Файл: Общение как взаимодействие (Эмпирическое исследование особенностей общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При построении плана общей деятельности, каждый из участников должен в оптимальной степени понимать цели, задачи деятельности, уяснить специфики ее объекта и возможностей каждого из участников.

Понять степень согласованности или рассогласованности представляется возможным благодаря фиксации включение участников в данный процесс. Такое согласование деятельностей локальных участников возможно произвести посредством функции воздействия, в которой и отображается связь общения с деятельностью. В результате, согласно воззрениям автора, благодаря общению деятельность, организуется, обогащается, в ней появляются новые связи и отношения между людьми. А сфера исследования социальной психологии как раз направлено на определение того, как действительно происходят данные процессы [9].

В рамках эмпирических исследований было зафиксировано, что общение является сложным и многогранным процессом, оно является таким образованием, в котором можно выделить локальные стороны и описать его структуру. Характеризуя структуру общения в ней рассматривают три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Данные стороны общения определяются в роли функций, которые реализуются общением в совместной жизнедеятельности людей.

Коммуникативная сторона общения, выражается в обмене информацией между взаимодействующими людьми.

Интерактивная сторона отражается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальных условиях каждая из обозначенных сторон не существует изолированно от других и выделение их возможно только при анализе. Все описанные стороны общения выделяются и отображаются в ситуациях организации общения в малых группах, т. е. в условиях прямого взаимодействия между людьми[10].

Таким образом, в рамках психологии сложно найти общепринятое определение общения. В основном применяют описательное определение Б.Д. Парыгина, обращающего внимание на главные стороны общения. Общение является сложным и многогранным процессом, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.


1.2 Основные виды общения

Среди видов общения различают вербальное, невербальное и паравербальное общение. Среди перечисленных видов общения вербальное общение является наиболее эмпирически изученным в рамках человеческой коммуникации. Помимо этого, данный вид общения является наиболее универсальным способ передачи мысли [11].

Вербальные средства позволяют оперировать знаковыми символами других языков, или других знаковых систем. К примеру, сигнал красный свет воспринимается как сигнал к остановке; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, воспринимается как просьба о дополнительном времени в спортивных играх и т.п. Вербальная сторона общения характеризуется сложной многоярусной структурой и имеет выражение в различных стилистических разновидностях, вроде жанров и литературных языков, диалектов и сленгов и т.п. Эффективной или неэффективной реализации коммуникативного процесса способствуют речевые характеристики.

При общении с каждым новым человеком, как правило, выбирается из общего поля доступных средств вербальной и невербальной коммуникации те, которые представляются наиболее подходящими для полноценного выражения мыслей в соответствии с определенной ситуацией. В этом проявляется общественно значимый выбор. Данный процесс характеризуется бесконечным и многообразным проявлением [12].

В вербальном общении каждый раз приходится убеждаться, что слова не являются просто знаками для обозначения предметов или классов предметов. Применяя слова в общении, моделируются целые системы идей, верований, мифов, свойственных конкретному сообществу, конкретной культуре. Порой человеку другой культуры и языка необходимо предоставить целую лекцию о межкультурных соответствиях, перед тем как он сможет правильно понимать и использовать даже предположительно похожие слова и стоящие за ними понятия.

Невербальное общение, является такой формой коммуникации, в которой не используется речь, передача сообщения осуществляется при помощи жестов, движений, мимики, эмоционального окраса голоса, взмахов и символов. Первое впечатление о человеке, о его манере, о его оценки происходящих событий, о том как он может вести себя в разных условиях складывается исходя из его реакций, мимике, жестов. Те случаи, которые были описаны, являются только маленькой частью того, что можно в действительности узнать, наблюдая за поведением людей, при изучении всех параметров невербального общения. Не следует упускать из виду так же собственное поведение.


Несмотря на то, что вербальные символы (слова) являются базовым средством для кодирования идей, связанных с передачей, человек часто применяет невербальные символы для передачи сообщений. В невербальном общении применяются многочисленные символы помимо слов. Во многих случаях невербальная передача осуществляется совместно с вербальной, при этом невербальные средства могут усиливать или изменять смысл слов [13].

Примерами невербальной коммуникации являются к примеру: обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения, использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза [14].

Общение характеризуется многогранной основой и может быть различных видов.

Выделяют межличностное и массовое общение. Межличностное общение базируется на прямых контактах людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение характеризуется множеством непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, обусловленная многочисленными видами средств массовой информации.

Рассматривают также межперсональное и ролевое общение. В межперсональном общении участниками выступают конкретные личности, которые обладают своеобразными индивидуальными качествами, раскрывающимися в процессе общения и организации совместных действий. В ситуации ролевого общения каждый участник является носителем определенной роли (заказчик-клиент, доктор-пациент, родитель-ребенок).

В контексте ролевого взаимодействия у человека пропадает определенная спонтанность в поведении, в силу того, что каждый его шаг прописывается его ролью.

В рамках данного коммуникативного процесса человек самовыражается не как индивидуальность, а как определенная общественная единица, которая выполняет определенные функции.

Общение может носить доверительный и конфликтный характер. При доверительном общении происходит передача наиболее значимой информации для человека. Такая характеристика как доверительность является одним из главных признаков всех видов общения, так как без наличия доверия невозможно совершить важные деловые переговоры, решить интимные вопросы, разобрать личные проблемы. При наличии конфликтной коммуникации взаимодействующее стороны часто находятся в противоборствующих позициях, выражающих собственное неудовольствие и недоверие[15].


1.3 Классификация функций общения в социальной психологии

Функциям общения, являются внешние проявления свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в бытовом взаимодействии человека.

Многими исследователями выделяются следующие функции общения[16]:

1. функция проявления человеческой сущности;

2. функция благополучного существования человека.

Обозначенные функции демонстрируют значительную роль общения в жизни человека. Неадекватные формы взаимодействия человека в прошлом значительно воздействует на его личностное развитие, актуализирует проблемы, которые возникают перед ним на сегодняшний день.

Большинство исследователей выделяют функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга.

Согласно классификации Б. Лома в общении выделяются следующие функции[17]:

  • информационно-коммуникативная функция выражается в любом обмене информацией,
  • регуляционно-коммуникативная функция характеризуется регуляцией поведения и совместной деятельности в ходе взаимодействия;
  • аффективно-коммуникативная функция выражается в регуляции эмоциональной сферы человека.

Информационно-коммуникативная функция связана с процессами формирования, передачи и приема информации. Реализация данной функции осуществляется на нескольких уровнях[18]:

- на первом уровне происходит выравнивание различий в первоначальной информированности людей, вступающих в психологическое взаимодействие;

- на втором уровне осуществляется передача информации и принятие решений;

- на третьем уровне проявляется стремление понимать других.

Регуляционно-коммуникативная функция связана с регуляцией поведения. Посредством общения происходит регуляция как личного поведения, так и поведения окружающих людей.

В данных обстоятельствах возникают феномены, характерные для совместной деятельности, главным образом совместимости людей, их сработанности, происходит взаимная стимуляция и коррекция поведения. Данную функцию реализуют феномены вроде имитации, внушения и др.

Аффективно-коммуникативная функция отражается эмоциональную сферу человека, в которой определяется отношение человека к окружающей среде.


А. Реан была представлена следующая классификация общения [19]:

1) когнитивно-информационная функция, выражается в приеме и передаче информации;

2) регулятивно-поведенческая функция, выражается в фиксации особенностей поведения субъектов;

3) аффективно-эмпатическая функция, характеризуется обменом информацией и регуляцией поведения на эмоциональном уровне;

4) социально-перцептивная функция характеризуется взаимным восприятием, пониманием и познанием субъектов.

Многочисленными исследователям были предприняты попытки расширения количества функций общения посредством их уточнения. Главным образом, А. Брудным было произведено дифференциация следующих функций[20]:

  • инструментальная функция, выполняет важную роль при обмене информацией в ходе управления и общей трудовой деятельности;
  • синдикативная функция, выражается в сплочении малых и больших групп;
  • трансляционная функция, связана с обучением, передачей знаний, способов деятельности, оценочных критериев;
  • функцию самовыражения, связана с поиском и достижением взаимного понимания.

Согласно классификации Л. Карпенко выделяются восемь функций, реализующиеся в каждом процессе взаимодействия и обеспечивающие достижение в нем конкретных целей:

- контактная функция связана с установлением контакта, выражающего состояние обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержания связи в ходе взаимодействия посредством взаимной ориентированности;

- информационная функция связана с обменом сообщениями;

- побудительная функция связана с стимулированием активности партнера по общению, посредством направления его на реализацию определенных действий;

- координационная функция обусловлена совместным ориентированием и согласованием действий для осуществления общей деятельности;

- понимание связано с пониманием сути получаемой информации, а так же личностном понимании партнерами друг друга;

- эмотивная функция, связана с вызовом у оппонента необходимых эмоциональных переживаний и состояний, трансформацию благодаря его помощи собственных переживаний и состояний;

- установление отношений, связано с осознанием и фиксированием собственного места в контексте ролевых, статусных, деловых, межличностных и других отношений, с которыми сталкивается человек;

- осуществление воздействия, связано с изменением состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера.