Файл: Общение как взаимодействие (Эмпирическое исследование особенностей общения).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общение как предмет научного исследования
1.1 Основные подходы к пониманию сущности общения
1.3 Классификация функций общения в социальной психологии
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения
2.1 Организация и интерпретация результатов исследования
темное – светлое, пластичное – хрупкое, глубокое – мелкое;
шершавое – гладкое; острое – пресное;
насыщенное – рассеянное; четкое – размытое и т.п.
Затем, на следующем этапе, ведущий поясняет, что любая вещь и любое событие могут быть оценены с точки зрения их метафорической «расслабленности» или «напряженности». Например, манная каша большинством людей будет восприниматься как размягченная, расслабленная, а осколок стекла — как сосредоточенный и напряженный. После этого выбирается некоторый исходный предмет (кружка, шариковая ручка и т.п.) как правило, нейтральный, не навевающий выраженных релаксационных ассоциаций. Первый из вступающих в игру членов группы должен назвать или кратко описать предмет (явление, ситуацию), который был бы в большей степени, нежели исходный, насыщен «расслаблением». Следующий участник — его сосед слева — предлагает что-то еще более «расслабленное» и т.д. Игра движется по кругу, устремляя воображение участников к все более и более «размягчающим» и «расслабляющим» образам.
При проведении этой игры ведущий должен разъяснить, что по шкале релаксации следует продвигаться умеренным, не слишком размашистым шагом. Чрезмерно резкие перемещения от исходного предмета к явно «релаксационным» образам быстро заводят группу в тупик. Поэтому желательно растянуть путешествие к полюсу расслабления хотя бы на один полный круг, чтобы каждый из занимающихся смог принять в ней участие.
В начале ведущему следует понаблюдать за реакциями участников на каждый очередной образ: действительно ли он воспринимается всеми как еще один шаг к расслаблению. Если у кого-то из участников предложенный вариант вызывают недоумение или протест, автора просят придумать что-то другое. Такой вариант игры ставит членов группы перед необходимостью не только формулировать свои собственные образные версии релаксации, но и заботиться о том, чтобы каждый их образ был принят группой. Занимающиеся начинают искать и вырабатывать общий язык релаксационных образов, который не только помогает сплотить группу, но и активно используется в ходе последующих занятий.
Когда группа пришла к крайней точке, ведущий предлагает двигаться по «Лесенке» в обратном направлении: от расслабленного к все более напряженному. Происходящее при этом соприкосновение с миром антире лаксационных образов будет полезным для занимающихся как освоения выхода из релаксационного состояния.
При выполнении упражнения, как в его релаксационном, так и в «мобилизующем» варианте, наиболее острыми являются моменты приближения к крайним точкам образного ряда. Никто не хочет сдаваться, каждый стремится найти еще более сильный, более выразительный образ. В этой напряженной соревновательной ситуации интенсивная работа воображения вызывает к жизни неожиданное богатство образов и ассоциаций. Борьба сопровождается обычно радостным переживанием творческого подъема.
Игра может быть проведена и в форме состязания. В такой модификации игра продолжается до выявления победителя.
Работая над «Лесенкой», члены группы часто приходят к настолько выразительным, ярким, эмоционально насыщенным картинам, что те органически входят в арсенал групповых и индивидуальных приемов расслабления или мобилизации и могут использоваться затем в других упражнениях на релаксацию. После этой процедуры участникам предлагается составить для себя образ состояния полной расслабленности имеющий свою форму, размер, консистенцию, вес, цвет, звук, запах, температуру.
Обсуждение в общем кругу. Ведущий предлагает участникам поделиться своими впечатлениями от предложенных заданий и, если это возможно, представить группе результат своей работы над образом состояния релаксации.
1.3 Домашнее задание.
Членам группы предлагается в период до следующего занятия в какой-нибудь более-менее напряженной или конфликтной ситуации попробовать вспомнить свой образ релаксации и вызвать состояние расслабления в мышцах, а затем пронаблюдать и запомнить изменения своего эмоционального состояния.
1.4 Заключительный этап.
1.4.1 Подведение итогов занятия, обсуждение и интеграция полученного опыта в общем кругу.
Цели данной процедуры: развитие рефлексии, умения прислушиваться к собственному самочувствию и эмоциональному состоянию; развитие способности вербализовывать собственные чувства; умение обобщить полученный опыт.
Ведущий предоставляет каждому участнику возможность высказаться по итогом своей работы и работы группы. Особенно необходимо обратить внимание на тех членов группы, кто чувствует себя неловко, неуверенно. Это последняя возможность на этом занятии высказать, что-то что тревожит или осталось недосказанным.
1.4.2 Ведущий предлагает каждому участнику выписать в тетрадь, что ему особенно удалось сегодня в процессе работы на тренинге, за что он может себя похвалить и благодарит членов группы за работу.
Выводы по главе 2.
В рамках измерения толерантности к организационному стрессу у менеджеров наблюдаются более высокие показатели толерантности к организационному стрессу в отличии от работников.
Данные показатели свидетельствуют о том, что менеджеры обладают терпимостью к чужим мнениям, верованиям, поведению и т.д., они сотрудничают с другими работниками организации, способны к состраданию и милосердию, уважительно относятся к окружающим.
У работников наблюдается другая картина, многие из них не понимают, или не принимают индивидуальные особенности других людей. Часто в оценке окружающих категоричны или консервативны, сложно скрывают или сглаживают неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров.
В ходе определения ведущего стиля общения была зафиксировано, что у менеджеров проявляется умеренная агрессивность, в отличии от работников, у которых может периодами возникать излишняя агрессивность.
Заключение
Общение является сложным процессом взаимодействия между людьми, главной функцией которого выступает обмен информацией, а также восприятие и понимание партнерами друг друга. Носителями и участниками общения выступают люди.
В рамках отечественной психологии было принято положение о взаимосвязи, общения и деятельности. Данное положение базируется на понимании общения как действительности человеческих отношений. Все формы общения выступают, как своеобразные формы совместной деятельности людей: люди не просто взаимодействуют друг с другом при выполнении различных общественных функций, часто общение обусловлено определенной деятельностью, но бывают ситуации, когда общение протекает в неделании. В результате, часто общение протекает в действии с другими людьми.
Характеризуя структуру общения в ней рассматривают три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
В рамках измерения толерантности к организационному стрессу у менеджеров наблюдаются более высокие показатели толерантности к организационному стрессу в отличии от работников.
Данные показатели свидетельствуют о том, что менеджеры обладают терпимостью к чужим мнениям, верованиям, поведению и т.д., они сотрудничают с другими работниками организации, способны к состраданию и милосердию, уважительно относятся к окружающим.
У работников наблюдается другая картина, многие из них не понимают, или не принимают индивидуальные особенности других людей. Часто в оценке окружающих категоричны или консервативны, сложно скрывают или сглаживают неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров.
В ходе определения ведущего стиля общения была зафиксировано, что у менеджеров проявляется умеренная агрессивность, в отличии от работников, у которых может периодами возникать излишняя агрессивность.
Таким образом, именно в рамках общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в рамках общения развиваются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер. Общение возникает благодаря социальным, общественным и другим потребностям человека, которые проявляются в стремлении выполнять совместную деятельность.
Список использованной литературы
- Алешина Ю. Б., Петровская Л. А. Что такое межличностное общение? - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 200 с.
- Андреева Г. М. Предмет социальной психологии и ее место в системе научного знания. - М. : Международная педагогическая академия, 1994.
- Берн. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М. : Прогресс, 2001. - 450 с.
- Библер В. С. От наукоучения - у логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М. : 1991. - C. 111-112.
- Бодалев А. А. Личность в общении. – М.: Педагогика, 1983.
- Вердербер Р., Вердербер К., Психология общения. - М. : Знание 2003. – 318 с.
- Горянина В. А. Психология общения. - М. : Наука 2002.- 416 c
- Гримак Л. П. Общение с собой. - М. : Владос, 2003. – 187 с.
- Золотнякова А. С. Проблемы психологии общения. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976.
- Крысько В. Г. Основной вопрос социальной психологии. //Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. — Государственный университет управления. — 2000. — № 1 (2) – с. 163.
- Коломинский Я., Реан А. Социальная педагогическая психология. – М. : Владос, 2003. – 214 с.
- Крижанская Ю. С., Третьяков Г. П. Грамматика общения. - Л. : 1987.
- Леонтьев А. А. Психология общения. – М. : Смысл, 1999. – С. 240—244.
- Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М. : 1975.
- Маккенна К. Навыки общения. – М. : Астрель, 2006. – 96 с.
- Обозов Н. Н. Межличностные отношения. - Л. : 1979.
- Пиз А. Общие понятия о языке жестов //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Потебия А. А. Мысль и язык. - Киев, 1993. - С. 10.
- Пэррот Л. Искусство общения. – М. : Академия, 2010. – 210 с.
- Робер М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации //Хрестоматия по социальной психологии - М. : Международная педагогическая академия, 1994.
- Рогов. Е. И. Общая психология. - М. : ВЛАДОС, 1995.- 240 с.
- Смелзер Н. Социология - М. : Феникс, 1994.
- Шибутани Т. Социальная психология. - М. : 1961.
- Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. - М. : 1974. – с. 289, 291.
- Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. – М. : 1973. — с. 10—12.
- Cherry C. On Human Communication. A Review, a Survey and Criticism. Cambridge (Mass) – L., 1966.
Приложение 1
Тестовые показатели коммуникативной толерантности специалистов
№ п.п. |
Менеджеры |
Работники |
||
баллы |
уровни |
баллы |
уровни |
|
1 |
24 |
В |
54 |
С |
2 |
17 |
В |
97 |
Н |
3 |
62 |
с |
60 |
С |
4 |
32 |
в |
51 |
С |
5 |
22 |
в |
83 |
Н |
Приложение 2
Тестовые показатели стиля общения специалистов
№ п.п. |
Менеджеры |
Работники |
||
баллы |
уровни |
баллы |
уровни |
|
1 |
36 |
С |
49 |
В |
2 |
40 |
С |
42 |
С |
3 |
27 |
Н |
54 |
В |
4 |
39 |
С |
45 |
В |
5 |
41 |
С |
58 |
В |
-
Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 200 с. ↑
-
Горянина В. А. Психология общения. - М. : Наука 2002.- 416 c ↑
-
Пэррот Л. Искусство общения. – М. : Академия, 2010. – 210 с. ↑
-
Обозов Н. Н. Межличностные отношения. - Л. : 1979. ↑
-
Шибутани Т. Социальная психология. - М. : 1961. ↑
-
Бодалев А. А. Личность в общении. – М.: Педагогика, 1983. ↑
-
Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М. : 1975. ↑
-
Андреева Г. М. Предмет социальной психологии и ее место в системе научного знания. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. ↑
-
Алешина Ю. Б., Петровская Л. А. Что такое межличностное общение? - М.: Международная педагогическая академия, 1994. ↑
-
- Рогов. Е. И. Общая психология. - М. : ВЛАДОС, 1995.- 240 с.
-
Леонтьев А. А. Психология общения. – М. : Смысл, 1999. – С. 240—244. ↑
-
Пиз А. Общие понятия о языке жестов //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994. ↑
-
Потебия А. А. Мысль и язык. - Киев, 1993. - С. 10. ↑
-
Пиз А. Общие понятия о языке жестов //Хрестоматия по социальной психологии - М.: Международная педагогическая академия, 1994. ↑
-
Маккенна К. Навыки общения. – М. : Астрель, 2006. – 96 с. ↑
-
Золотнякова А. С. Проблемы психологии общения. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976. ↑
-
Крысько В. Г. Основной вопрос социальной психологии. //Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. — Государственный университет управления. — 2000. — № 1 (2) – с. 163. ↑
-
Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. – М. : 1973. — с. 10—12. ↑
-
Коломинский Я., Реан А. Социальная педагогическая психология. – М. : Владос, 2003. – 214 с. ↑
-
Андреева Г. М. Социальная психология. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 200 с. ↑
-
Обозов Н. Н. Межличностные отношения. - Л. : 1979. ↑
-
Вердербер Р., Вердербер К., Психология общения. - М. : Знание 2003. – 318 с. ↑