Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Основные проблемы системы налогообложения физических лиц на современной этапе).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Понятие и экономическое содержание налогов
1.2 Классификация налогов, взимаемых с физических лиц
1.3 Структура налога и его элементы
2. ПОЛИТИКА ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Анализ российской системы налогообложения физических лиц
2.2 Основные проблемы системы налогообложения физических лиц на современной этапе
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Налоги возникли на ранней стадии общественного труда и становления государственного образования. И на протяжении всего развития человеческого общества налоги играли важную роль в развитии государства.
Для каждой общественно-экономической стадии характерна ей присущая система налогообложения. Если с самого начала налоги взимались в виде различных натуральных податей, в виде дани с побежденных народов, трудовых повинностей, в виде дани с побежденных народов, то с развитием товарно-денежных отношений налоги стали приобретать денежную форму. С развитием государственности менялась сама роль налогов в обществе, а так же и процедура их взимания.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в современных условиях государство с помощью налогов, в том числе и взимаемых с населения, воздействует на экономику страны, таким образом, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Государство также стимулирует ускоренное развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, развитие важнейших регионов страны. В условиях развитой рыночной экономики основная роль, которую выполняют налоги – это формирование доходной части бюджетов различных уровней, это важный инструмент регулирования экономики.
Целью данной работы является изучение сущности налогов, взимаемых с физических лиц, и их экономического значения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие налогов и осветить их экономическое содержание;
- охарактеризовать различные виды налогов, взимаемых с физических лиц;
- рассмотреть структуру налога как экономической категории;
- провести анализ современной системы налогообложения физических лиц в России;
- выявить проблемы политики налогообложения населения в России на современном этапе;
- определить пути повышения эффективности функционирования системы налогообложения физических лиц в России.
Объектом исследования в данной работе будут выступать налоги физических лиц, а предметом – их сущность и значение в экономике.
В работе будут использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, обобщение, оценка, сопоставление.
В научной литературе вопросам исследования концептуальных проблем взимания налогов, в том числе с физических лиц, посвящены работы Александрова И.М., Брызгалина А.В., Владимировой Н.П., Дуканич Л.В., Данилевского Ю.А., Шапигузова С.М., Никулкиной Л.В., Лыковой Л.Н., Осадчего Н.О., Панскова В. Г., Скрипниченко В.А. и др.
Отдельные вопросы организации системы налогообложения населения освещены в научных статьях отечественных экономистов, таких как Афанасьев С.Г., Ершова М.И., Кашин В.А., Шаталов С.Д., Эпов Б.Д., Якимова А.Д. и др. В публикациях приведенных авторов проводится исследование процесса взимания налогов и сборов с физических лица, а также его отдельных элементов и инструментов.
Нормативную базу работы будут составлять положения официальных документов и законодательные акты Российской Федерации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Понятие и экономическое содержание налогов
Появление налогов связанно с необходимостью удовлетворять растущие потребности финансового хозяйства государства. Налоги были изобретены человечеством очень давно.
Они появились одновременно с государством и использовались для финансирования деятельности государственных органов и военных расходов. Издревле ни одна цивилизация не могла нормально функционировать без взимания различных налогов и податей. Можно сказать, что налоги являются основным признаком развитого государства [17, с. 54].
Процесс взимания налогов осуществляется только государством и является его важной функцией. Объем всех взимаемых налогов зависит от стадии экономического развития общества и определяется суммой расходов государства на исполнение его функций: оборонной, экономической, социальной, природоохранной деятельности, охраны правопорядка и т.д. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Это классическое определение налога.
В расширенном смысле к налогам относят также сборы и пошлины, то есть обязательные платежи населения государству за предоставление прав, разрешений и выполнение других юридически значимых действий. Например, таможенные, лицензионные сборы, государственные пошлины за выполнение нотариальных действий, действий по записи актов гражданского состояния, за рассмотрение дел в судах и т.д. [15, с. 21-22]
Характерными чертами налога как платежа, исходя из вышеприведенного определения, являются:
1) Обязательность. Данный признак обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер [12, с. 57].
2) Индивидуальная безвозмездность: характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов.
- обязательства по уплате налогов являются односторонними, и в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона - налогоплательщик. Государство, получая в бюджет налоги, не принимает каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо совершить в его пользу. В то же время плательщик, уплатив налог, не приобретает каких-либо прав;
- налоги безэквивалентны и пользование общественными благами никак не пропорционально величине платежей, уплаченных налогоплательщиком;
- безвозвратность налога характеризуется тем, что налог подлежит возврату только в случае законно установленной льготы или в случае переплаты его в бюджет [11, с. 87-88].
3) Отчуждения денежных средств, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Иными словами, при уплате налога происходит переход части доходов или имущества налогоплательщика в собственность государству.
4) Направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований. Налоги – это абстрактные платежи, которые при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Это означает, что налоговые доходы не предназначены для конкретных государственных расходов. Денежные средства поступают в бюджет на нужды всего государства. Целевая направленность некоторых налоговых платежей прослеживается в их названии, например, платежи в дорожные фонды. Но целевые налоги, носящие некоторую содержательную направленность, не нарушают общего признака абстрактности налоговых платежей [12, с. 59-60].
Экономическое содержание налогов описывается денежными отношениями, которые складываются между государством и населением. Эти денежные отношения имеют большое общественное назначение – мобилизация денежных средств в распоряжении государства. Источниками налогов выступает национальный доход. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения своих функций [16, с. 45] .
Экономическая сущность налогов выражается в их функциях.
Сегодня учеными не сформировано ни одно устойчивое мнение относительно количества выполняемых налогами функций. Наибольшее признание получили следующие функции налогов: стимулирующая, фискальная, регулирующая, распределительная, контрольная.
С помощью стимулирующей функции осуществляется поддержка любых экономических процессов. Он подразумевает использование системы льгот и освобождения от уплаты налогов. В системе налогообложения существует большой набор налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства, предприятий инвалидов, сельскохозяйственных производителей, благотворительных организаций и т.п. Государство, оперируя этими инструментами, вынуждает хозяйствующие субъекты действовать в том направлении, которое выгодно для него [8, с. 83].
Фискальная функция является основной функцией налогов. Она присуща любому налогу и любой налоговой системе. Суть этой функции состоит в том, что при помощи налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа существования самого государства.
Недостаток финансовых ресурсов в бюджете определяет необходимость изменения налоговой, социальной или бюджетной политики страны. Посредством фискальной функции создаются реальные предпосылки для участия государства в экономических отношениях, и именно фискальная функция является основой появления других функций налога.
Регулирующая функция налогов проявляется в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда оказывает влияние на поведение экономических субъектов. Государство может создавать разные условия налогообложения для различных плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на определенных территориях [16, с. 48-49].
Установленные условия взимания налогов могут либо помогать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, способствовать росту или сдерживать экономическую активность в различные периоды. Налоги отражаются на уровне и структуре спроса и предложения, они могут способствовать расширению производства или тормозить его. От налогов зависит соотношение между расходами производства и стоимостью товаров и услуг.
Распределительная функция налогов заключается в перераспределении доходов общества. Суть ее состоит в том, что с помощью налога через бюджет и внебюджетные фонды государство распределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, финансирует крупные межотраслевые и социальные целевые программы общегосударственного значения. Поэтому эту функцию налогов иногда называют социальной [8, с. 85].
Контрольная функция дает возможность государству следить за своевременностью и полнотой поступления в бюджет денежных средств. Она направлена на выявление нарушений налогового законодательства и привлечения виновных к ответственности. Механизм этой функции проявляется с одной стороны в проверке эффективности хозяйствования, а с другой стороны в экономической политике государства. В условиях конкуренции налоги – это один из главнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает тот, кто не может заплатить государству.
Также можно назвать воспроизводственную подфункцию налогов, предназначенную для накопления средств на восстановление используемых ресурсов – воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д. [6, с. 102].
1.2 Классификация налогов, взимаемых с физических лиц
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает для физических лиц следующие виды налогов:
- подоходный налог или НДФЛ;
- имущественный налог;
- транспортный налог;
- земельный налог;
- акцизы;
- водный налог;
- сбор за охоту;
- сбор за вылов рыбы.
Естественно, начисляется и уплачивается любой налог только тогда, когда есть соответствующий ему объект [21, с. 24-29].
Основным критерием классификации налогов является их деление по способу взимания на прямые и косвенные.
Прямые налоги – это налоги, которые взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Объектом этого вида налога являются доход, то есть заработная плата, получаемые проценты, доходы от сдачи имущества внаем, прибыль и т.п., и стоимость имущества – ценные бумаги, земельные участки, недвижимость и т.п. Основанием для налогообложения выступают факты получения доходов и владения имуществом, а налоговые отношения образуются непосредственно между государством и налогоплательщиком.
Косвенными налогами называются налоги, взимаемые в процессе оборота товаров или услуг. Они включаются в виде надбавки к цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара или услуг при их реализации взимает с покупателя цену плюс сумму налога, которую затем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов часто называют налогами на потребление [18, с. 124-125].