Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ОАО «Катерина»).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты внешней и внутренней среды организации
1.1. Состав внутренней среды фирмы
1.2. Внешняя среда организации
Глава 2. Практические аспекты анализа внешней и внутренней среды на примере ОАО «Катерина»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Глава 3. Совершенствование стратегии развития ОАО «Катерина»
Наиболее влияние на ресторанную деятельность оказывает принятие новых законов, ограничивающих продажу и рекламу алкогольной и табачной продукции, а так же ограничение курения в общественных местах, что приведет к сокращению маркетинговых контрактов ресторана.
Экономические факторы с одной стороны оказывают благоприятное воздействие на отрасль, постепенно происходит увеличение числа конечных потребителей за счет повышения общего уровня покупательской способности, но с другой стороны ужесточение конкуренции на рынке, рост цен на аренду и сырье ведет к повышению ценовой конкуренции и возможному отток конечных потребителей в более демократичный сегмент.
Состояние социальной сферы способствует развитию компании и, в частности, ресторану «Катерина» в своём сегменте. Изменения в предпочтениях питания, повышенный спрос к ресторанам клубного формата, влияние СМИ на определение модных мест обязательных к посещению постепенно смещают спрос в пользу концептуальных заведений и позволяет ресторану «Катерина» в полной мере соответствовать изменившейся структуре спроса.
Технологические достижения создают дополнительную конкуренцию со стороны других участников ресторанного рынка: заведения, обладающие средствами автоматизации, получают преимущество по издержкам и ведут к усилению конкуренции.
Ресторан «Катерина» работает в ценовых сегментах «средний» и «выше среднего» со средним чеком заведения 1000-2000 рублей. Среди основных конкурентов «Катерина» на московском рынке общественного питания можно выделить следующих: Хмели-сумели, Nobu Москва и Стейкс.
Причинами выбора именно данных заведений являются следующие факты:
- меню и кухня ресторанов сопоставимы с кухней «Катерина»;
- заведения работают в одном ценовом сегменте с «Катерина»;
- находятся в непосредственной близости друг от друга и от «Катерина»;
- имеют общую целевую аудиторию;
- рестораны являются концептуальными и имеют собственные ключевые компетенции;
Далее, рассмотрим каждого из конкурентов.
«Nobu Москва» — небольшое заведение формата бар-кафе, работает с октября 2010 года. Позиционируется как место для встреч с друзьями на буднях и вечеринок по выходным (в пятницу и субботу с 23.00 до 7.00 «Nobu Москва» работает в режиме частного клуба, вход только по клубным картам и приглашениям). Работает ежедневно с 12.00 до 6.00. Имеет официальные аккаунты в социальных сетях Facebook, Twitter.
Интерьер выполнен в стиле интеллектуальный шик 70-х годов, состоит из винтажной мебели (уютные кресла и диваны 60-70 х, привезены из Лондона). Уютная атмосфера, молодой и дружный персонал, довольно строгий фейс-контроль. Кухня авторская, европейская, паназиатская: состоит из домашних и изысканных блюд Востока и Запада.
Целевая аудитория — люди разных социальных классов, преимущественно в возрасте 26-40 лет. Составляет конкуренцию «Катерина» по коктейльной карте, а так же по музыкальному формату (концертам).
«Хмели-сумели» — ресторан площадью 1000 м2, работает с 2011 года. Позиционируется как очень светское заведение с высокой элегантной кухней. Располагается Ходынский бульвар, 4, Москва 125167. Работает ежедневно с 12.00 до 01.00. Имеет официальные аккаунты в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.
В интерьере сочетаются модные тенденции и урбанистический комфорт, присутствуют панорамные окна и стеклянные стены. В меню представлены наиболее популярные блюда традиционной европейской и азиатской кухонь. Целевая аудитория — светская элита города. Составляет конкуренцию «Катерина» по кухне и организуемым мероприятиям: лекциям, мастер-классам, в том числе детским.
«Стейкс» — стейк-ресторан, рассчитанный на 350 гостей. Позиционируется как заведение, соединившее в себе элегантность премиального ресторана и комфорт паба, в котором царит культ всего натурального и настоящего. В ресторане часто организуются различные шоу-программы. Располагается на Ленинградском шоссе, д. 80, корп. 1, Москва 125565. Работает ежедневно с 11.00 до 02.00. Имеет официальные аккаунты в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.
Яркой чертой заведения являются творческие официанты, демонстрирующие шоу с песнями и плясками в перерывах между обслуживанием гостей. Отличительными чертами интерьера являются темное дерево и уютные диваны, также имеется отдельный зал для закрытых банкетов. Основу меню составляют мясные блюда.
Рассмотрим ассортиментную политику внутри компании, необходимым является проведение конкурентного анализа среды в таблице 3.
Таблица 3
Рейтинг ассортимента ресторана «Катерина» и его конкурентов, баллы
Ассортимент |
«Катерина» |
«Nobu- Москва» |
«Хмели-сумели» |
«Стейкс» |
Алкогольные напитки |
5 |
4,8 |
4,6 |
5 |
Холодные закуски |
4,8 |
4,5 |
4,8 |
4,8 |
Вторые блюда |
4,8 |
4,5 |
4,9 |
3,8 |
Горячие закуски |
4,7 |
4,8 |
4,7 |
3,3 |
Первые блюда |
4,6 |
4,2 |
4,6 |
3,1 |
Безалкогольные напитки |
2,6 |
2,1 |
2,0 |
4,2 |
Десерты |
3,6 |
3,3 |
3,8 |
4,6 |
Итого |
30,1 |
28,2 |
29,4 |
23,8 |
Конкурентный анализ ассортиментной политики показывает, что наиболее глубокий и широкий ассортимент блюд представлен рестораном «Катерина» и «Хмели-сумели». Другие три ресторана незначительным образом уступают собственные конкурентные позиции по критерию ассортимент.
Алкогольную продукцию лучше всего представляет ресторан «Катерина» и «Стейкс». Горячие закуски – ресторан «Nobu-Москва». Самый высокий балл по вторым блюдам получил ресторан «Хмели-сумели», а по первым блюдам тот же ресторан «Хмели-сумели» и ресторан «Катерина».
Менее привлекательнее по ассортименту холодных закусок оказался ресторан «Nobu-Москва» - 4,5 баллов, у остальных ресторанов поставлен одинаковый балл – 4,8. На рисунке 2 представлено преимущество рассматриваемого ресторана.
Рисунок 2. Преимущество ресторана «Катерина» перед конкурентами относительно ассортиментной политики предприятия
Целевой аудиторией ресторана «Катерина» являются социально активные мужчины и женщины в возрасте от 25 до 40 лет, жители мегаполисов, со средним и высоким доходом, стильные, заядлые путешественники, умеющие наслаждаться жизнью и каждым позитивным моментом.
Условно активную целевую аудиторию ресторана (посетивших ресторан в течение последних 3 месяцев) можно разделить на два сегмента:
Сегмент 1: Те, кто воспринимают «Катерина» как заведение среднего ценового сегмента: посещают в ресторан практически каждую неделю (более 4 раз в месяц), имеют средний чек около 1 550 рублей.
Сегмент 2: Те, кто воспринимают «Катерина» как заведение ценового сегмента «выше среднего»: приходят в ресторан реже одного раза в неделю, и имеют больший средний чек около 2 400 рублей (Таблица 4).
Таблица 4
Профиль и предпочтения потребителей ресторана
Сегмент 1 |
Сегмент 2 |
|
Доля от общей ЦА |
13,4 % |
86, 6% |
Пол |
Мужской — 62,8% Женский — 37,2% |
Мужской — 63% Женский —37% |
Средний возраст |
Возраст мужчин – 33 года Возраст женщин – 30 лет |
Возраст мужчин – 33 года Возраст женщин – 29 лет |
Повод посещения |
без повода - 25% встреча с другом – 26% деловая встреча - 24% голод – 25% |
без повода - 7 % встреча с другом – 61% деловая встреча - 21% голод – 11% |
День недели |
Понедельник - 12% Вторник - 12% Среда - 13% Четверг - 14% Пятница - 16% Суббота - 16% Воскресенье - 15% |
Понедельник-8% Вторник - 12% Среда - 11% Четверг - 13% Пятница - 23% Суббота - 20% Воскресенье - 13% |
Время суток |
Утро (с 10 до 12) 2% День (с 12 до 17) 28% Вечер (с 17 до 00) 55% Ночь (с 00 до 3) 15% |
Утро (с 10 до 12) 3% День (с 12 до 17) 20% Вечер (с 17 до 00) 56% Ночь (с 00 до 3) 21% |
Сколько человек было еще с вами |
один - 59% два - 28% три - 8% более трех - 5% |
один - 59% два - 28% три - 8% более трех - 5% |
Предпочитают заказывать |
Кухня 42% Бар 58% |
Кухня 42% Бар 58% |
Из выше представленного профиля можно сделать некоторые выводы об особенностях поведения потребителей различного сегмента. Гости первого сегмента рассматривают заведение, как ресторан «на каждый день»: составляют меньшую часть целевой аудитории ресторана, посещают ресторан регулярно как на будних днях, так и по выходным, в основном в дневные и вечерние часы.
Гости второго сегмента, преимущественно рассматривают «Катерина», как ресторан-праздник: составляют большую часть целевой аудитории, посещают ресторан реже, как правило, в вечернее и ночное время по пятницам и субботам, для встречи с друзьями, реже в дневные часы — для встречи с деловыми партнерами за бизнес-ланчем.
Для того чтобы получить ясную оценку преимуществ ресторана «Катерина» и ситуации на рынке, был проведен SWOT-анализ в таблице 5. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходя из его ближайшего окружения (внешней среды).
Таблица 5
SWOT-анализ ресторана «Катерина»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
- Известный бренд - Уникальная концепция - Высокое качество блюд и обслуживания - Наличие в меню завтраков и бизнес-ланчей, доставка еды и продажа кондитерских изделий на вынос - Наличие дополнительных сервисов (детская комната, гостиная, библиотека, лавка, кондитерская и т.д.) - Высококвалифицированный управленческий и производственный персонал - Наличие собственных финансовых ресурсов - Устойчивые связи с поставщиками - Разнообразное меню - Наличие эксклюзивных фирменных блюд, разработанных непосредственно мастер - поварами ресторанов по собственной уникальной технологии -Рост числа постоянных корпоративных клиентов - Ориентация деятельности ресторана в значительной степени на удовлетворение потребностей клиентов - Получение высокой прибыли |
- Отсутствие услуг кейтеринга (выездного обслуживания) - Высокая текучесть обслуживающего персонала - Зависимость качества блюд от поставщиков продуктов - Нехватка мест в ресторане в вечернее время - Слабая организация маркетинговой информационной системы на предприятии - Отсутствие опыта маркетинговых исследований - Нестабильные объемы реализации - Неэффективное использование работников |
|
- Использование ресурсов Интернет |
||
- Выгодное месторасположение - Социальная ответственность -Организация внутренних мероприятий - Программа лояльности |
||
Возможности |
Угрозы |
|
- Растущий интерес потребителей к клубному формату («ресторан-клуб») - Активно развивается спрос на еду на вынос - Снижение заведений, предлагающих завтраки - Растущая доля расходов населения на питание вне дома - Развитием культуры посещения ресторанов - Ограниченное число концептуальных заведений на ресторанном рынке |
Ресторан высокого премиального сегмента снижают средний чек - Растущая конкуренция со стороны сетевых игроков - Смещение спроса в пользу ресторанов более демократичного ценового сегмента - Растущие арендные ставки - Новые законопроекты, запрещающие курение в кафе и ресторанах - Присутствие фактора сезонности |
|
- Расширение ассортимента - Повышение конкурентоспособности - Хорошие возможности для диверсификации -Развитие информационных технологий - Наличие интересных идей и их постоянная подпитка (креативность ведущих специалистов) - Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей - Победы на выставках и кулинарных конкурсах - Маркетинговые приемы привлечения клиентов |
-Ожесточение конкуренции -Нестабильная финансовая обстановка в стране - Изменение вкусов и потребностей клиентов - Инфляционные процессы -Неблагоприятное изменение налоговой политики |
На основании проведенного SWOT-анализа можно сделать вывод о том, что ресторан «Катерина» имеет достаточный рыночный потенциал для поддержания высокого уровня конкурентоспособности и увеличения доходности.
Сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами показывает, что основные угрозы проистекают из внешней среды – с каждым годом происходит ужесточение конкуренции, рост арендных ставок. В этой ситуации важно разрабатывать новые услуги и регулярно обновлять меню, поддерживать высокий уровень обслуживания и качества блюд (Таблица 6).
Таблица 6
Сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
Сила и возможности: |
Сила и угрозы: |
1. Развитие коктейльной карты и организация соответствующих мероприятий (концертов, вечеринок) в совокупности с растущим интересом потребителей к клубному формату дадут возможность привлечь новых потребителей в ночные часы работы. 2. Высокое качество блюд и обслуживания, оказание дополнительных услуг позволят удовлетворить растущие требования потребителей связанные с развитием культуры посещения ресторанов. 3. Наличие в меню завтраков и бизнесланчей, на фоне сокращения данных услуг, позволит привлечь гостей в утренние часы. 4.Уникальная концепция заведения и популярность бренда способствует усилению позиций на фоне большего количества однотипных заведений. |
1.Известность и выгодное месторасположение ресторана являются преимуществами в условиях усиливающейся конкуренции. 2. Программа лояльности, позволит удержать потребителей, несмотря на смещение спроса в пользу ресторанов более демократичного ценового сегмента. 3.Организация различных мероприятий в «не сезон» помогут сгладить фактор сезонности. |
Слабость и возможность: |
Слабость и угрозы: |
1. В связи с развитием спроса на еду на вынос, нехватка мест в вечернее время может быть частично компенсирована продажей еды с собой, а так же за счет привлечения части целевой аудитории на более позднее время посещений, что становится возможным за счет растущего интереса потребителей к формату «ресторан-клуб». 2. Развитие культуры посещения ресторанов будет способствовать увлечению «чаевых», что к поможет снизить текучесть обслуживающего персонала. |
1.Высокая текучесть кадров и снижение качества продуктов, могут сказаться на качестве блюд и обслуживания, что снизит конкурентоспособность ресторана. 2.Переполненность ресторана в вечерние часы может спровоцировать потребителей, обратить внимание на рестораны более высокого премиального сегмента со сниженным средним чеком. 3.Растущие арендные ставки могут осложнить финансовую ситуацию компании. |