Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Теоретические основы финансов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовая система воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода, вследствие этого является одним из главных регуляторов развития государственной экономики. В этом отношении финансовая деятельность подобна биологическому организму, который выживает только путем приспособления к окружающему миру.

ГЛАВА 3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОСИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

§1. Понятие и принципы финансовой политики

Любое государство для осуществления своих функций, а также достижения определенных государственных социально-экономических задач используют финансы. Существенную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Через финансовую политику, которая является составной частью экономической политики государства, осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Следовательно, финансовая политика – это особая сфера деятельности гоударства, котора направлена на мобилизацию финановых ресурсов, их рациональное рапределение и эффективное использование для осуществления гоударством его функций.

Государство выступает главным суъектом проводимой финнсовой политики. Оно разараатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, а также определяет средства и пути достижения стратегических задач.

Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, который рассчитан на длительную перспективу и предусматривает решение, как правило, крупномасштаных задач.

Финансовая тактика – это методы решения финановых задач на основных участках финансовой стратегии. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны.

В глобальном плане ощими принципами формирования финансовой политики государства выступают:

1. Выраотка научно обоснованной концепции развития финансов. Она формируется, как правило, на основе аналза состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития прозводительных сил и производственных отношений. Развития поребностей народного озяйства и населения страны в финансовых результатах.


Целью научно ооснованной концепции развиия финансов является наиболее полная мобилизация финансовых реесурсов, которые необходимы для удовлетворения потребностей развития общества. Она, как правило, предусматривает создание благоприяных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непрозводственной сферы, а также предпринимательской деятельности.

2. Концентрция части финансовых ресурсов в централизованных фондах гоударств. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осущесвляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения.

Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупности общесвенного продукта. При первичном распределении национального дохода государство, как правило, получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добвленную стоимость, акцизов и т.д.). В результате перераспредделения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ, а также личных доходов населения.

Централзация части финансовых ресурсов характерна, как правило, для всех государств.

3. Определение важнейшх направлений использования финансовых ресурсов гоударства. Целью выработки таких направлений являеся наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их в первую очередь в приоритетеные сферы, а также в социальную сферу. Досижение наибольшх результатов при наименьших финансовых затратах остается главной задачей как для государст в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта.

4. Осуществление практических действий, которые направлены на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого обычно необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который следует определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает:

- методы распределения национального дохода;

- способы образования государственных бюджетных фондов, то есть общегосударственного и региональных;


- методы образования государственных целевых фондов;

- виды платежей в бюджет, а также целевые фонды;

- финансовое планирование, а также прогнозирование;

- финансовый контроль.

5. Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики. Фискальная политика – это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, которая направлена на пополнение государственной казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX века, когда государственные финансы стали играть существенную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы).

Необходимо отметить, что финансовая политика не ограничивается перечисленными выше принципами. Финансовые отношения в государстве – это, как правило, динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования существенное значение имеют:

- финансовое регулирование, а также стимулирование производства;

- финансирование научно-технического прогресса;

- страховая защита общественного производства.

Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, а также тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности, а также размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, а также обновлению основных фондов.

§2. Финансовая политика государства

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, главные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и утверждаются законодательными органами государственной власти Российской Федерации в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления строят финансовую политику на соответствующей территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Так как именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, которая проводится на региональном и местном уровнях, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.


Современная финансовая политика Российской Федерации нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности» повышения благосостояния населения. В ее составе основное место отводится бюджетной политике, которая играет определяющую роль в формировании финансовой базы развития государства, а также обеспечении достойных условий жизни для его граждан. Через бюджетную систему Российской Федерации проходят средства, которые эквивалентны более трети ВВП, что позволяет обеспечить финансирование предоставления важнейших государственных и муниципальных услуг и выполнение возложенных на все органы государственной власти и органы местного самоуправления функций. В свою очередь бюджетная политика подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты, политику в области расходов бюджетов и политику в сфере межбюджетных отношений.

Основной стратегической задачей бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе является обеспечение условий для поддержания макроэкономической стабильности и долгосрочной сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации при безусловном финансовом обеспечении проводимых в условиях перехода к новому типу экономического развития структурных реформ, которые нацелены на повышение качества жизни населения и реализацию конкурентных преимуществ нашего государства в сферах энергетики, транспорта, аграрного сектора, переработки природных ресурсов и высокотехнологичных производств в мировой экономике. В связи с этим к основным задачам бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу относятся:

1) активное использование долгосрочного и среднесрочного бюджетного планирования, которое позволяет сформулировать стратегические приоритеты бюджетной политики государства исходя из целей и задач экономической политики, оценить объем необходимых финансовых ресурсов для их реализации, а также определить возможные источники этих ресурсов;

2) внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс, который предполагает ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;

3) повышение эффективности использования бюджетных средств, достигаемое как с помощью долгосрочного бюджетного планирования, которое позволяет предупредить необоснованный рост расходов бюджета, так и путем внедрения системы мониторинга эффективности расходов бюджета и оценки эффективности использования бюджетных средств, передаваемых государственным корпорациям, унитарным предприятиям и бюджетным учреждениям;


4) завершение перехода от сметного финансирования бюджетных учреждений и прямого предоставления большей части бюджетных услуг к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами;

5) повышение результативности государственной социальной политики, которое предусматривает разработку и реализацию на всех уровнях бюджетной системы целевых программ, направленных на улучшение качества жизни социально незащищенных категорий граждан, в том числе за счет обеспечения доступности и качества государственного образования и здравоохранения, усиление адресности социальной помощи, а также сокращение дифференциации населения по уровню доходов и имущественной дифференциации;

6) совершенствование механизма оплаты труда в бюджетной сфере, которое обеспечивает соответствие уровня заработной платы работников этой сферы среднему уровню оплаты труда в коммерческом секторе соответствующей отрасли, повышение производительности труда, а также качества оказываемых бесплатных социальных услуг.

7) формирование механизмов привлечения частного, в том числе иностранного капитала, к осуществлению основных инфраструктурных проектов национального масштаба.

Исследуя отдельно составные части бюджетной политики Российской Федерации, необходимо остановиться на основных направлениях политики мобилизации денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, основу которой составляет налоговая политика. Проведение в нашей стране налоговой реформы уже имеет определенные положительные результаты. К ее позитивным итогам следует отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие отмены оборотных налогов, снижения за последние годы ставки налога на прибыль с 35% до 20%, ставки НДС - с 20% до 18%, единого социального налога - с 38,5% до 26%, введения единой твердой ставки налога на доходы физических лиц, создание условий для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес. Изменение подходов к налогообложению предприятий, которые функционируют в отдельных секторах экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для стимулирования инновационной деятельности и диверсификации экономики. Главная цель современной налоговой политики – это дальнейшее совершенствование налоговой системы, которая должна быть необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок; справедливой и одинаковой для всех экономических агентов; благоприятной для инвестиционной активности и развития бизнеса.