Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Теоретические основы финансов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иными словами, каждый институт, или звено, финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются, а также используются фонды денежных средств.

Структура финансовой системы Российской Федерации включает следующие сферы и звенья организации финансовых отношений (См. приложение Б).

Сферы:

1) централизованные финансы – это государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов Российской Федерации) и муниципальные (местные) финансы;

2) децентрализованные финансы – это финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов).

Звенья государственных и муниципальных финансов:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные);

- бюджеты муниципальных образований (местные);

- государственные внебюджетные целевые фонды;

- государственный кредит;

- государственное страхование.

Звенья финансов предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов):

- финансы коммерческих предприятий (организаций);

- финансы некоммерческих предприятий (организаций);

- финансы финансовых посредников.

Значимость отдельных сфер финансов определяется сообразно иерархии экономических субъектов общества. Каждое звено финансовой системы выполняет свои задачи, а также обслуживает определенную группу финансовых отношений. Причем эти звенья зависят от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов.

В современной экономической науке централизованные финансы используются, как правило, для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне, а также их рассматривают как сферу государственных и муниципальных отношений.

Первое назначение государственных финансов – это финансирование механизма реализации совокупных потребностей граждан, второе – это распределение или перераспределение значительной части валового внутреннего продукта между физическими лицами. Именно поэтому они представляют основное звено структуры финансовой системы.

Государственные и муниципальные финансы – это денежные отношения, которые складываются между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой., в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, которые обеспечивают финансовые потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.


Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наиболее крупные фонды денежных средств. Основываясь на конституционно-закрепленных принципах федерализма и самостоятельности местного самоуправления, а также в соответствии с проведенной реформой местного самоуправления Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепил трехуровневую бюджетную систему. Это бюджеты: федеральный, субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), местные (по Бюджетному кодексу Российской Федерации - муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений). Бюджеты – это финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, то есть нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий.

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – это статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это способствует стабильному росту жизненного уровня населения нашей страны.

Бюджетной системе отводится решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации формируют консолидированный бюджет Российской Федерации, а бюджет субъекта Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований на его территории образуют консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации.

Федеральному бюджету Российской Федерации принадлежит ведущая роль, которая заключается в обеспечении финансовыми ресурсами решение общенациональных задач[1].

В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. Они начали функционировать с 1.01.1992 года, и в 90-х годах насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Тем не менее, с 1999 года они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в наши дни на центральном уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда. Данные фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.


Среди внебюджетных социальных фондов важнейший - Пенсионный фонд, который формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, которые получены от собственных инвестиций. Средства Фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также на выплату пособий на детей, пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, который предназначен главным образом для выплаты различных пособий, и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, который призван обеспечить охрану здоровья населения.

Федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты - местными органами самоуправления.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений. Которые складываются между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами. Международными финансовыми организациями – с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности, а также формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников таких отношений. В отношениях, которые относятся к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора. Либо заемщика, либо гаранта.

Государственное страхование - это урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, которые формируются из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование как звено финансовой системы включает лишь те отношения, участником которых обязательно выступает государство. Финансовая деятельность в сфере страхования имеет несколько направлений. Развитие страхования также обусловлено наличием у государства социальной функции и, как следствие, принципа социальной направленности финансовой деятельности. Вследствие этого обязанностями государства становятся пенсионное и медицинское обеспечение граждан, выплата пособий по безработице и т. д. Финансирование таких расходов осуществляется посредством формирования страховых фондов и последующего их распределения. Государству необходимо компенсировать риски, которые связаны с несением государственной службы. Вследствие этого возникает обязанность страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей и т. д.


Финансовая деятельность в сфере страхования выступает одним из способов аккумулирования дополнительных денежных средств в доход государства.

Особое место в государственной финансовой системе занимают децентрализованные финансы, которые используются для регулирования и симулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. Их задачей является обеспечение финансового механизма практической реализации государственных услуг, а также функционирования государственной инфраструктуры. Децентрализованные финансы включают финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций), финансы домашнего хозяйства.

Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, которые участвуют в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение России и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций эффективно функционируют на основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской деятельности и др.).

Выполнение данных принципов определяет, стабильность всей финансовой системы. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, то есть самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка - кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и иные его инструменты. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), которые создаются для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.

Особое место в системе децентрализованных финансов отводится финансам домашнего хозяйства. Финансы домохозяйств представляют собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и формирования доходов и расходов населения.


Денежные доходы домашних хозяйств складываются из следующих источников:

1) оплата труда членов семьи, которые работают в качестве наемных работников, премии, постоянные надбавки к зарплате, средства на командировочные расходы, выплаты на социальные расходы, осуществляемые работодателем;

2) доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятия, операций с личным имуществом и кредитно – финансовых операций;

3) государственные пенсии, пособия, стипендии и прочие социальные трансферты[2].

Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение организаций.

Таким образом, рассмотрев финансовую систему России, необходимо отметить, что каждое звено финансовой системы Российской Федерации представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых используются и образуются фонды денежных средств.

Каждому звену финансовой системы присущи определенные свойства и функции, которые не повторяются другими ее звеньями, однако все звенья взаимодействуют и интегрируют. Это и является признаком целостности финансовой системы.

На основе целостности, гибкости, динамичности, а также открытости финансовой системы было выведено главное правило ее деятельности (system theory): всегда следует стремиться к финансовой устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее звеньев и субинститутов.

Это, как правило предполагает усиление и углубление связей финансовой системы с внешней средой, постоянный обмен информацией.

Финансовая система Российской Федерации, выступая неотъемлемой составляющей социально-экономической системы в целом, представляет собой сложный, динамичный и открытый организм. Сложность финансовой системы определяется неоднозначностью составляющих ее элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным разнообразием. Это, как правило, вызывает многообразие и различие элементов финансовой системы, их взаимосвязей, тенденций, изменений состава и состояния системы, множественность критериев их деятельности. Динамичность финансовой системы обусловливается тем, что она находится в постоянном развитии, в постоянно меняющейся величине финансовых ресурсов, расходов, доходов, в колебаниях спроса и предложения на капитал. Открытость финансовой системы объясняется также и взаимодействием ее звеньев с социально-политическими структурами государства и с финансами зарубежных стран. Гибкость и эффективность финансовой системы достигаются за счет ее многозвенности.