Файл: Формирование готовности детей к школе (Теоретический анализ проблемы готовности к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 7

Таблица 2

Тематический план занятий развивающей программы с использованием игровых методов

Тема

Количество часов на тему

Упражнения

1

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

2 часа

Игра 1 «Раздувайся, пузырь»

Игра 2 «Карусели»

Игра 3 «Куклы пляшут»

Игра 4 «По дорожке Валя шла»

2

Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста

2 часа

Игра 5 «Салочки-догонялочки»

Игра 6 «Пустое место»

Игра 7 «Лиса и гуси»

Игра 8 «Кто раньше дойдет до флажка»

3

Развитие целенаправленного слухового восприятия у детей дошкольного возраста

2 часа 30 минут

Игры 9 «Что я слышу»

Игра 10 «Кто разбудил Мишутку»,

Игра 11 «Узнай меня»

Игра 12 «Звуковые загадки»

Игра 13 «Встречайте гостей»

4

Формирование целенаправленного внимания у детей дошкольного возраста

2 часа

Игра 14 «Раз, два, три – говори!»

Игра 15 «Пальчик»

Игра 16 «Прятки с игрушками»

Игра 17 «Отзовись, не зевай!»

5

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

2 часа

Игра 18 «Переполох»

Игра 19 «Кто здесь прячется?»

Игра 20 «Что тебе достать, дружок?»

Игра 21 «Мамины помощники»

6

Развитие мышления и речи у детей дошкольного возраста

2 часа

Игра 22 «Где спрятался зайчик?»

Игра 23 «Что на картинке?»

Игра 24 «Отгадай-ка!»

Игра 25 «Парные картинки»

Приложение 8

Содержание программы развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с использованием игровых методов

ТЕМА 1. Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

Предлагаемые игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недо­пустимо.

Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствует освоению детьми таких навыков общения, как установления контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности.


1-е занятие: освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявление взаимного внимания и уважения. (Игра 1 «Раздувайся, пузырь»).

2-е занятие: развитие способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы. (Игра 2 «Карусели»).

3-е занятие: развитие у детей умения уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания и побуждения. (Игра 3 «Куклы пляшут»).

4-е занятие: овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражение симпатии и приязни к сверстнику. (Игра 4 «По дорожке Валя шла»).

ТЕМА 2. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста

Слабость волевой сфер является одной из основных причин трудностей поведения дошкольников, медленного освоения ими социальных норм и правил, принятых в детских учреждениях. Школьные психологи отмечают, что именно уровень развития произвольности зачастую лежит в основе неуспеваемости ребенка в школе. Именно поэтому развитие произвольного поведения является одним из основных критериев готовности ребенка к школьному обучению. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития волевой сферы личности ребенка не только вследствие его высокой сензитивности к развивающим воздействиям, но и с точки зрения временной перспективы, так как является периодом активной подготовки к переходу на следующий важный этап жизни – поступление в школу.

Игры, предлагаемые в данном разделе, непосредственно направлены на воспитание у детей произвольного поведения, однако необходимо отметить, что любые игры с правилами требуют от ребенка волевых усилий и таким образом косвенно способствуют развитию произвольности.

1-е занятие: воспитание у детей способности к сознательной мобилизации своих усилий в достижении своей цели. (Игра 5 «Салочки-догонялочки»).

2-е занятие: формирование у детей волевых качеств личности и способности к произвольному управлению своим поведением. (Игра 6 «Пустое место»).

3-е занятие: воспитание у детей организованности и способности к волевому управлению своим поведением при взаимодействии со сверстниками. (Игра 7 «Лиса и гуси»).

4-е занятие: воспитание выдержки, умения преодолевать непосредственные побуждения. (Игра 8 «Кто раньше дойдет до флажка»).

ТЕМА 3. Развитие целенаправленного слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Почти все, что ему известно, ребенок до шести лет узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать существенную часть того, чему предстоит научиться в школе, где ребенок 70% времени проводит слушая. Не надо путать слова «слышать» и «слушать». «Слышать» означает лишь отдавать себе отчет в том, что раздался какой-либо звук; «слушать» значит воспринимать и понимать информацию, содержащуюся в услышанном. Способность слушать сама по себе не возникает, ее нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет его жизни. Именно на неумение детей слушать часто жалуются воспитатели детских садов, особенно при проведении занятий с младшими дошкольниками. На воспитание этой способности и направлены игры, представленные в этом разделе.


1-2-е занятие: развитие умения прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их. (Игры 9, 10, 11: «Что я слышу», «Кто разбудил Мишутку», «Узнай меня»).

3-е занятие: развитие умения различать и воспроизводить звуки. (Игра 12 «Звуковые загадки»).

4-е занятие: развитие умения выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события. (Игра 13 «Встречайте гостей»).

ТЕМА 4. Формирование целенаправленного внимания у дошкольников

Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Между тем внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим поведением и вниманием. Сам ребенок не может преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием. Внимания требует любая игра, однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других задач. Для того, чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого.

1-е занятие: овладение навыками одновременного выделения и учета нескольких различных условий решения задачи. (Игра 14 «Раз, два, три – говори!»).

2-е занятие: развитие целенаправленного внимания. (Игра 15 «Пальчик»).

3-е занятие: развитие устойчивого внимания. (Игра 16 «Прятки с игрушками»).

4-е занятие: развитие устойчивого сосредоточенного внимания. (Игра 17 «Отзовись, не зевай!»).

ТЕМА 5. Развитие памяти

Хорошая или плохая память не дана ребенку от рождения, она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Важнейшим условием для развития памяти ребенка являются его собственные специальные усилия – запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Для этого необходимо дать детям те средства и рациональные приемы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент необходимую информацию.

1-е занятие: развитие у детей целенаправленного запоминания и припоминания (игра 18 «Переполох»).

2-е занятие: обучение детей навыкам установления смысловых связей между объектами как способу осмысленного запоминания (игра 19 «Кто здесь прячется?»).

3-е занятие: расширение объема памяти и внимания (игра 20 «Что тебе достать, дружок?»).


4-е занятие: развитие вербальной памяти у дошкольников (игра 21 «Мамины помощники»).

ТЕМА 6. Развитие мышления и речи у дошкольников

Практически на любом учебном или развивающем занятии от детей требуется выполнение действий, в которых активно участвуют два важнейших психических процесса, неразрывно связанных друг с другом, - речь и мышление. При этом, как правило, занятия строятся по принципу доступности, т.е. используется тот уровень развития мышления, которого дети уже достигли. Настоящий раздел данной программы направлен на специальное развитие этих процессов в необходимом единстве.

Развитие речи предполагает расширение активного словаря, развитие связной речи и формирование речевого мышления. Большую роль в развитии мышления ребенка играет умение выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи и отношения и передавать их посредством связной речи.

1-е занятие: развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения (игра 22 «Где спрятался зайчик?»).

2-е занятие: овладение навыками самостоятельного выделения функций предмета и обозначения их словом (игра 23 «Что на картинке?»).

3-е занятие: развитие у детей целостных представлений об окружающих предметах (игра 24 «Отгадай-ка!»).

4-е занятие: овладение навыками элементарного анализа и синтеза отличительных особенностей объектов, установления их тождества и различия (игра 25 «Парные картинки»).

Игра «РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!»

Задача игры. Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей - приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других и самому проявить это внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к партнеру.

Описание игры. Взрослый подходит к одному из детей и приглашает его поиграть («Как тебя зовут?», «Машенька, пойдем играть!»). Взяв ребенка за руку, взрослый подходит с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка, он предлагает и ему присоединиться и подать руку Машеньке. Втроем они идут приглашать следующего ребенка и т.д. Когда все дети будут приглашены, они вместе с взрослым берутся за руки, образуя круг. («Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! – говорит взрослый. – А теперь давайте сделаем маленький кружок».) Все вместе становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь», делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» Когда получится большой круг, взрослый входит в него и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп» и сбегаются к центру. После этого игра начинается сначала.


Правила игры.

  1. Когда пузырь раздувается – двигаться надо назад и к концу текста взяться за руки.
  2. На слово «Хлоп» руки разнимаются и все бегут к центру.
  3. Давать руку любому, кто оказался рядом.

ИГРА «КАРУСЕЛИ»

Задача игры. Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями.

Описание игры. Эта игра также начинается с последовательного приглашения детьми друг друга в общую игру. Когда все участники игры собираются в общую цепочку, она замыкается и образует круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит взрослый. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова: «Еле-еле-еле-еле завертелись карусели.

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз-два, раз-два (пауза). Вот и кончена игра». Движения: сначала карусель медленно движется в правую сторону. Темп речи и движения постепенно ускоряются. На слова «побежали» карусель меняет направление движения. Темп движения постепенно замедляется, и на слове «раз-два» все останавливаются.

Потом дети собираются в круг, и игра начинается сначала.

Правила игры.

  1. Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движения круг не обрывался.
  2. Поворачиваться лицом в сторону движения карусели.
  3. Подчиняться общему темпу движения и дружно хором произносить слова.

ИГРА «КУКЛЫ ПЛЯШУТ»

Задача игры. Научить детей выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу.

Описание игры. Взрослый говорит детям: «Смотрите, какие куклы сегодня пришли поиграть с нами! Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними». Показывает. Потом он предлагает нескольким детям выбрать кукол и потанцевать с ними (произвольно). «А теперь, - говорит взрослый, - подумайте, кому передать свою куклу». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.