Файл: Общение как взаимодействие (Эмпирическое исследование особенностей общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяется еще одна функция общения, связанная с поддержкой общественно-психологического единства в коллективах и связана с коммуникативной деятельностью.

Среди социальных функций общения ведущими выступают функции подражания опыта и изменения личности, которые связаны с механизмами восприятия, подражания, убеждения, заражения.

Согласно А. Деркачу и Н. Кузьминой рассмотрение особенностей социально-политической деятельности предоставляет возможность выделить шесть функций общения в данной сфере знания[21]:

1. Социально-психологическое отражение. Общение является результатом и формой осмысленного отражения специфики протекания взаимодействия. Общественно-психологический характер данного отражения выражается посредством языковой и других форм сигнализации. Воспринятые и переработанные отдельным человеком элементы ситуации приобретают реальный статус для его партнеров. Общение не отражает только информационную функцию, оно становится процессом обоюдного взаимодействия. В соответствии с характером данного взаимовлияния осуществляется согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательного и количественного критериев субъективного отображения с формированием коллективной мысли, как формы группового мышления или, наоборот, столкновение мнений, их нейтрализация, сдерживание.

2. Регулятивная функция. Посредством общения происходит прямое или косвенное воздействие на члена группы с целью изменения или сохранения на том же уровне его поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей и отношений. Данная функция предоставляет возможность организовывать общие действия, производить планирование и согласование, координацию и оптимизацию группового взаимодействия членов коллектива. Целью межличностного общения как компонента предметной деятельности и итоговым ее результатом выступает регуляция поведения и деятельности. Благодаря данной функции предоставляется возможность производить оценку эффективности общения, наличия или отсутствия его производительности.

3. Познавательная функция. Данная функция выражается в том, что в итоге постоянных контактов в процессе совместной деятельности участники группы осваивают различные знания о самих себе и других людях, способах наиболее эффективного решения возникающих задач. Благодаря овладению необходимых умений и навыков, возникает компенсация недостатка знаний у определенных членов группы и достижение ими требуемого взаимопонимания.


4. Экспрессивная функция. Различные формы вербального и невербального общения являются показателями эмоционального состояния и переживания члена группы часто вопреки логике и требованиям совместной деятельности. Это своеобразное проявление своего отношения к тому, что происходит через обращение к другому члену группы. Порой несовпадение в способах эмоционального регулирования может привести к отдалению партнеров, нарушению их межличностных отношений и даже к конфликтам.

5. Социального контроля. Способы решения задач, определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют нормативный характер, их регламентация посредством групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность коллектива, согласованность совместных действий. Для поддержки согласованности и организованности групповой деятельности используются различные формы социального контроля. Межличностное общение в основном выступает в роли отрицательных (осуждение) или положительных (одобрение) санкций. Следует, однако, отметить, что не только одобрение или осуждение воспринимается участниками совместной деятельности в качестве наказания или поощрения. Нередко и отсутствие общения может восприниматься как та или иная санкция.

6. Социализации. Эта функция - одна из важнейших в работе субъектов деятельности. Приобщаясь к совместной деятельности и общения, члены группы осваивают коммуникативные умения и навыки, что позволяет им эффективно взаимодействовать с другими людьми. Хотя умение быстро оценить собеседника, ориентироваться в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играют важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют умение действовать в интересах группы, доброжелательное, заинтересованное и терпеливое отношение к другим членам группы.

Анализ особенностей общения в сфере деловых взаимоотношений также указывает на его многофункциональность[22]:

1. инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления, что дает возможность получить и передать информацию, необходимую для осуществления определенного действия, принятия решения и т.п.;

2. интегративной - используется как средство объединения деловых партнеров для совместного коммуникативного процесса;

3. функция самовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный интеллект и психологический потенциал;


4. трансляционная - служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений и др.;

5. функция социального контроля призвана регламентировать поведение, деятельность, а иногда (когда речь идет о коммерческой тайне) и языковые акции участников делового взаимодействия;

6. функция социализации способствует развитию навыков культуры делового общения; с помощью экспрессивной функции деловые партнеры пытаются выразить и понять эмоциональные переживания друг друга.

В. Панферов считает, что основные функции общения часто характеризуют, не прибегая к анализу функций человека как субъекта взаимодействия с другими людьми в совместной жизнедеятельности, что приводит к потере объективных основ их классификации. Анализируя классификацию функций общения, предложенную Б. Ломовым, исследователь ставит вопрос: «Исчерпывающими являются ряды функций по их количеству? Как много может быть таких рядов? О какой основной классификации может идти речь?

Выводы по главе 1.

в рамках психологии сложно найти общепринятое определение общения. В основном применяют описательное определение Б.Д. Парыгина, обращающего внимание на главные стороны общения. Общение является сложным и многогранным процессом, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Среди видов общения различают вербальное, невербальное и паравербальное общение.

Функциям общения, являются внешние проявления свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в бытовом взаимодействии человека.

Многими исследователями выделяются следующие функции общения:

1. функция проявления человеческой сущности;

2. функция благополучного существования человека.

Обозначенные функции демонстрируют значительную роль общения в жизни человека. Неадекватные формы взаимодействия человека в прошлом значительно воздействует на его личностное развитие, актуализирует проблемы, которые возникают перед ним на сегодняшний день.

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения


2.1 Организация и интерпретация результатов исследования

Исследование проходило в форме по изготовлению дверей «EUROPLAST». В исследовании приняли участие работники и менеджеры в количестве 10 человек.

Фирма работает на рынке изготовления и установки дверей с 2000 года.

Изготовление и установка металлических дверей за это время уже встала на поток: компания располагает мощной производственной базой с тяжелым оборудованием и штатом сотрудников более сорока человек.

Кроме изготовления и установки, форма также осуществляет ремонт дверей в СПб, врезку и замену замков, экстренные вскрытия и прочие услуги, связанные со входными дверями.

Изготовление и установка входных дверей для рядового покупателя может оказаться довольно сложной задачей: на рынке присутствуют огромное количество компаний, в которых можно заказать изготовление и монтаж металлических дверей. В изобилии предлагаются как готовые металлические двери, так и двери, изготавливаемые на заказ, поэтому выбрать правильную дверь не всегда оказывается легко.

Фирма, главным образом специализируется на изготовлении и установке дверей на заказ. Изготовление и установка металлических дверей на заказ позволяет установить дверь даже в самый нестандартный проем.

Для определения особенностей общения как процесса взаимодействия между работниками фирмы были использованы следующие методики исследования:

1. опросник «Коммуникативной толерантности» В.В. Бойко. Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко позволяет оценить в каких аспектах отношений вы более всего подвержены конфликтам, а зная причину конфликта, вам будет легче не допустить его вовсе или найти способы разрешения конфликта. Тест Бойко поможет разглядеть свои слабые места и понять какие поведенческие реакции, стратегии и установки в межличностном общении стоит подкорректировать, чтобы сделать коммуникационный процесс приятным и эффективным.

Инструкция: испытуемым предлагается ответить на 45 вопросов, поделенных на 9 блоков, каждый из которых отражает особенности поведения в определенных условиях общения. Предлагается воспользоваться оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, насколько верны приведенные суждения.

Для оценивания

0 баллов — неверно;

1 балл — верно в некоторой степени;

2 балла — верно в значительной степени;

3 балла — верно в высшей степени

2. тест «Ваш стиль общения».

Инструкция: испытуемым предлагается ответить на 20 вопросов посредством трех вариантов ответов.


2. Тест «Ваш стиль общения».

Испытуемым предлагается 20 вопросов и три варианта ответов.

В рамках измерения коммуникативной толерантности было зафиксировано, что у работников уровень коммуникативной толерантности преимущественно средний и низкий, а у менеджеров, главным образом высокий и затем средний.

Данные по тестированию представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели толерантности к организационному стрессу специалистов

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

4

4

2

Проценты

40

40

20

На рисунке 1 представлены показатели толерантности к организационному стрессу специалистов.

Рисунок 1. Показатели толерантности к организационному стрессу

Как представлено на рисунке 1 у менеджеров наблюдаются более высокие показатели толерантности к организационному стрессу в отличии от работников.

Данные показатели свидетельствуют о том, что менеджеры обладают терпимостью к чужим мнениям, верованиям, поведению и т.д., они сотрудничают с другими работниками организации, способны к состраданию и милосердию, уважительно относятся к окружающим.

У работников наблюдается другая картина, многие из них не понимают, или не принимают индивидуальные особенности других людей. Часто в оценке окружающих категоричны или консервативны, сложно скрывают или сглаживают неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров.

Часто возникает желание переделать, перевоспитать партнера по общению, подогнать других участников коммуникации под себя. Так же наблюдается отсутствие умения прощать другим людям ошибки. Периодами возникают трудности в приспособлении к другим участникам общения.

В ходе определения ведущего стиля общения была зафиксировано, что у менеджеров проявляется умеренная агрессивность, в отличии от работников, у которых может периодами возникать излишняя агрессивность.

Показатели ведущего стиля общения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели стиля общения

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во

4

5

1

Проценты

40

40

20