Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ОАО «Катерина»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее влияние на ресторанную деятельность оказывает принятие новых законов, ограничивающих продажу и рекламу алкогольной и табачной продукции, а так же ограничение курения в общественных местах, что приведет к сокращению маркетинговых контрактов ресторана.

Экономические факторы с одной стороны оказывают благоприятное воздействие на отрасль, постепенно происходит увеличение числа конечных потребителей за счет повышения общего уровня покупательской способности, но с другой стороны ужесточение конкуренции на рынке, рост цен на аренду и сырье ведет к повышению ценовой конкуренции и возможному отток конечных потребителей в более демократичный сегмент.

Состояние социальной сферы способствует развитию компании и, в частности, ресторану «Катерина» в своём сегменте. Изменения в предпочтениях питания, повышенный спрос к ресторанам клубного формата, влияние СМИ на определение модных мест обязательных к посещению постепенно смещают спрос в пользу концептуальных заведений и позволяет ресторану «Катерина» в полной мере соответствовать изменившейся структуре спроса.

Технологические достижения создают дополнительную конкуренцию со стороны других участников ресторанного рынка: заведения, обладающие средствами автоматизации, получают преимущество по издержкам и ведут к усилению конкуренции.

Ресторан «Катерина» работает в ценовых сегментах «средний» и «выше среднего» со средним чеком заведения 1000-2000 рублей. Среди основных конкурентов «Катерина» на московском рынке общественного питания можно выделить следующих: Хмели-сумели, Nobu Москва и Стейкс.

Причинами выбора именно данных заведений являются следующие факты:

  • меню и кухня ресторанов сопоставимы с кухней «Катерина»;
  • заведения работают в одном ценовом сегменте с «Катерина»;
  • находятся в непосредственной близости друг от друга и от «Катерина»;
  • имеют общую целевую аудиторию;
  • рестораны являются концептуальными и имеют собственные ключевые компетенции;

Далее, рассмотрим каждого из конкурентов.

«Nobu Москва» — небольшое заведение формата бар-кафе, работает с октября 2010 года. Позиционируется как место для встреч с друзьями на буднях и вечеринок по выходным (в пятницу и субботу с 23.00 до 7.00 «Nobu Москва» работает в режиме частного клуба, вход только по клубным картам и приглашениям). Работает ежедневно с 12.00 до 6.00. Имеет официальные аккаунты в социальных сетях Facebook, Twitter.

Интерьер выполнен в стиле интеллектуальный шик 70-х годов, состоит из винтажной мебели (уютные кресла и диваны 60-70 х, привезены из Лондона). Уютная атмосфера, молодой и дружный персонал, довольно строгий фейс-контроль. Кухня авторская, европейская, паназиатская: состоит из домашних и изысканных блюд Востока и Запада.


Целевая аудитория — люди разных социальных классов, преимущественно в возрасте 26-40 лет. Составляет конкуренцию «Катерина» по коктейльной карте, а так же по музыкальному формату (концертам).

«Хмели-сумели» — ресторан площадью 1000 м2, работает с 2011 года. Позиционируется как очень светское заведение с высокой элегантной кухней. Располагается Ходынский бульвар, 4, Москва 125167. Работает ежедневно с 12.00 до 01.00. Имеет официальные аккаунты в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.

В интерьере сочетаются модные тенденции и урбанистический комфорт, присутствуют панорамные окна и стеклянные стены. В меню представлены наиболее популярные блюда традиционной европейской и азиатской кухонь. Целевая аудитория — светская элита города. Составляет конкуренцию «Катерина» по кухне и организуемым мероприятиям: лекциям, мастер-классам, в том числе детским.

«Стейкс» — стейк-ресторан, рассчитанный на 350 гостей. Позиционируется как заведение, соединившее в себе элегантность премиального ресторана и комфорт паба, в котором царит культ всего натурального и настоящего. В ресторане часто организуются различные шоу-программы. Располагается на Ленинградском шоссе, д. 80, корп. 1, Москва 125565. Работает ежедневно с 11.00 до 02.00. Имеет официальные аккаунты в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.

Яркой чертой заведения являются творческие официанты, демонстрирующие шоу с песнями и плясками в перерывах между обслуживанием гостей. Отличительными чертами интерьера являются темное дерево и уютные диваны, также имеется отдельный зал для закрытых банкетов. Основу меню составляют мясные блюда.

Рассмотрим ассортиментную политику внутри компании, необходимым является проведение конкурентного анализа среды в таблице 3.

Таблица 3

Рейтинг ассортимента ресторана «Катерина» и его конкурентов, баллы

Ассортимент

«Катерина»

«Nobu- Москва»

«Хмели-сумели»

«Стейкс»

Алкогольные

напитки

5

4,8

4,6

5

Холодные за­куски

4,8

4,5

4,8

4,8

Вторые блюда

4,8

4,5

4,9

3,8

Горячие закус­ки

4,7

4,8

4,7

3,3

Первые блюда

4,6

4,2

4,6

3,1

Безалкогольные

напитки

2,6

2,1

2,0

4,2

Десерты

3,6

3,3

3,8

4,6

Итого

30,1

28,2

29,4

23,8


Конкурентный анализ ассортиментной политики показывает, что наиболее глубокий и широкий ассортимент блюд представлен рестораном «Катерина» и «Хмели-сумели». Другие три ресторана незначительным образом уступают собственные конкурентные позиции по критерию ассортимент.

Алкогольную продукцию лучше всего представляет ресторан «Катерина» и «Стейкс». Горячие закуски – ресторан «Nobu-Москва». Самый высокий балл по вторым блюдам получил ресторан «Хмели-сумели», а по первым блюдам тот же ресторан «Хмели-сумели» и ресторан «Катерина».

Менее привлекательнее по ассортименту холодных закусок оказался ресторан «Nobu-Москва» - 4,5 баллов, у остальных ресторанов поставлен одинаковый балл – 4,8. На рисунке 2 представлено преимущество рассматриваемого ресторана.

Рисунок 2. Преимущество ресторана «Катерина» перед конкурентами относительно ассортиментной политики предприятия

Целевой аудиторией ресторана «Катерина» являются социально активные мужчины и женщины в возрасте от 25 до 40 лет, жители мегаполисов, со средним и высоким доходом, стильные, заядлые путешественники, умеющие наслаждаться жизнью и каждым позитивным моментом.

Условно активную целевую аудиторию ресторана (посетивших ресторан в течение последних 3 месяцев) можно разделить на два сегмента:

Сегмент 1: Те, кто воспринимают «Катерина» как заведение среднего ценового сегмента: посещают в ресторан практически каждую неделю (более 4 раз в месяц), имеют средний чек около 1 550 рублей.

Сегмент 2: Те, кто воспринимают «Катерина» как заведение ценового сегмента «выше среднего»: приходят в ресторан реже одного раза в неделю, и имеют больший средний чек около 2 400 рублей (Таблица 4).

Таблица 4

Профиль и предпочтения потребителей ресторана

Сегмент 1

Сегмент 2

Доля от общей ЦА

13,4 %

86, 6%

Пол

Мужской — 62,8% Женский — 37,2%

Мужской — 63% Женский —37%

Средний возраст

Возраст мужчин – 33 года

Возраст женщин – 30 лет

Возраст мужчин – 33 года

Возраст женщин – 29 лет

Повод посещения

без повода - 25% встреча с другом – 26% деловая встреча - 24% голод – 25%

без повода - 7 % встреча с другом – 61% деловая встреча - 21%

голод – 11%

День недели

Понедельник - 12% Вторник - 12%

Среда - 13%

Четверг - 14%

Пятница - 16%

Суббота - 16% Воскресенье - 15%

Понедельник-8% Вторник - 12%

Среда - 11%

Четверг - 13%

Пятница - 23%

Суббота - 20% Воскресенье - 13%

Время суток

Утро (с 10 до 12) 2% День (с 12 до 17) 28% Вечер (с 17 до 00) 55% Ночь (с 00 до 3) 15%

Утро (с 10 до 12) 3%

День (с 12 до 17) 20% Вечер (с 17 до 00) 56% Ночь (с 00 до 3) 21%

Сколько человек было еще с вами

один - 59%

два - 28%

три - 8%

более трех - 5%

один - 59%

два - 28%

три - 8%

более трех - 5%

Предпочитают заказывать

Кухня 42%

Бар 58%

Кухня 42%

Бар 58%


Из выше представленного профиля можно сделать некоторые выводы об особенностях поведения потребителей различного сегмента. Гости первого сегмента рассматривают заведение, как ресторан «на каждый день»: составляют меньшую часть целевой аудитории ресторана, посещают ресторан регулярно как на будних днях, так и по выходным, в основном в дневные и вечерние часы.

Гости второго сегмента, преимущественно рассматривают «Катерина», как ресторан-праздник: составляют большую часть целевой аудитории, посещают ресторан реже, как правило, в вечернее и ночное время по пятницам и субботам, для встречи с друзьями, реже в дневные часы — для встречи с деловыми партнерами за бизнес-ланчем.

Для того чтобы получить ясную оценку преимуществ ресторана «Катерина» и ситуации на рынке, был проведен SWOT-анализ в таблице 5. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходя из его ближайшего окружения (внешней среды).

Таблица 5

SWOT-анализ ресторана «Катерина»

Сильные стороны

Слабые стороны

- Известный бренд

- Уникальная концепция

- Высокое качество блюд и обслуживания

- Наличие в меню завтраков и бизнес-ланчей, доставка еды и продажа кондитерских изделий на вынос

- Наличие дополнительных сервисов (детская комната, гостиная, библиотека, лавка, кондитерская и т.д.)

- Высококвалифицированный управленческий и производственный персонал

- Наличие собственных финансовых ресурсов

- Устойчивые связи с поставщиками

- Разнообразное меню

- Наличие эксклюзивных фирменных блюд, разработанных непосредственно мастер - поварами ресторанов по собственной уникальной технологии

-Рост числа постоянных корпоративных клиентов

- Ориентация деятельности ресторана в значительной степени на удовлетворение потребностей клиентов

- Получение высокой прибыли

- Отсутствие услуг кейтеринга (выездного обслуживания)

- Высокая текучесть обслуживающего персонала

- Зависимость качества блюд от поставщиков продуктов

- Нехватка мест в ресторане в вечернее время

- Слабая организация маркетинговой информационной системы на предприятии

- Отсутствие опыта маркетинговых исследований

- Нестабильные объемы реализации

- Неэффективное использование работников

- Использование ресурсов Интернет

- Выгодное месторасположение

- Социальная ответственность

-Организация внутренних мероприятий

- Программа лояльности

Возможности

Угрозы

- Растущий интерес потребителей к клубному формату («ресторан-клуб»)

- Активно развивается спрос на еду на вынос

- Снижение заведений, предлагающих завтраки

- Растущая доля расходов населения на питание вне дома

- Развитием культуры посещения ресторанов

- Ограниченное число концептуальных заведений на ресторанном рынке

Ресторан высокого премиального сегмента снижают средний чек

- Растущая конкуренция со стороны сетевых игроков

- Смещение спроса в пользу ресторанов более демократичного ценового сегмента

- Растущие арендные ставки

- Новые законопроекты, запрещающие курение в кафе и ресторанах

- Присутствие фактора сезонности

- Расширение ассортимента

- Повышение конкурентоспособности - Хорошие возможности для диверсификации

-Развитие информационных технологий

- Наличие интересных идей и их постоянная подпитка (креативность ведущих специалистов)

- Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей

- Победы на выставках и кулинарных конкурсах

- Маркетинговые приемы привлечения клиентов

-Ожесточение конкуренции

-Нестабильная финансовая обстановка в стране

- Изменение вкусов и потребностей клиентов

- Инфляционные процессы

-Неблагоприятное изменение налоговой политики


На основании проведенного SWOT-анализа можно сделать вывод о том, что ресторан «Катерина» имеет достаточный рыночный потенциал для поддержания высокого уровня конкурентоспособности и увеличения доходности.

Сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами показывает, что основные угрозы проистекают из внешней среды – с каждым годом происходит ужесточение конкуренции, рост арендных ставок. В этой ситуации важно разрабатывать новые услуги и регулярно обновлять меню, поддерживать высокий уровень обслуживания и качества блюд (Таблица 6).

Таблица 6

Сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами

Сила и возможности:

Сила и угрозы:

1. Развитие коктейльной карты и организация соответствующих мероприятий (концертов, вечеринок) в совокупности с растущим интересом потребителей к клубному формату дадут возможность привлечь новых потребителей в ночные часы работы.

2. Высокое качество блюд и обслуживания, оказание дополнительных услуг позволят удовлетворить растущие требования потребителей связанные с развитием культуры посещения ресторанов.

3. Наличие в меню завтраков и бизнесланчей, на фоне сокращения данных услуг, позволит привлечь гостей в утренние часы. 4.Уникальная концепция заведения и популярность бренда способствует усилению позиций на фоне большего количества однотипных заведений.

1.Известность и выгодное месторасположение ресторана являются преимуществами в условиях усиливающейся конкуренции.

2. Программа лояльности, позволит удержать потребителей, несмотря на смещение спроса в пользу ресторанов более демократичного ценового сегмента.

3.Организация различных мероприятий в «не сезон» помогут сгладить фактор сезонности.

Слабость и возможность:

Слабость и угрозы:

1. В связи с развитием спроса на еду на вынос, нехватка мест в вечернее время может быть частично компенсирована продажей еды с собой, а так же за счет привлечения части целевой аудитории на более позднее время посещений, что становится возможным за счет растущего интереса потребителей к формату «ресторан-клуб».

2. Развитие культуры посещения ресторанов будет способствовать увлечению «чаевых», что к поможет снизить текучесть обслуживающего персонала.

1.Высокая текучесть кадров и снижение качества продуктов, могут сказаться на качестве блюд и обслуживания, что снизит конкурентоспособность ресторана. 2.Переполненность ресторана в вечерние часы может спровоцировать потребителей, обратить внимание на рестораны более высокого премиального сегмента со сниженным средним чеком.

3.Растущие арендные ставки могут осложнить финансовую ситуацию компании.