Файл: Первый. Земля как средство производства в сельском хозяйстве.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Порядок предоставления земли землепользователю, основное назначение земли и правовой режим земельного фонда определяются земельным законодательством Российской Федерации и отображены в основных документах (Земельном кодексе, Основах земельного законодательства Российской Федерации, Земельном праве, Гражданском кодексе).

Характер использования земли (землепользование) обусловливается не только природными, но и историческими, экономическими и другими факторами.

Землепользование — совокупность земельных участков, эксплуатируемых землепользователем.

Землевладение — участок земли, находящийся в чьем-либо владении.

Земли сельскохозяйственного назначения. Эти земли являются важнейшей частью земельного фонда Российской Федерации. Их предоставляют землевладельцам и землепользователям для сельскохозяйственных целей.

Порядок пользования землей определяется законодательством Российской Федерации.

Россия располагает обширной земельной площадью, находящейся в пользовании сельскохозяйственных предприятий и хозяйств.

В общем земельном фонде страны (1709,5 млн га) на 1 января 2001г. в пользовании сельскохозяйственных предприятий и хозяйств находится 668,7 млн га, или около 40 % всей территории.

Сельскохозяйственные угодья занимают 220,57 млн га, в том числе 121,57 млн га пашня.

Состав земель сельскохозяйственного назначения в общем земельном фонде Российской Федерации приведен далее.

Общий земельный фонд, млн га – 1709,8

Земли, находящиеся в пользовании сельскохозяйственных

предприятий и хозяйств, млн га – 668,7

Сельскохозяйственные угодья в пользовании сельскохозяйственных предприятий и хозяйств, млн га – 220,57

В том числе:

пашня – 121,57

залежь – 5,11

сенокосы – 13,64

кормовые угодья – 92,09

многолетние насаждения – 1,79

Более 4/5 посевной площади (104,5 млн га) приходится на Центральный (14,3 млн га) и Центрально-Черноземный (11 млн га) районы, Поволжье (28,7 млн га), Северный Кавказ (15,5 млн га), Урал (16,5 млн га) и Западную Сибирь (18,5 млн га).

Нечерноземная зона, которая включает Северо-Западный, Центральный и Волго-Вятский экономические районы, Калининградскую, Свердловскую и Пермскую области, Республику Удмуртия, занимает 9,1 % площади сельскохозяйственных угодий страны.

Сельское хозяйство Нечерноземной зоны до 1991 г. давало 15 % валовой продукции, специализируясь на молочном животноводстве, производстве картофеля, овощей, льноволокна. Сельскохозяйственное производство в Нечерноземной зоне затруднено невысоким естественным плодородием земель, их переувлажненностью и заболоченностью, разрозненностью землепользования и т. п.


В бывшем СССР сельское хозяйство развивалось за счет интенсификации производства на базе химизации, комплексной механизации земледелия и животноводства, широкой мелиорации земель.

Вместе с тем проводились мероприятия по улучшению размещения, углублению специализации и усилению концентрации производства, более рациональному использованию сельскохозяйственных угодий, техники и трудовых ресурсов колхозов и совхозов.

В то же время интенсификация использования сельскохозяйственных земель небезгранична. Картосхема земельного фонда мира (в том числе и Российской Федерации) показана на рисунке 1.


Рис. 1. Земельный фонд мира.

1 – земли, используемые в интенсивном сельском хозяйстве (10.....12 % площади суши), 2 – земли, которые согласно оптимистическим прогнозам можно будет использовать в интенсивном сельском хозяйстве благодаря техническому прогрессу (около 40......42 % площади суши), 3 – земли, даже теоретически непригодные для интенсивного сельскохозяйственного освоения (48 % площади суши).

Земли населенных пунктов. К этим землям относятся земли городов, поселков городского типа, все земли в пределах городской черты.

Городская черта — внешняя граница города, определяющая его территорию и отделяющая городские земли от земель других категорий. Городская черта является также границей города как административно-территориальной единицы и регулируется государственным законодательством. Устанавливают, что изменяет городскую черту процесс землеустройства.

В Российской Федерации правовой режим городских земель определен Основами земельного законодательства.

Основные положения правового режима городских земель распространяются на земли рабочих, дачных, курортных и других населенных пунктов, отнесенных законодательством к категории поселков городского типа.

В состав городских земель входят:

- земли городской застройки – это земли, занятые жилыми, административными, промышленными и другими зданиями и сооружениями или предназначенные под застройку по ежегодным планам использования городских земель;

- земли общего пользования – это земли под улицами, площадями, набережными и прочие, предназначенные для внутригородского движения, организации отдыха и других культурно-бытовых нужд;

- земли сельскохозяйственные и другие угодья, используемые для сельскохозяйственного производства и других хозяйственных нужд города;



- земли, занятые городскими лесами;

- земли железнодорожного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта, горной промышленности и др.

Городские земли используют на основе проектов планировки и застройки городов – генеральных планов городов, ежегодных планов застройки, а также планов земельно-хозяйственного устройства городов.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. К землям этого вида относят земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения. Это земли, предоставленные в пользование предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.

Сюда входят:

- земли предприятий обрабатывающей промышленности;

- земли горнодобывающих предприятий;

- земли транспорта (железнодорожного, внутреннего, морского, воздушного, трубопроводного);

- земли, предоставленные для нужд обороны;

- земли линий связи и электрических сетей высокого напряжения;

- земли заповедников и курортов.

Земли для несельскохозяйственных целей представляют в общем порядке. Однако изъятие для этих целей сельскохозяйственных угодий допускается лишь в случаях особой необходимости, а изъятие орошаемых и осушенных земель, пашни и других ценных угодий—в исключительных случаях и только по постановлению Правительства РФ. Предприятия, организации и учреждения, которым отводят для строительства и других несельскохозяйственных нужд сельскохозяйственные угодья, обязаны возместить потери сельскохозяйственного производства, связанные с изъятием этих угодий (помимо возмещения убытков землепользователям).

Площади отводимых предприятиям земель определяют либо в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами, например, полосы отвода для различных видов транспорта, либо в соответствии с проектно-технической документацией строительства или реконструкции объекта (например, для территории промышленного предприятия). Земельные участки для несельскохозяйственных целей отводят по мере их освоения под строительство или для других нужд.


Для несельскохозяйственных целей земельные участки отводят минимально необходимых размеров. Поэтому на землях, смежных с землями специального назначения, устанавливают зоны с особым режимом землепользования. Так, вокруг аэродромов на определенном расстоянии запрещается без согласования с соответствующими органами возводить строения и сооружения, которые могут угрожать безопасности полетов авиации. Вдоль линий связи и электропередачи устанавливают охранные зоны, где запрещены те виды деятельности, которые могут привести к поражению людей электротоком либо к нарушению нормальной эксплуатации линий.

Земли особо охраняемых территорий и объектов – участки земли, водной поверхности и воздушного транспорта над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природных учреждений, различают следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Земли лесного фонда. Эти земли являются частью государственного земельного фонда. К ним относятся земли, на которых произрастает или может произрастать лес, выделенные для ведения лесного хозяйства и организации природных, особо охраняемых территорий.

В бывшем СССР государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, т. е. лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, лесов заповедников и лесов колхозов.

Земли водного фонда. Это часть земельного фонда — земли, относящиеся к территории, занятой объектами государственного водного фонда.

Государственный водный фонд — все воды (водные объекты), находящиеся на территории Российской Федерации, т. е. реки, озера, водохранилища, каналы, пруды и другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов, подземные воды и ледники, внутренние морские воды, территориальные воды Российской Федерации.


Государственный водный фонд состоит в исключительной собственности государства.

Объекты водного государственного фонда предоставляют населению, предприятиям, учреждениям и организациям только в пользование, так как кроме государства никто не может быть собственником вод на территории Российской Федерации.

Для учета государственного водного фонда ведут водный кадастр, включающий количественную и качественную характеристики вод и степени их использования, а также государственную регистрацию водопользователей.

Земли запаса. В отличие от всех других категорий земель эти земли не имеют целевого назначения, не состоят в чьем-либо бессрочном или долгосрочном пользовании. Они являются источником пополнения других категорий земель.

1.2.1. Состояние сельскохозяйственных земель

в Российской Федерации

В общем земельном фонде страны (1709,8 млн га) сельскохозяйственные угодья занимают 220,57 млн га, в том числе пашня — 121,57 млн га.

Территория страны включает разные природно-географические зоны — от тундры с многолетнемерзлыми почвами на севере до полупустынь и пустынь на юге.

Сложившаяся система земельных отношений, основанная на исключительной собственности государства, бесплатное природопользование, отсутствие экономической заинтересованности и надлежащего хозяйственного механизма в использовании земельных ресурсов создали кризисную ситуацию в сельском хозяйстве.

Под влиянием существующей системы земледелия, ориентированной в основном на получение сельскохозяйственной продукции и не учитывающей проблемы сохранения и расширенного воспроизводства почвенного плодородия, практически повсеместно происходят уменьшение запасов гумуса, ухудшение физико-химических свойств почв, потеря плодородия почв и разрушение природных ландшафтов.

Основные причины, обусловливающие неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель, — эрозия (водная и ветровая), повышенная кислотность, переувлажнение, засоление и осолонцевание. В целом практически все сельскохозяйственные угодья, включая пашню, требуют мелиорации.

Состояние земельного фонда неудовлетворительное и продолжает ухудшаться. Современное состояние сельскохозяйственных земель в РФ приведено в таблице 1.

Таблица 1. Современное состояние сельскохозяйственных земель в Российской Федерации