Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Теоретические основы финансов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В среднесрочной перспективе налоговая политика, обеспечивая необходимый для выполнения расходных обязательств объем доходов бюджетов, должна создавать благоприятные условия для модернизации экономики, осуществления инвестиций в создание новых производств и повышение производительности труда, а также стимулы для инвестиций граждан и предприятий в образование, здравоохранение, улучшение жилищных условий и добровольное пенсионное страхование.

Текущая политика в области расходов бюджетов в современных условиях характеризуется отраслевой направленностью, что связано с выделением в составе экономики ряда отраслей, развитие которых сегодня имеет первостепенное значение.

К ним относятся образование, здравоохранение, транспорт, национальная оборона. Перечисленные отрасли могут успешно развиваться лишь в условиях высоких темпов роста экономики, эффективной инвестиционной и долговой политики государства, что непосредственно влияет на содержание задач политики в области расходов бюджетов. В наши дни задачами этой составляющей бюджетной политики являются:

1) в образовании:

- расширение практики программно-целевого планирования бюджетных и внебюджетных средств, которые направляются на развитие образования;

- планирование расходов федерального бюджета на финансирование высшего профессионального образования с учетом прогнозов потребности в соответствующих специалистах на рынке труда;

- адресный характер предоставления стипендий студентам;

- постепенное замещение финансирования текущего содержания сети учреждений профессионального образования финансированием конкретных образовательных услуг, которые оказываются населению;

- активное использование системы образовательных субсидий, а также кредитов при усилении государственной поддержки студентов в условиях экономического спада, в том числе за счет установления низкого процента по кредиту и возможной фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, которые обучаются с полным возмещением затрат;

- выработка оптимального механизма софинансирования учреждений начального и среднего профессионального образования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

2) в здравоохранении:

- вывод из системы государственного финансирования медицинских учреждений, которые не обеспечены государственными заданиями;

- переход от сметного принципа финансирования медицинских учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи на основе утверждения стандартов медицинских услуг;


- создание механизма государственно-частного партнерства в области финансирования платных медицинских центров;

- предоставление государственной финансовой поддержки в строительстве медицинских центров при крупных предприятиях, в которых будет осуществляться полное медицинское обслуживание сотрудников предприятий и их семей;

3) в транспортной отрасли:

- определение приоритетных объектов финансирования за счет бюджетных средств, а также привлечение частных инвестиций в отрасль для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры;

- стимулирование спроса на услуги транспортного комплекса, техническое перевооружение, а также приобретение современных транспортных средств, в том числе за счет государственных инвестиций в строительство и развитие объектов транспортной инфраструктуры и привлечения внебюджетных средств при софинансировании таких объектов;

4) в оборонном комплексе:

- расширение практики предоставления инвестиционного налогового кредита организациям оборонно-промышленного комплекса при выполнении гособоронзаказа;

- повышение эффективности государственной финансовой поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса в форме предоставления субсидий из федерального бюджета;

- создание прозрачной системы финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации с целью эффективного контроля за целевым использованием бюджетных средств, которые направляются на финансирование национальной обороны;

5) в инвестиционной сфере:

- определение стратегических приоритетов государственной инвестиционной политики и финансирование федеральных целевых программ, которые направлены на реализацию крупномасштабных инвестиционных, научно-технических и (либо) структурных проектов, которые позволят обеспечить инновационное развитие экономики;

- стимулирование частных инвестиций в инновационные проекты, в том числе путем предоставления государственной поддержки реализации программ инновационного развития организаций, финансовой поддержки реализации программ технологического перевооружения предприятий и т.д.;

- повышение эффективности механизма ответственности государственных заказчиков, а также соответствующих должностных лиц за достижение целей федеральных целевых программ в инновационной сфере;

6) в области управления государственным долгом Российской Федерации:

- последовательное снижение объема государственного долга Российской Федерации, а также величины процентных расходов федерального бюджета путем проведения эффективной политики по минимизации стоимости обслуживания долга на основе удлинения срока заимствований, снижения доходности по государственным ценным бумагам, использования возможностей досрочного погашения долговых обязательств при сохранении высокого кредитного рейтинга России и обеспечении своевременного и полного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами.


Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация рассматриваемой составляющей финансовой политики, прежде всего, влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения.

Таким образом, рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, необходимо отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями. Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения данных функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, благосостояния, а также ограничения в развитии негативных моментов в экономическом росте. Финансы стимулируют снижение издержек производства организаций и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.

Следовательно, финансы - это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения.

Становление финансовых отношений происходит одновременно с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребностей государства в организации аппарата управления и армии, борьбы с нуждой и бедностью .

Реализуются финансовые связи через финансовую систему.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, которые выступают в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов.


Финансовая система Российской Федерации включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы включают в себя государственные и муниципальные финансы. Словосочетание «государственные и муниципальные финансы» отражает федеративное устройство России. Согласно Конституции РФ федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, местный уровень (органов местного самоуправления).

Децентрализованные финансы выступают основой финансовой системы, так как именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы включают два крупных звена – финансы организаций и финансы домашних хозяйств.

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны, решаемых социально-экономических и других задач.

Правильность выбранной финансовой политики зависит от критической оценки сложившейся в стране экономической ситуации, соблюдения «золотого правила» экономической теории – при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть на самом деле, а не такой, какой ее хотелось бы видеть.

Финансовая политика охватывает комплекс инструментов, которые позволяют осуществлять эффективное государственное регулирование экономики. Она включает бюджетную, налоговую, таможенную и кредитно-денежную политику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дукхани А.Б. Сравнение финансовых систем в США, РФ и ОАЭ // Вестник УГЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. -2014. - № 1(7). – С. 175-180.

2. Кормилицина И.Г. Финансовая стабильность: сущность, факторы, индикаторы // Финансы и кредит. – 2011. - № 35. – С.44-49.

3. Макроэкономика: учебное пособие / Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

4. Макроэкономика: учебник / Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.

5. Макроэкономика-2: учебник / Шагас Н.Л, Туманова Е.А. - М.: изд-во МГУ, 2006. - 427 с.

6. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие / Марыганова Е.А., Шапиро С.А. - М.: Кнорус, 2010. - 302 с.


7. Медведков С.Р. Экономическая политика и банковская система // Вопросы экономики. - 2012. - № 4. – С. 47-51.

8. Основы макроэкономического анализа: учебное пособие / Косов Н.С. - Тамбов: ТГТУ, 2007. - 140 с.

9. Полякова О.А. О финансовой системе и ее составе // Финансы и кредит. – 2011. - № 3. – С.113-116.

10. Сушко И.А. Влияние кризисных явлений валютного рынка на состояние российской финансовой системы // Ленинградский юридический журнал. – 2015. – № 1 (39). – С. 156-160.

11. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 703 с.

12. Финансы и кредит: учебник / под ред. Т.М. Ковалевой. - 7-е изд. - М.: Кнорус, 2013. - 360 с.

13. Финансы: учебник / Барулин С.В. - М.: КНОРУС, 2010. - 640 с.

14. Финансы: учеб. пособие / Лупей Н.А., Соболев В.И. -М.: Магистр, ИНФРА-М, 2012. - 400 с.

15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. пособие для бакалавров / Колпакова Г.М. - М.: ИД Юрайт, 2012. - 538 с.

16. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 543 с.

17 Финансы: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевского, Б.М. Сабанти и др. - М.: Юрайт-Издат, 2011. - 590 с.

18. Финансы: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 703 с.

19. Финансово-кредитная система: учебное пособие / Н.И. Куликов, Л.С. Тишина, Е.Ю. Бабенко, И.Р. Унанян, Е.Ю. Вихляева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 80 с.

20. Финансово-кредитная система: учеб. Пособие / Бобошко Н.М., Проява С.М. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 234 с.

21. Шмиголь Н.С. Современные представления о финансовой системе в экономической литературе // Финансы и кредит. – 2010. - № 43. – С. 54-58.

22. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика: учебное пособие: в 2 ч. / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др.; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова и д-ра экон. наук, проф. Н.С. Косова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – Ч. 2. – 204 с.

23. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 527 с.

24. Экономическая теория: учебник / Сажина М.А., Чибриков Г.Г. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 672 с.

25. Эскиндаров М.А. Устойчивость финансовой системы России: индикаторы и критерии оценки // Вестник Финансового университета. – 2012. - № 2. – С.176-179.

Приложение А

Таблица 1 – Схема распределения валового внутреннего продукта и национального дохода в Российской Федерации