Файл: Общение как взаимодействие (Эмпирическое исследование особенностей общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что общение пронизывает все стороны жизни общества и человека. На современном этапе проблема общения приобретает все большую значимость и от того, насколько эффективно в теории и практике исследователи смогут справиться с решением данного вопроса зависит устранение многочисленных проблем как на уровне общества, так и на уровне индивида.

Общение является важным аспектом человеческих взаимоотношений. Люди постоянно общаются в кругу семьи, учебных заведений, профессиональной деятельности, в общественных местах. Посредством общения обозначаются нужды людей, осуществляется самопрезентация людей, так же демонстрируют собственные достижения. С рождения и до смерти человек находится в сфере общения.

Общение является сложным процессом взаимодействия между людьми, который заключается в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения выступают живые существа - люди. Одной из главных сторон общения является коммуникация, благодаря которой осуществляется обмен информацией между ее участниками. Еще одна сторона общения связана с обменом в ходе взаимодействия словами, действиями и поступками. И последняя сторона связана с восприятие общающимися друг друга.

Именно в рамках общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в рамках общения развиваются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер. Общение возникает благодаря социальным, общественным и другим потребностям человека, которые проявляются в стремлении выполнять совместную деятельность. Так же общение связано с мотивами, которые образуются в процессе реализации совместной деятельности. Таким образом, в процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.

Цель исследования: изучить общение как форму взаимодействия.

Объект исследования – особенности общения.

Предмет исследования – особенности общения как форма взаимодействия.

Задачи исследования.

1. Рассмотреть основные подходы к пониманию сущности «общения»;

2. Определить основные виды общения;

3. Описать основные функции общения;

4. Изучить социально-психологические механизмы общения.


5. Экспериментально изучить особенности общения как взаимодействия.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические - критический анализ литературы по теме исследования; опрос; тестирование.

Методики исследования: опросник «Коммуникативной толерантности» В.В. Бойко; тест «Ваш стиль общения».

Практическая значимость заключается в использовании материалов работы в теоретической подготовке молодых специалистов.

Экспериментальная база исследования. Исследование проходило в фирме по изготовлению дверей «EUROPLAST». В исследовании приняли участие работники и менеджеры в количестве 10 человек.

Объем работы: 40 страниц.

Глава 1. Общение как предмет научного исследования

1.1 Основные подходы к пониманию сущности общения

Общение является сложным процессом взаимодействия между людьми, главной функцией которого выступает обмен информацией, а также восприятие и понимание партнерами друг друга. Носителями и участниками общения выступают люди. Хотя, если рассматривать общение, как только процесс взаимодействия то, такой процесс можно заметить и в животном мире, однако только среди людей данный процесс приобретает осознанный характер, и обусловлен вербальными и невербальными актами. Человек, который передает информацию, выступает в роли коммуникатора, человек который получает информацию выступает в роли реципиента [1].

Различными авторами в общении выделяется ряд аспектов [2]:

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. В данном случае, это может быть информация о внутреннем состоянии субъекта, о его обстановке во внешней среде. Содержание информации может носить разнообразный характер тогда, когда субъектами общения выступают люди.

Цель общения связана с ответом на вопрос о том, ради чего существо вступает в акт общения. В данном случае находится тот же принцип, который есть содержании общения. Как правило, в животном мире цели общения не выходят за границы биологических потребностей. В то время, как у человека данные цели могут быть разнообразными и способствовать удовлетворению социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.


Средства общения являются способами кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в ходе общения от одного существа к другому. Кодирование информации так же выступает способом ее передачи. В межличностных контактах среди людей информация может передаваться при помощи органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации[3].

Таким образом, общение является сложным многомерным процессом, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты между людьми, который возникает из потребностей совместной деятельности. Процесс, который включает в себя обмен информацией, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В результате, выходит, что первостепенным назначением данного процесса является контакт между людьми, поиск и нахождение общих точек соприкосновения друг с другом, взаимодействие в ходе совместной деятельности, в обмене информацией и стремлении к взаимопониманию. В связи с этим многими исследователями условно выделяются три стороны в общении: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникация является процессом обмена информации. В данном процессе важно, чтобы все участники коммуникации правильно понимали свою роль. Коммуникатору следует четко и последовательно выражать необходимую для передачи информацию, а воспринимающий информацию должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное, и только впоследствии он может выразить собственное не согласие со сказанным, соотнести с собственной точкой зрения, провести параллели и т.д.

Важными личностными свойствами в процессе общения являются способность слушать, убеждать, внушать, уважать партнера по общению (уважение выступает важной составляющей общения, так как при отсутствии уважения к коммуникатору слушателя отсутствует интерес к тому, что он передает), опытность, образованность и др.[4]

Среди мешающих личностных качеств в коммуникативном процессе выделяются: вспыльчивость, отсутствие терпения, чрезмерно развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику. Человек с такими качествами изначально невнимателен к собеседнику, а следовательно и к той информации, которую он пытается передать.

Перцептивная сторона общения характеризуется процессом восприятия и понимания другого человека, а так же формирования его образа. Первое впечатление, которое появляется в ходе восприятия человека, выполняет важную роль в общении. В процессе восприятия происходит формирование представления о внешнем облике, о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению.


Интерактивная сторона общения отражает взаимодействие людей друг с другом в ходе межличностных отношений. Действие выступает одним из ведущих компонентов общения.

Проявление интерактивной стороны общения происходит через обмен информацией, а так же через усилия людей организующих совместную деятельность, и предоставляющих партнерам организовывать определенную совместную деятельность. Интерактивному общению могут мешать выше перечисленные качества, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области и др.

Социальная жизнедеятельность человека, способы его жизни обусловлены его деятельностью и общением. В связи с этим, при изучении образы жизни определенного человека нельзя ограничиться анализом только способами его деятельности, так же следует рассматривать коммуникативные процессы с другим людьми, где нужно выделить сферу, формы и способы общения[5].

Действительность и необходимость общения обусловлена совместной жизнедеятельностью людей. Основу общения можно найти в самой материальной жизнедеятельности. Для продолжения жизнедеятельности людям необходимо взаимодействовать друг с другом. Сущность человека может проявиться только посредством общения.

Согласно представлениям Л. Фейербаха «отдельный человек, не отражает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность проявляется только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты».

В отечественной психологии было зафиксировано, что развитие и социализация ребенка берет начало в общении с близкими ему людьми. Первым видом деятельности, в котором ребенок выполняет роль субъекта общения, является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

И все последующее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка напрямую зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения[6].

Развитие личности нельзя представить вне общения. Только в рамках общения с окружающими людьми ребенок перенимает опыт, который был накоплен человеком, осваивает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т. п. Именно в рамках общения у ребенка развиваются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.


Посредством общения так же происходит реализация функций обучения и воспитания. Субъектами педагогического общения выступают учителя, школьники, родители. Всеми авторами выдвигается предположение о том, что в составе педагогических способностей, коммуникативные способности играют одну из главных ролей.

Таким образом, можно заметить, как общение несет огромное функциональное значение в развитии, как отдельной личности, так и общества в целом. Сложно представить себе общество в отрыве от общения, так как именно оно выступает в роли фундаментального условия связывания индивидов, а так же как способ развития каждого индивида в отдельности.

В рамках отечественной психологии было принято положение о взаимосвязи, общения и деятельности. Данное положение базируется на понимании общения как действительности человеческих отношений. Все формы общения выступают, как своеобразные формы совместной деятельности людей: люди не просто взаимодействуют друг с другом при выполнении различных общественных функций, часто общение обусловлено определенной деятельностью, но бывают ситуации, когда общение протекает в неделании. В результате, часто общение протекает в действии с другими людьми. Именно в результате, пересечения деятельностей возникает специфическое отношение деятельного человека как к предмету собственной деятельности, так и к другим людям. Данное обстоятельство связи общения с деятельностью подтверждается эмпирическими исследователями, при том, что характер данной связи интерпретируется с различных позиций [7].

Часто рассмотрение деятельности и общения осуществляется в категории двух сторон социального бытия человека, его образа жизни, а не параллельно существующие взаимосвязанные процессы. С другой стороны общение рассматривается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является ее элементом. Одновременно сама деятельность рассматривается как условие и основание общения.

Согласно еще одному представлению общение рассматривается как специфический вид деятельности, как коммуникативная деятельность, которая выступает самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например у младенцев, дошкольников, подростков.

В рамках психологии целесообразно широкое понимание связи деятельности и общения: общение одновременно является и стороной совместной деятельности, и ее продуктом.

Положение о связи общения с деятельностью расширяет поиск исследователей в области того, что именно в деятельности может создавать общение. Согласно воззрениям известного социального психолога Г. М. Андреевой деятельность организуется и развивается благодаря общению [8].