Файл: Национальные традиции воспитания в России (Историко-культурные предпосылки традиционных духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье до второй половины ХIХ века).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Историко-культурные предпосылки традиционных духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье до второй половины ХIХ века

1.1. Зарождение духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в период культуры языческой Руси (VIII в. - 990-е гг.)

1.2. Осмысление духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в период христианизации Древней Руси (990-1240 гг.)

1.3. Содержание духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в период монгольской эпохи (1241-середина XV в.)

1.4. Обогащение духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в период Московской великокняжеской Руси (середина XV -XVII в.)

1.5. Становление духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье в эпоху формирования Российской империи (XVIII - первая половина XIX в.)

1.6. Система общенациональных традиционных духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье до второй половины XIX в.

2. Традиции воспитания в России на современном этапе (ХХ - начало XXI века)

Заключение

Список использованной литературы

Наряду с этой тенденцией разрабатывалась противоположная. В соответствии с ней необходимо «вырвать» ребенка из семьи и воспитать его в специально созданных учреждениях — школах-коммунах, детских колониях, т.е. условиях, которые, по мнению их создателей, должны быть максимально приближены к идеалам коммунистического будущего. Сторонником этой идеи являлся известный революционер Н.И. Бухарин. Он считал семью самой консервативной твердыней. Идея изоляции ребенка от семьи пользовалась популярностью в годы военного коммунизма. Во время гражданской войны в Наркомпросе дискутировался вопрос — жить ли детям со своими родителями или необходимо создать для них особые городки, школы-коммуны. Перед педагогами и общественными деятелями тех лет встал вопрос: следует ли всецело заменять семейное воспитание общественным, или же надо стремиться к тому, чтобы реформированная семья не отказывалась от воспитательных функций, а несла бы их совместно с учреждениями социалистического строительства. Только незначительная часть детей была охвачена общественным дошкольным воспитанием, основная их масса оставалась без систематического присмотра со стороны взрослых. Высказывались разные идеи, в том числе и такие: наиболее желательным типом учреждения для детей дошкольного возраста является детский дом, «педагогически целесообразно оборудованный», практически изолирующий детей от семьи.

Однако нельзя не отметить тот положительный вклад, который внесли в теорию и практику семейного воспитания советского периода Н.К. Крупская и целая плеяда видных педагогов: П.П. Блонский, С.Т. Шацкий — автор идеи «средовой педагогики», А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

Большое значение Н.К. Крупская придавала педагогическому просвещению родителей. Она обращала внимание на необходимость популярного изложения вопросов педагогики в литературе для родителей, на связь конкретных проблем семейного воспитания с общими социальными проблемами. Н.К. Крупская говорила о роли педагогических консультаций.

Важные вопросы семейной педагогики поднимал А.С. Макаренко: об организации жизни семьи, о единстве требований к детям со стороны взрослых, создании определенного тона и стиля семейной жизни и семейного воспитания как одной из важнейших сторон этой жизни. Его «Лекции о воспитании» актуальны и в настоящее время. В них затрагиваются проблемы родительского авторитета, организации семейного хозяйства, воспитания ребенка в труде. 

А.С. Макаренко говорил, что родители должны уяснить себе совершенно точно цель воспитания, наметить его программу, установить в семье четкий режим, продумать все мелочи.  А.С. Макаренко считал, что «необходимо формировать у родителей критическое отношение к себе, они должны уметь контролировать свое поведение», что «нет готовых рецептов в воспитании, поскольку все случаи сугубо индивидуальны». Родителям, допустившим ряд серьезных ошибок, нужно заново начинать всю воспитательную работу, многое пересмотреть, и, прежде всего, «самого себя положить под микроскоп». А.С. Макаренко дает родителям совет – искать причины неудач воспитания в самих себе, советует оглянуться назад, приступить к «ревизии собственного поведения».


Усиление роли семьи в послевоенный период связано с демографической политикой страны, которая понесла огромные людские потери в годы Великой Отечественной войны. В педагогических работах неоднократно подчеркивается необходимость согласованности действий: воспитание ребенка может дать прекрасные результаты только тогда, когда все взрослые члены семьи и работники детского сада действуют сообща, ставя перед собой одни и те же цели, пользуясь одними и теми же методами. В установлении этой связи руководящая роль принадлежит детскому саду.

В педагогической литературе тех лет традиционно рассматривались формы просвещения родителей – индивидуальные и коллективные. Содержание деятельности педагогов определялось «Руководством для воспитателя детского сада» (1945). Эффективной была такая форма, как кружки для родителей, где обсуждались разнообразные вопросы, родителей обучали кройке и шитью детской одежды, изготовлению игр-самоделок, лепке и рисованию, художественному чтению и рассказыванию, музыке и пению, физкультуре и спорту.

В 50-е годы XX в. выходит ряд постановлений правительства по улучшению труда и быта женщин, работающих на предприятиях и в учреждениях, где говорилось об объединении детских садов и яслей в единые детские учреждения для детей дошкольного возраста, а также создании единой программы воспитания детей дошкольного и преддошкольного возрастов. На такие же темы появились публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Семья и школа», «Работница» и других. Большой вклад в семейное воспитание внес В.А. Сухомлинский. В семье В.А. Сухомлинского росли собственные дети, и повседневные наблюдения за ними, участие вместе с женой Анной Ивановной в воспитании их дало немало пищи для размышлений «над теми тайниками человеческой души, которые трудно поддаются воспитанию, о которых воспитатели нередко забывают».

В 70-80-е годы XX в. существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Цель педагогического всеобуча – повышение педагогической культуры родителей. В качестве компонентов исследователи выделяют педагогическую подготовленность родителей, их отношение к воспитательной деятельности и саму эту деятельность.

В 70-е годы XX в. организуется лаборатория семейного воспитания, объединившая исследователей, занимающихся этой проблемой, – сотрудников и аспирантов. Возникновение лаборатории было связано с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала. Разработанные ранее многочисленные рекомендации для родителей основывались преимущественно на общих педагогических соображениях и субъективном опыте авторов. Необходимо было опираться на проверенные научные данные, поднять научный уровень педагогики семейного воспитания дошкольников до уровня педагогики общественного воспитания, имеющей солидную научную психолого-педагогическую основу. Проводимые исследования конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей, в них давались практические рекомендации по работе с семьей.


Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его душе. В семье должна проходить вся жизнь ребенка.

Остановимся на некоторых факторах, характеризующих разрушение или ослабление семейных связей в настоящее время. Эти факторы зависят, главным образом, от современной культуры и являются прямыми ее следствиями.

Первое – это почти полное исчезновение труда в семье. Раньше центром всей жизни семьи (воспитательной, внутрихозяйственной и т.д.) была, как правило, мать, находящаяся всегда дома и оберегающая внутренний духовный мир семьи. Семья трудилась как целое. Трудовое единство семьи создавало благоприятные условия для ее социального срастания. Теперь же вся семья обыкновенно трудится вне дома. В наше время дом все больше начинает превращаться из места труда в место отдыха. Психология трудового единства начинает выветриваться из ее атмосферы. В силу особенностей своего развития современная культура выводит труд из семьи за ее пределы: технические усовершенствования, во многом облегчающие домашний труд, все больше способствуют уменьшению его объема в семье.

Второе – это стремление населения к более комфортной жизни в городах.

Третье – это отсутствие в современной семье ясного живого сознания, что главная ее задача по отношению к детям – воспитание. Достоевский, оценивая отношение читателя к книге, указывал, что одни книгу только читают, но сами не приобретают; другие не только читают, но и покупают, считают ее вещью, на которую не жаль денег; а третьи и читают, и покупают, и переплетают, стараются ее нарядить, украсить, как любимую вещь. Так же происходит и в отношении семьи к детям. Первый период: семья дает и поддерживает только физическое существование детей; второй: заботится об их умственном развитии; и третий: на первый план выдвигается нравственное воспитание, когда заботиться надо не только о том, чтобы дать детям диплом, обеспечивающий им «хорошую жизнь», а, прежде всего, сделать детей людьми в лучшем смысле этого слова.

Четвертое – это изменение положения женщины в современной жизни. Раньше главной заботой женщины была семья. Теперь вследствие облегчения домашнего труда женщина имеет возможность трудиться вне семьи. Культурный уровень современного общества также способствует самостоятельности женщины. Расширение избирательных прав женщины дает ей возможность активно участвовать в деятельности государственных, общественных и политических организаций. Все перечисленное ведет к тому, что семья по существу лишается света, согревающего ее. В связи с расширением самостоятельности женщины происходит перемена в ее психологии, сопряженная, прежде всего, с материальной независимостью от мужа, дающей ей право иначе строить внутрисемейные отношения[30].


Одним из основных итогов развития современной культуры является ослабление правового регулирования в области семьи. Под влиянием духа времени свобода в семье начинает пониматься многими как уничтожение ограничений вообще, и вместо свободы нередко имеет место хаос. Как следствие такого положения все чаще появляющиеся «многосемейность» мужчины и так называемое «свободное материнство» женщины. Это настолько изменило внутренний мир семьи, что она все больше приобретает характер, образно выражаясь, «коммунального» жительства. Все чаще это приводит к уходу детей из семьи.

Современная городская жизнь с ее соблазнами, развлечениями и мнимыми удовольствиями, настолько влечет к себе, что для удержания детей в семье ее жизнь должна быть духовно богатой, и в ней должна быть теплая, доброжелательная атмосфера.

Как видно, мы живем в очень трудное в духовном смысле время. Понятия авторитета, приличия и вежливости, поведение в общественной и частной жизни – все резко изменилось. Вследствие известных условий, связанных прежде всего с развитием современной культуры, семья в ряде случаев перестает по существу быть надлежащей воспитательной средой. По каким же причинам семейное воспитание оказывается недостаточным? Во-первых, малодетность современной семьи. Для ребенка очень важна детская среда, ему естественно жить среди таких же, как он. Во-вторых, современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье дети становятся той осью, вокруг которой вращается вся жизнь родителей. С младенчества прихоти ребенка удовлетворяются, желания исполняются. При чрезмерной заботливости и нежности родителей к ребенку атмосфера семьи становится для него замкнутой и душной. Поэтому совершенно не удивительно, что дети тянутся на волю. Это очень тяжело переживается родителями, которые не знают, как им дальше строить свои отношения с ребенком.

Вместе с тем для детей это незаменимая возможность вступать в качественно новые отношения с людьми. Хотя время крепких семейных кланов прошло, все-таки важно поддерживать, укреплять отношения с родственниками. Ибо такая дружественная атмосфера воспитывает и облегчает переход детей от узкого семейного круга к полноправному участию в жизни общества.

Таким образом, ребенка должны воспитывать не только мать и отец, но и более широкий круг общения. Нельзя воспитывать детей, изолируя их от жизни. Ребенок должен иметь простор для проявления активности. Только там, где воспитание находит поддержку в самой жизни, оно может сыграть свою роль. Если же этого нет, то вряд ли воспитание будет эффективным.


Заключение

Историческое развитие человечества невозможно без передачи накопленного опыта от старших поколений к младшим. С этой точ­ки зрения воспитание детей есть формирование нашего будущего. К нему и обращена своими целями и задачами педагогика, имеющая серьезный этнический аспект, которым не станет пренебрегать настоящий воспитатель.

Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Живучесть традиций и особенностей в той или иной культуре воспитания говорит никак не о косности самой культуры, а о нравственной непреходящей ценности, необходимости сконцентрированного в этих традициях и особенностях народного опыта.

Характерные черты русского человека сформировались не только под влиянием базовых национальных ценностей, но благодаря воздействию географических и климатических факторов, исторических особенностей становления государства, особенностей религии и общинного уклада жизни. В данной связи, при характеристике национального образования особо следует отметить значение категории ментальные ценности, т.к. именно она определяет соотношение ментальных пространств социума и личности, а в рамках историко-культурного процесса направленность отношений мировой культуры и национальных ценностей определенного народа. Национальные ценности, в свою очередь, определяли национальный образовательный идеал — представления нации об идеальной личности, сформировавшиеся под воздействием педагогически обоснованных и инструментализированных в системе образо­вания историко-культурных, политических, социально-экономических, географических и климатических факторов[31].

Особое место в народной педагогике России отводится семье, которая всегда считалась основным воспитателем ребенка. Она несет ответственность за качество воспитания ребенка. Взаимодействие трех поколений, общение ребенка с родителями, бабушками и дедушками — основное средство воспи­тание детей, особенно в младшем возрасте.

Отмечая, что у каждого народа есть своя собственная система воспитания, К.Д. Ушинский обращался к русской семье. Русский считал свое семейство маленьким государством и не любил, чтобы вмешивались в его частные дела, поэтому нельзя вмешиваться в дела простого народа по воспитанию своих детей..