, что менталитет россиянина общинный, соборный, несвойственный западной цивилизации, определяет семейные ценности и сегодня. Даже в советский период эта традиция сохранилась, приняв формы коллективизма. Труд являлся вторым по важности фактором семейного воспитания. Он объединяет семью психологически, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам.

А. Новиков отмечает традиционность как базовую ценность российского уклада жизни. Она про­является в опоре на народную культуру, народные традиции, педагогику, обряды, ремесла и т.д. Русская семья сильна именно своими традициями. В качестве традиции выступают прочно установив­шиеся, унаследованные от предшествующих поколений определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Они действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни, передаваясь, прежде всего в семье.

Для народной педагогики России характерно уважение к старшим, как носителям мудрости народа, его традиций, нравственных идеалов, дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, учет их возрастных особенностей, трепетное отношение к памяти предков, отзывчивость на чу­жую беду. Все это, в первую очередь, закладывалось в семье, определяя высшую степень духовности взаимоотношений, которые можно охарактеризовать как гуманистические. Анализ произведений народного творчества показывает, что особое внимание в семье уделялось воспитанию любви к Родине, как малой, где человек родился, так и к стране в целом.


И сегодня мы воспитываем детей на основе этого нравственного императива, перефразировав его на современный лад: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Именно поэтому жизнестойкость традиций в той или иной культуре воспитания говорит не о косности этой культуры, справедливо подчеркивает А.П. Гужвин, а о непреходящей нравственной ценности, необходимости сконцентрированного в этих традициях и особенностях народного опыта[32].

Итак, базовыми традициями воспитания в российской семье на протяжении тысячелетней истории являются: уважение старших и забота о младших; ценностное отношение к родному языку в семье; трудовое воспитание с малого возраста, основанное на разделении обязанностей мальчиков и девочек; бережное отношение к земле, животным, растениям, созданиям единой природы, которые постоянно взаимодействуют; общинный характер воспитания, что подтверждается поговоркой «один за всех и все за одного»; нравственный характер воспитания, основанный на духовности (религии); опора на фольклор (устное народное творчество, колыбельные песни, праздники и обряды).

Проведенное исследование позволяет сделать выводы рекомендательного характера:

  • в целях создания единой духовной основы современной практики семейного воспитания насыщать государственные федеральные и региональные документы материалом, ориентирующим на сохранение традиционных и поддержание новых позитивных ценностей семейного воспитания;
  • в образовательный процесс (с учащимися, педагогами, родителями) вводить содержательные выводы исследования, раскрывающие значимость общенационального и регионального опыта преемственности и развития традиционных ценностей семейного воспитания.

В качестве заключения хотелось бы напомнить слова известного педагога начала XX в. Н. К. Грунского, ставшие непреходящей аксиомой семейной педагогики: «Так как семья служит основой обществу, государству, то и само культурное состояние народа находится всегда в прямом отношении к культурному состоянию его семьи ... хорошо ли дурно будет воспитание, первоначально получаемое человеком в молодости в семье, оно даст соответствующих членов общества, обладающих большей или меньшей степенью цивилизации и гуманности»[33].

Список использованной литературы


  1. Богуславский М.В. История отечественной педагогики (первая треть ХХ века). / М.В. Богуславский; Рос. акад. образования, Ин-т теории и истории педагогики. - Томск: Изд-во науч.-техн. лит., 2005. - 310, [1] с.
  2. Володина Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности: монография. - Вологда: ВГПУ, издательство, 2010. - 208 с.
  3. Грунский Н. К. Лекции по педагогике / Н. К. Грунский. - Юрьев, 1914.-269 с.
  4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Том второй: И - О / В. И. Даль. - М.: Русский язык, 2009. – 779 с.
  5. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен / И. Е. Забелин / под ред. А. В. Свешникова. - М., 1992. - 503 с.
  6. Ключевский В.О. Православие в России. Т. 2: Власть и культура. / В. О. Ключевский. - М.: Мысль, 2000. - 621 с.
  7. Корнетов Г.Б. Теория истории педагогики: [монография] / Г.Б. Корнетов ; М-во образования Московской обл., Акад. социального упр., Каф. педагогики. – М.: АСОУ, 2013. - 457, [1] с.
  8. Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Н. И. Костомаров. - М.: Экономика, 1993. - 399 с.
  9. Куликова С.В. Становление и развитие национального образования в России: историко-теоретический аспект // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2011. №8. – С. 38-43.
  10. Лихачев Д. С. Раздумья о России / Д. С. Лихачев. - СПб.: LOGOS, 1999.-672 с.
  11. Медведков А.П. Краткая история русской педагогики / А. П. Медведков. - СПб.: Питер, 2013. - 188 с.
  12. Мономах В. Поучения / Владимир Мономах // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М.; Л.: Педагогика, 1985. - С. 164-170.
  13. Полоцкий Симеон. Наказание чадам // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XW вв. - М.; Л.: Педагогика, 1985.-С. 341-348.
  14. Салимова К. Запад. Восток. Диалоги о воспитании: учебное пособие / К. Салимова; Российская акад. образования, Федеральное гос. науч. учреждение "Ин-т теории и истории педагогики". – М.: Изд. Центр ИЭТ, 2013. - 255 с.;
  15. Светоносова Л.Г. История педагогики и образования: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров педагогики / Л.Г. Светоносова; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Шадринский гос. пед. ин-т", Каф. педагогики, теории и методики образования. - Шадринск: ШГПИ, 2015. - 170 с.
  16. Соборное уложение 1649 года. - Л.: Наука, 1987. - 448 с
  17. Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия / В.С. Соловьев // Собрание сочинений в 2-х т. Т. 1. / В. С. Соловьев. - М., 1990, - С. 47-548.
  18. Учебное пособие по истории педагогики / автор-сост. М. Р. Кудаев ; Адыгейский гос. ун-т, Каф. педагогики и психологии. – М.: АГУ, 1998. – 212 с.
  19. Этническая педагогика: Книга для чтения / сост.: Пятин В.А, Трещев А.М., Алексеева Г.М. и др. Астрахань: Изд-во Астраханского педаго. ин-та, 1995. – 544 с.

  1. Грунский Н. К. Лекции по педагогике / Н. К. Грунский. - Юрьев, 1914.- С. 35-36.

  2. Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия / В.С. Соловьев // Собрание сочинений в 2-х т. Т. 1. / В. С. Соловьев. - М., 1990, - С. 487.

  3. Бердяев Н. А. Эрос и личность. Философия пола и любви. - М: Азбука, 2008. – С. 86.

  4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Том второй: И - О / В. И. Даль. - М.: Русский язык, 2009. – С. 308.

  5. Соловьев В.С. Оправдание добра: Нравственная философия / В.С. Соловьев // Собрание сочинений в 2-х т. Т. 1. / В. С. Соловьев. - М., 1990, - С. 292.

  6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1 / В. О. Ключевский // Сочинения: в 9 т. Т. 1 / В.О. Ключевский; под ред. B. Л. Янина. - М.: Мысль, 1987. – С. 187.

  7. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1 / В. О. Ключевский // Сочинения: в 9 т. Т. 1 / В.О. Ключевский; под ред. B. Л. Янина. - М.: Мысль, 1987. – С. 213.

  8. Вернадский В. Г. История России. Киевская Русь / В. Г. Вернадский. - Тверь: Леан-М.: Аграф, 2000. – С. 330.

  9. Мономах В. Поучения / Владимир Мономах // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М.; Л.: Педагогика, 1985. - С. 165.

  10. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен / И. Е. Забелин / под ред. А. В. Свешникова. - М., 1992. – С. 199.

  11. Булгаков С. Почитание Богоматери и святых в православии / С. Булгаков // Булгаков С. Православие. Очерки учения православной церкви. - М.: Терра, 1991. - С. 257.

  12. Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин // Карамзин Н.М. Собрание сочинений: В 12 т. Т. 5-6. - Калуга: Золотая Аллея, 1993. – С. 148.

  13. Там же. – С. 150.

  14. Ключевский В.О. Православие в России. Т. 2: Власть и культура. / В. О. Ключевский. - М.: Мысль, 2000. – С. 317.

  15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Том третий: П / В.И. Даль. - М.. Русский язык, 2009. – С. 24.

  16. Соборное уложение 1649 года. - Л.: Наука, 1987. – С. 207.

  17. Соборное уложение 1649 года. - Л.: Наука, 1987. – С. 207.

  18. Ключевский В. О. Два воспитания / В. О. Ключевский // Очерки и речи. Второй сборник статей / В.О. Ключевский. – СПб., 1998. - С. 228.

  19. Полоцкий Симеон. Наказание чадам // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XW вв. - М.; Л.: Педагогика, 1985. - С. 345.

  20. Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа / Н. И. Костомаров. - М.: Экономика, 1993. – С. 139.

  21. Соборное уложение 1649 года. - Л.: Наука, 1987. – С. 233.

  22. Медведков А.П. Краткая история русской педагогики / А. П. Медведков. - СПб.: Питер, 2013. – С. 9.

  23. Лихачев Д. С. Раздумья о России / Д. С. Лихачев. - СПб.: LOGOS, 1999.- С. 297.

  24. Полоцкий Симеон. Наказание чадам // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XW вв. - М.; Л.: Педагогика, 1985. -С. 344.

  25. Костомаров Н. И. Рассказ из времен XVII в. / Н. И. Костомаров. - СПб., 2005. – С. 38.

  26. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII- начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства: В 2-х т. Т. 1. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1999. – С. 243-244.

  27. Загоровский А. И. Курс семейного права / А. И. Загоровский. - Одесса, 1902. – С. 313.

  28. Неволин К. Н. Введение и книга первая о союзах семейственных / К. Н. Неволин // Неволин К. Н. История российских гражданских законов: В 3-х т. Т.1. - СПб., 2002. – С. 336.

  29. Володина Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности: монография. - Вологда: ВГПУ, издательство, 2010. – С. 43-44.

  30. Светоносова Л.Г. История педагогики и образования: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров педагогики / Л.Г. Светоносова; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Шадринский гос. пед. ин-т", Каф. педагогики, теории и методики образования. - Шадринск: ШГПИ, 2015. – С. 160-161.

  31. Куликова С.В. Становление и развитие национального образования в России: историко-теоретический аспект // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. 2011. №8. – С. 39.

  32. Этническая педагогика: Книга для чтения / сост.: Пятин В.А, Трещев А.М., Алексеева Г.М. и др. Астрахань: Изд-во Астраханского педаго. ин-та, 1995. – С. 67.

  33. Грунский Н. К. Лекции по педагогике / Н. К. Грунский. - Юрьев, 1914. - С. 211.