Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 4. Транзакционная модель стресса Ричарда Лазаруса[11,с.76].

Развитие стрессоустойчивости у сотрудников ООО ПК «ГЕОПРОМ»

Современные условия интенсивного и напряженного уровня жизни, приводят к увеличению отрицательных эмоций, которые при длительном воздействии могут накапливаться и формировать ярко выраженные стрессовые состояния. Научные теории о трансформации интеллектом человека поступающей информации, при возникновении стрессовых ситуаций, подразделяют людей на четыре группы[17,с.43]:

1. Стрессонеустойчивые. Ригидные люди, не умеющие контролировать свои эмоции, менять свои принципы и установки, и несклонные подстраиваться под внешние условия. Любые отрицательные изменения приводят их в стрессовое состояние.

2. Стрессотренируемые спокойно реагирующие на постепенные перемены. При возникновение внезапных перемен впадают в депрессию, подвержены негативным эмоциям. По мере накопления опыта в резких изменениях обстоятельств, к стрессам относятся более спокойно.

3. Стрессотормозные − неизменно принципиальные люди в своих жизненных позициях, и совершенно спокойно реагирующие на внешние изменения. Готовы к внезапным переменам, и при необходимости согласны стать лидером по решению возникших проблем. При медленных, вялотекущих стрессовых состояниях впадают в депрессию.

4. Стрессоустойчивые люди спокойно реагируют на любые внешние изменения, психологически не подвержены разрушению. Хорошие организаторы новых реформ, отлично работающие в любых форс мажорных ситуациях. В местах с устоявшими традициями чувствуются себя немного хуже.

Для повышения стрессоустойчивости важным является накопление человеком ресурсов, которые могут быть психологическими, материальными, информационными, социальными[13,с.84].

К материальным ресурсам человека относятся:

  • высокий уровень заработной платы;
  • хорошие условия труда;
  • технические средства (персональный компьютер, автомобиль, иная техника);
  • наличие постоянного, комфортного места жительства.

Информационные ресурсы – это наличие у человека доступа к необходимой информации при решении профессиональных задач и рабочих вопросов.

Социальные ресурсы – это общество людей, готовых помочь и поддержать человека в трудную минуту. Коллеги, психолог, друзья и семья могут выполнять функцию поддержки.


Психологическими ресурсами, помогающими человеку в трудной жизненной ситуации, являются: самоуважение, адекватная самооценка, ощущение собственной значимости и самодостаточность; позитивность и рациональность мышления; умение адекватно выражать свои эмоции; целеустремленность, настойчивость, активность.

Способность человека к саморегуляции также повышает его стрессоустойчивость. Развить данную способность помогут следующие психотехники:

Изменение содержания сознания. Данная техника предполагает отвлечение от неприятных ситуаций, мыслей, переключение внимания на окружающий мир, другую деятельность.

Управление физическим «Я». Например, управление дыханием, занятия йогой, практика медитации осознанности.

Практика репродукции ресурсных состояний или позитивных образов, сосредоточенная на приятных воспоминаниях или сюжетах, с сопутствующими ощущениями (физическими, зрительными, обонятельными и слуховыми).

Работа с негативными установками и убеждениями основанная на переформулировании отрицательных эмоций, установок и убеждений в конструктивные и позитивные.

Позитивное внушение и самовнушение, основанное на формулировании и постоянном повторении про себя позитивных высказываний.

В профессиональной деятельности более успешны люди с высоким адекватным уровнем самоуважения, практикующие техники саморегуляции и научившиеся владеть собой в стрессовых ситуациях. Такие люди, как правило, не вступают в бесцельные конфликты по мелочам.

По данным психологов им свойственны: преданность собственным принципам, невзирая на противоположные мнения других людей, в сочетании с гибкостью и способностью поменять свое мнение, если оно окажется неверным; умение действовать по собственному усмотрению, отстаивая свою правоту, не опасаясь неодобрительных суждений и не испытывая по этому поводу вины или раскаяния; умение не проявлять излишнего волнения о вчерашнем и предстоящем дне; вера в себя и свои способности, несмотря на временные трудности и неудачи; в независимости от уровня своих способностей и занимаемого положения, умение оценивать каждого человека как личность, чувствовать его полезность и значимость для других; умение вести и поддерживать непринужденный и легкий стиль общения, уважать мнение других; умение принимать похвалу и комплименты без лицемерной застенчивости; умение оказывать сопротивление в случаях давления со стороны. Говорить «я тебя не понимаю», или «меня это не интересует» (принципы ассертивности); высокий эмоциональный интеллект, способствующий пониманию своих и чужих эмоций и чувств; умение контролировать свои эмоции и порывы; способность находить удовольствие во всех областях жизнедеятельности: в работе, общении с коллегами и друзьями, креативном самовыражении, в хобби, отдыхе и т. д.; способность проявлять самообладание, терпеливость, спокойствие и уважение к коллегам в сложных ситуациях[7,с.122].


Профилактика профессионального выгорания сотрудников в ООО ПК «ГЕОПРОМ»

Разрушение личности в результате продолжительного и интенсивного профессионального стресса, провоцируется накоплением отрицательных эмоций без возможности освободиться от них.

В систему скоординированных действий по профилактике профессионального стресса включаются: мероприятия, направленные на оценку эмоционально-психологического климата коллектива; анализ уровня вовлеченности персонала; разработка и введение программы профилактики профессионального стресса сотрудников компании.

Влияние стрессовых факторов можно уменьшить с помощью переорганизации рабочей структуры. Уменьшить количество стрессов среди сотрудников поможет детальное составление плана действий в течении рабочего дня (тайм-менеджмент). С целью формирования благоприятного морально-психологического климата необходимо привлекать персонал к участию в принятии решений, связанных с модернизацией структуры организации или рабочего процесса. Для снижения возможности возникновения профессионального стресса, сопряженного с ролевой неопределенностью, необходимо четко определить границы должностных обязанностей сотрудников и область их функциональной ответственности.

С целью изучения факторов организационной среды вызывающие профессиональный стресс, необходимо с определенной периодичностью проводить оценку удовлетворенности персонала условиями труда, анализировать уровень лояльности, исследовать степень удовлетворенности системой мотивации. Данная организационная диагностика включает в себя систематический опрос и тестирование персонала, экспертизу и анализ полученных данных, и затем, на основе полученных результатов, составление комплекса мероприятий по решению выявленных проблем.

Менеджеру по персоналу и/или конфликтологу необходимо сформировать модель стресс-компетентности сотрудников, которая сделает возможным учитывать профессиональные особенности персонала при создании программ профилактики профессионального стресса.

К структурной группе методов, направленных на эффективные способы преодоления профессионального стресса относятся: разъяснения требований к поставленным задачам; слаженная и согласованная работа организации; эффективная постановка достижимых целей компании и следование им; использование грамотно-построенной системы вознаграждений и признаний заслуг сотрудников.

Для того, чтобы проводить эффективную деятельность по управлению конфликтными ситуациями и осуществлять профилактические работы по снижению уровня профессионального стресса, в случае если руководители и собственники компании заинтересованы в стабильных и долгосрочных отношениях с персоналом, необходимо повысить конфликтологическую компетентность менеджера по персоналу, либо пригласить в штат компании психолога или конфликтолога, которые будут[3,с.141]:


  • предупреждать и урегулировать конфликты;
  • давать сотрудникам компании практические рекомендации по устранению или минимизации негативных психологических состояний;
  • информировать работодателя о возможных деструктивных последствиях конфликтного противостояния;
  • оказывать помощь участникам конфликта в роли третьей стороны;
  • вносить предложения по устранению причин и условий, способствующих возникновению профессионального стресса;
  • способствовать формированию атмосферы доверия и конфиденциальности;
  • осуществлять деятельность по развитию конфликтологической компетентности и стрессоустойчивости сотрудников;
  • разрабатывать программы повышения лояльности сотрудников;
  • в процессе конструктивного, делового и межличностного общения владеть технологиями управленческой деятельности, учитывая индивидуально-психологические особенности сотрудников;
  • участвовать в создании благоприятного эмоционально-психологического организационного климата;
  • осуществлять социальную поддержку и психологическую помощь работникам.

Организационные способы профилактики профессионального стресса заключаются в: проведении для сотрудников оздоровительно-физкультурных программ (волейбол, теннис, абонемент в бассейн / тренажерный зал); проведение тренингов, мастер-классов и обучающих семинаров, повышающих уровень психологической устойчивости и конфликтологической компетентности работников; изменение рабочей обстановки с токсичной, в котором формируется профессиональный стресс, на комфортную психологическую среду социального окружения [9,с.67].

К индивидуальным методам профилактики профессионального стресса относят: развитие эмоционального интеллекта; коррекция способности эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни; развитие стрессоустойчивости и практика ассертивного поведения; моделирование поведения для изменения окружения; методы улучшение физического и эмоционального состояния работника с целью повышения эффективности борьбы со стрессом.

Методика профилактики профессионального стресса и управления конфликтными ситуациями предполагает проведение системы мероприятий, которые делятся по своей целевой аудитории на 3 категории[18,с.162]:

- работа с руководителем,

-тренинги для персонала,

- создание комфортного эмоционально-психологического климата в коллективе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе написания данной курсовой работы было определено, что конфликт в организации неизбежное явление, поэтому нужно уметь справляться с данным явлением. Каждый человек имеет свои убеждения, цели и свое воспитание, каждый стремится достичь своих убеждений по своему, так, как считает он нужным.

Соответственно, каждая организация состоит из людей, выполняющих в ней работу, и когда человек приходит в организацию, он может столкнуться с людьми, у которых также есть свои цели, и пути их достижения или сами эти цели у людей могут не сойтись. Профессиональный стресс – это накапливающееся напряженное психологическое состояние сотрудника, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью, возникающее при негативном влиянии стрессовых факторов. В большинстве случаев факторами развития стресса являются неблагоприятные условия профессиональной деятельности:

  • напряженность труда и высокая рабочая нагрузка;
  • нехватка времени для выполнения обязанностей;
  • отсутствие поддержки со стороны коллег и руководства;
  • неэффективная система мотивации персонала;
  • непрекращающееся угрозы оказаться среди оштрафованного персонала;
  • неясность и противоречивость поставленных задач;
  • однообразная монотонная работа без перспективы карьерного роста;
  • неэффективная организация рабочего пространства.

В наибольшей степени выгоранию способствует ситуация, поэтому, чтобы справиться с основными причинами, зачастую необходимо провести изменения на должностном, командном или организационном уровне.

Для того, чтобы помочь сотрудникам ООО ПК «ГЕОПРОМ» восстановить свои запасы эмоциональной энергии, необходимо ограничить воздействие факторов стресса, организовать комфортные рабочие условия, предоставить возможность, с помощью образовательных программ, повысить уровень эмоциональной устойчивости, обеспечить необходимыми ресурсами, выделить время на отдых и физическую нагрузку, подчеркивать вклад команды в общее дело.

Соответственно, ключевая цель в сохранении стабильности компании ООО ПК «ГЕОПРОМ», за счет эффективной практики управления персоналом, − устранение источников профессиональных стрессов, преодоление негативных последствий профессионального стресса и профилактика синдрома эмоционального выгорания.