Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Теоретические основы финансов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Без участия финансов национальный доход не может быь распределен. Финансы – это связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Они, как правило, воздействуют на производство, распределение, обмен и потребление и нося обычно объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, которые в совокупности представляю финансовые ресурсы страны. Основное условие роста финансовых ресурсов – эо увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы – не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания, а также общественного назначения. Финансовая наукка исследуе не ресурсы как таковые, а общественные отношения, которые возникают на основе образования, распределения и использования ресурсов: она изучает закономерности развития финансовых отношений.

Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом звисят от проводимой правительством финансовой политики.

Финансы – это прежде всего распределительная категория. При их помощи осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода. Доля национального дохода. Которая перераспределяется через все звенья финансовой системы, резко возросла: с 9 – 18 % накануне. Первой мировой войны до 50% и более в настоящее время.

Вместе с тем необходимо отметить, чо распределительные процессы проходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита. Как известно, цена – это денежное выражение стоимоси товара. Прежед чем произойдет распределение и перераспределение национального дохода, товар должен быь реализован. Цена, как правило, предопределяет величину денежных средств, которые поступают от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой дальнейшего распределительного процесса.

Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит – это, как правило, взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных средств предприятий на расширенной основе.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему, а также специальные финансово-кредитные институты. Банки аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают их на основе возвратности, платности, а также срочности предприятиям, которые нуждаются в них. Кредит должен быь в обусловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.


§2. Функции финансов

По дфункциями финансов, как правило, понимается проявление присущих им свойств (назначение, деятельность, обязанность, исполнение, роль), то есть их роли, которую они выполняю в системе экономических отношений. Функции финансов конкретизируют их сущнсть, а также раскрываю ее содержание.

Для финансов как экономической категории характерны две функции: распределительная и контрольная.

Первой функцией финансов является распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в государстве. Материальной основой создания национального дохода государства служит воспроизводство общественного продукта (валового внутреннего продукта). На стадиях воспроизводства валового внутреннего продукта (собственно производство, распределение, обмен, а также конечное потребление), бесспорно, участвуют финансы. Однако финансы выражают в первую очередь распределительные отношения.

Распределение стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода государства представлено на рисунке 1 (См. приложение А).

Стоимость валового внутреннего продукта за минусом возмещения стоимости израсходованных в процессе производства средств производства образует национальный доход (вновь созданную стоимость).

Национальный доход делится на две части – фонд накопления и фонд потребления. Соотношение указанных частей определяет пропорции развития экономики, а также ее структуру. Через систему финансовых отношений государство распределяет, а также направляет одну часть национального дохода на расширенное воспроизводство (в фонд накопления), другую часть – в фонд потребления. Государство использует финансы в качестве орудия распределения национального дохода с целью эффективного воздействия на результаты хозяйствования.

В дальнейшем, как правило, объективно возникает потребность в перераспределении национального дохода, которая вызывается:

1) наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, а такж социальное обеспечение), однако без которой производство не может быть эффективным;

2) необходимостью обеспечения социального развития;

3) важностью создания благоприятных условий для предпринимательства, что требует в свою очередь предоставления дотаций, субсидий.


Таким образом, национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, а затем перераспределяется между производственной и непроизводственной сферами, а также по регионам.

Большая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется, как правило, через государственный бюджет (федеральный, региональный, также местные бюджеты государства).

Распределительная функция финансов проявляется, как правило, при распределении национального дохода, когда происходит структурная перестройка народного хозяйства, выделение приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт и энергетика).

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, заключается в развитии производительных сил, укреплении государства, а также достижении высокого качества жизни широких слоев населения.

Финансы выполняют свою распределительную функцию также в процессе формирования и распределения доходов предприятий.

При реализации продукции у предприятий образуются выручка и соответственно доход. Одна часть такого дохода поступает в государственный бюджет, централизованные фонды социального страхования, а другая – остается в распоряжении предприятий на образование фондов оплаты труда, экономического стимулирования, а также финансирования затрат по расширению и развитию производства.

Посредством распределительной функции финансов предприятия образуют фонды денежных средств за счет выручки от реализации товаров, готовой продукции, а также выполненных работ, направляют их на возмещение затрат (оплату товаров, материальные затраты, выплату заработной платы) образование чистого дохода (прибыли). Определенная доля чистого дохода вносится в доход бюджета.

Вторая важная функция финансов – это контрольная. Она порождена распределительной функцией и проявляется главным образом в контроле за распределением совокупного общественного продукта и национального дохода по денежным фондам и их целевому расходованию.

Контрольная функция финансов осуществляется в основном двояко: во-первых, через контроль рублем, во-вторых, через контроль, который осуществляется финансовыми органами. Посредством финансов на предприятиях осуществляется контроль рублем за образованием денежных доходов, соблюдением режима экономии и использованием материальных и трудовых ресурсов, количеством и качеством труда, использованием основных и оборотных фондов, образованием и использованием поощрительных фондов и т.д.


Но самое главное на предприятии – строго следить за распределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Еще важнее осуществлять контроль за использованием средств из этих фондов по целевому назначению. Следовательно, финансы выступают орудием контроля за правильным образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе производства и реализации продукции.

Контроль рублем осуществляется обычно не только внутри предприятия, но также и во взаимоотношениях между предприятиями, с вышестоящей организацией и финансово-кредитными учреждениями. Контроль рублем во взаимоотношениях между предприятиями производится при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, а также соблюдении договорных условий.

Хозяйственная деятельность предприятий контролируется рублем в процессе выполнения обязательств перед бюджетом по платежам в бюджет и финансированию из бюджета. Контроль финансовыми органами и ведомственными службами осуществляется, как правило, путем проверки законности расходования денежных средств, полноты уплаты налогов.

Контрольная функция финансов используется также и в масштабах всего государства. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ресурсов, пропорции либо диспропорции в экономике отраслей, исполнение государственного бюджета.

Некоторые экономисты считают, что финансам присуща третья функция – это формирование денежных фондов. В тоже время представляется, что финансы, выполняя функцию распределения финансовых ресурсов, одновременно формируют и денежные фонды. И выделять третью функцию путем расчленения распределительной функции нет необходимости.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм – это совокупность инструментов и методов управления финансовыми отношениями.

Финансовый механизм включает: формы финансовых отношений в государстве; институты (порядок, а также правила) формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами; финансовое законодательство.

К финансовым инструментам, которые используются в финансовых методах, как правило, относятся: доходы, прибыль, амортизационные отчисления, финансовые санкции, процентные ставки по ссудам, нормативы оборотных средств и т.д.


Вопрос о количестве и содержании функций финансов относится к числу дискуссионных. В финансовой науке есть экономисты, которые более широко трактуют функциональную роль финансов и считают правомерным к уже названным двум главным функциям добавить аккумулирующую и симулирующую. Однако представляется, что аккумулирование и стимулирование являются внутренним содержанием процесса распределения и перераспределения финансовых ресурсов. Аккумулирующая, распределительная и контрольная функции финансов – это три стороны одного экономического процесса. Лишь в их единстве, а также тесном взаимодействии финансы проявляют себя в качестве категории стоимостного распределения.

Таким образом, на основании изложенного в данной главе материала можно сделать следующий вывод: финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, которые возникают в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, которые участвуют в создании совокупного общественного продукта.

Сущность и назначение финансов проявляется в их функциях, под которыми принято понимать «работу», выполняемую финансами. Финансы выполняют, как правило, две функции – распределительную и контрольную.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для развития теории рыночной экономики, а также реформирования хозяйства существенное значение имеет представление о системе финансов, ее структуре, а также факторах развития.

Совокупность финансовых сфер, которые выражаю взаимосвязи между субъектами по поводу изменения денежного оборота, образует финансовую систему общества. В настоящее время в финансовой науке представлены различные подходы к интерпретации понятия «финансовая система». К наиболее распространенному из них относится определении финансовой системы как совокупности финансовых отношений, которые возникают в связи с формированием, перераспределением и использованием фондов денежных средств государства, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств.

Таким образом, финансовая система, во-первых, совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; во-вторых, совокупность государственных органов и учреждений, которые осуществляют в пределах своей компетенции финансовую деятельность.