Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ОАО «Катерина»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководители предприятий, которые действуют на международном рынке, должны систематически контролировать перемены, происходящие в этой сфере. Изменения внешней среды оказывают действие на фирмы, заставляя их менять свое поведение, адаптироваться к внешним изменениям и в дальнейшем поддерживать их. Изучив теоретические основы внутренней и внешней среды предприятия, можно сделать вывод, что внутренние факторы в сочетании с факторами внешней среды предприятия оказывают решающее воздействие на жизнедеятельность организации[24].

Внешняя среда характеризуется совокупностью различных факторов, находящихся за пределами предприятия и влияющих на его деятельность. Основная задача стратегического анализа внешней среды состоит в мониторинге тенденций, появляющихся возможностей и угроз, прямо или косвенно воздействующих на хозяйствующий субъект. Следует заметить, что осуществление анализа внешней среды является достаточно сложной задачей из-за быстроменяющихся условий, неопределенности влияния различных факторов на ее состояние[25].

Таким образом, задачей стратегического управления является обеспечение сбалансированного взаимодействия организации с окружающей средой, способствующего успешному ее функционированию в долгосрочной перспективе.

Однако, границы внешней среды для отдельно взятой организации весьма условны. Как правило, это зависит от вида ее деятельности, размеров, от того взаимодействует ли она с зарубежными компаниями и других факторов. Условно внешнюю среду разделяют на макроокружение (макросреду) и микроокружение (микросреду). Макроокружение характеризует наиболее общие условия для функционирования предприятия во внешней среде. Несмотря на это степень его воздействия на отдельно рассматриваемые организации различна, что в основном связано с особенностями деятельности, с ее внутренними возможностями.

Макросреда представляет собой сложную сферу влияния на предприятие, поскольку информация об ее составляющих может быть наименее достоверной. В связи с чем, одной из главных задач в процессе ее анализа является сужение участка исследований, направленное на выделение критических факторов среды, имеющих особое значение для хозяйствующего субъекта. [26]

Таким образом, анализ окружающей среды должен осуществляться постоянно, поскольку на основе полученной информации оценивается занимаемое организацией положение на рынке. С его помощью руководители исследуют и по мере возможности контролируют влияние факторов по отношению к организации. Стратегический анализ внешней среды предоставляет важнейшую информацию для прогнозирования возможностей, выявления угроз, составления стратегического плана.


Все составляющие внутренней и внешней среды тесно взаимодействуют между собой и оказывают влияние друг на друга. Внутренняя и внешняя среда предприятия должна подвергаться постоянному изучению и анализу со стороны руководителя, для того чтобы в последствии принять верное решение и стабилизировать экономическое положение предприятия.

Глава 2. Практические аспекты анализа внешней и внутренней среды на примере ОАО «Катерина»

2.1. Краткая характеристика предприятия

Открытое акционерное общество «Катерина» образовано в 2003 г. в целях удовлетворения потребностей населения в услугах общественного питания, а также получения прибыли. Юридический адрес предприятия: г. Москва, ул. Шлюзовая, д.6, корпус 1.

Ресторан предлагает блюда стран Европы с элементами французской элегантности и хитами азиатской кухни. Ресторан характеризуют высоким уровнем комфорта за счёт современного оборудования и достаточно удобной мебели, высоким и качественным уровнем обслуживания посетителей. Фужеры, бокалы и рюмки выполнены из хрусталина. Приборы выполнены из нержавеющей стали, изготовленные по индивидуальному заказу, специально для ресторана.

Основная цель ОАО «Катерина» — это доставка таких популярных блюд азиатской кухни, как суши, роллы, китайская лапша в любое место и время, указанное заказчиком.

Миссия ОАО «Катерина»: «Наша задача — сделать заказ европейских и азиатских блюд максимально удобным, экономя Ваши деньги и время!» По мнению основателей бренда в этом и заключается уникальность формата «take-away».

Во главе ресторана ОАО «Катерина» — генеральный директор. Директор занимается руководством деятельностью ресторана, организацией его производственно-торговой деятельности, осуществляет контроль качественного уровня продукции и услуг ресторана. В его ведении находится обеспечение ресторана достаточно квалифицированными кадрами.

Директор занимается разработкой стратегии развития ресторана и осуществляет контроль степени ее исполнения. Вся деятельность директора подчинена получению большей прибыли, которая была бы достаточна для самоокупаемости и самофинансирования ресторана, для обеспечения высокого уровня культуры обслуживания посетителей.


Существующая в компании организационно-управленческая структура является линейно – функциональной по принципу своего построения и сильно централизованной. При такой структуре управления производством каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке производственного процесса.

Прибыль выступает в качестве обобщающего показателя финансово-хозяйственной деятельности компании. В таблице 1 представлены показатели прибыли ОАО «Катерина» по данным Отчета о финансовых результатах.

Таблица 1

Расчет динамики прибыли и рентабельности ОАО «Катерина»

Показатель

Ед. изм.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2017г. к 2015г.

тыс. руб.

%

Объем реализации

тыс. руб.

31042

34952

37961

6919

122,3

Себестоимость

тыс. руб.

15228,0

16342,0

18232,8

3004,72

119,7

Валовая прибыль

тыс. руб.

15813,96

17824,8

19728,24

3914,28

124,8

Управленческие расходы

тыс. руб.

3324

3324

3412

88

127,2

Коммерческие расходы

тыс. руб.

4468

4596

4601

133

128,4

Прибыль от продаж

тыс. руб.

8021,96

9685,77

11715,24

3693,28

124,6

Прочие расходы

тыс. руб.

3346

3348

3553

207

159,8

Балансовая прибыль

тыс. руб.

4676

6678

8162,2

3486,3

123,8

Налог на прибыль

тыс. руб.

935,2

1118,44

1632,44

697,3

123,8

Чистая прибыль

тыс. руб.

3741

5867

6530

2789

123,8


Данные таблицы 1 показали, что и в 2014 и 2016 годах ресторан является коммерчески успешным предприятием, получает от своей деятельности значительные прибыли.

Рассчитаем показатели рентабельности.

Рентабельность услуг:

2015 год: 8021,96/31042*100 = 25,8 %;

2016 год: 9685,77/34952*100 = 27,7 %;

2017 год: 11715,24 / 37961 * 100 = 30,9 %;

Изменение 2017/2015: 30,9 - 25,8 = 5,1 %.

Рентабельность предприятия:

2015 год: 3741 / 15228 *100 = 24,6 %;

2016 год: 5867/16342*100 = 35,9 %;

2017 год: 6530 / 18232,8 * 100 = 35,8 %;

Изменение 2017/2015: 35,8 - 24,6 = 11,2 %.

Рентабельность услуг повысилась с 2015 года на 5,1% и составила на 2017 год 30,9 %. Следовательно, каждые 100 руб. выручки стали содержать в себе больше суммы прибыли.

Расчетная рентабельность предприятия повысилась на 11,2 % и стала равной 35,8 %. Следовательно, каждые 100 руб. произведенных затрат стали приносить 35,8 руб. прибыли. Все вышеизложенное свидетельствует о росте конкурентоспособности деятельности ОАО «Катерина».

Основными поставщиками продукции ресторана ОАО «Катерина» является: ОАО «GLOBAL FOODS», ООО «Пекод», ОАО «NRGPRODUCT», ООО «METRO CASH & CARRY», ООО «Агрико». Проведем анализ внутренней и внешней среды ресторана.

2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Кризисная ситуация в российской экономике больно ударила по рынку общественного питания. В условиях обвала национальной валюты, действия продовольственного эмбарго и роста издержек компаний, происходивших на фоне снижения потребительской активности населения и перехода на более экономичные покупательские стратегии, многим компаниям пришлось сокращать розницу, избавляясь от малоэффективных точек, а некоторым — и вовсе уйти с рынка[27].

По данным исследования РБК, за май 2016 — май 2017 гг. российский рынок покинули 25 сетей общественного питания, из которых 5 — иностранные игроки. Сложившиеся непростые условия для бизнеса повлияли и на темпы его экспансии. Так, прирост количества сетевых ресторанов за рассматриваемый период составил лишь 3,3%. Для сравнения, в 2014 и 2015 гг. аналогичный показатель достигал соответственно 13,4% и 11,2%.

По данным на май 2017 года в структуре российского сетевого рынка общественного питания 12,2% операторов приходится на глобальных игроков. При этом если в предыдущие периоды доля международных сетей ежегодно демонстрировала рост, то за прошедший год снизилась на 1,1%.


Охлаждение интереса иностранцев к инвестированию в бизнес в стране во многом обусловлено нестабильностью экономической и геополитической ситуаций, существенно повышающих риски компаний, а также падением рублевых прибылей при пересчете в иностранную валюту.

Для анализа факторов макросреды и оценки их влияния на развитие интенсивности конкурентной борьбы далее проведен PEST-анализ ресторанного рынка в таблице 2.

Таблица 2

Факторы макросреды и их влияние на ресторанный рынок

Степень влияния

Политические

Экономические

Социальные

Технологические

1

Принятие новых законов, ограничивающих продажу и рекламу алкогольной и табачной продукции, а также ограничение курения в общественных местах

Повышение общего уровня покупательской способности

Платежеспособный спрос

Развитие культуры посещения ресторанов

Изменение в предпочтениях питания

Новые каналы рекламы (блоги, социальные сети и другие интернет ресурсы)

2

Ужесточение санитарных норм для ресторанов

Рост арендных ставок

Повышение стоимости сырья поставщиками

Повышение уровня жизни населения

Растущая доля расходов населения на питание вне дома

Разработка нового программного обеспечения для автоматизации ресторанной деятельности

3

Введение новых стандартов

Ужесточение конкуренции в отрасли

Сильное влияние СМИ на предпочтения покупателей

Расширение ассортимента оборудования для ресторанов

4

Увеличение таможенных пошлин на импорт продуктов и алкогольной продукции

Изменение системы налогообложения/увеличение налоговых ставок

Улучшение демографической ситуации (федеральные программы)

Развитие и использование новых кулинарных направлений

5

Рост инфляции

Как показывает проведенный анализ, политические факторы не благоприятствуют развитию ресторанного бизнеса в России, государственное регулирование в данной области создает много административных барьеров для входа в отрасль, а применительно к ресторану «Катерина» ведет к росту дополнительных расходов связанных с необходимостью соблюдения законодательства и соответствия всем нормам и стандартам.