Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Теоретические основы исследования невербальных проявлений эмоций).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования невербальных проявлений эмоций
1.1 Научные представления об эмоциях человека
1.2 Представления о невербальных проявлениях эмоций в коммуникации
Глава 2 Опытно-эмпирическое исследование невербальных проявлений эмоций
Целью данной деятельности стало определение уровня способности распознавания эмоциональный состояний другого человека, в том числе, способность дифференцировать эмоциональные выражения партнеров по коммуникации, опираясь на невербальные средства коммуникации, в рамках данного исследования – это мимические проявления.
Кроме того, участникам исследования предлагалось пояснить: на каких фотографиях из предложенного набора эмоции дифференцируются проще, а на каких сделать это сложнее. Результаты исследования предложенных базальных эмоций (гнев, удивление, грусть, радость, страх, отвращение), фиксировались в регистрационных бланках.
Следующим этапом исследования стало изучение особенностей эмоционального интеллекта участника исследования, а именно умение распознавания отношений личности, представленных в эмоциях и руководства собственной эмоциональной сферой на базе принятия решения. Для проведения данного исследования была применена методика оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холл.
Методика включает в себя 30 высказываний, которые распределены по пяти шкалам:
1) Эмоциональная осведомлённость
2) Управление своими эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность)
3) Самомотивация (скорее это как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14)
4) Эмпатия
5) Распознавание эмоций других людей (скорее – умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей)
Задача испытуемых состоит в том, чтобы в предложенном регистрационном бланке, в котором содержатся высказывания данной методики, которые относятся к тем или иным аспектам жизнедеятельности личности, поставить соответствующую оценку. Результаты диагностического исследования, полученные с помощью данной методики, были обработаны и проанализированы в соответствии с ключом.
Для увеличения достоверности проведенного исследования нами была применена еще одна экспериментальная методика, направленная на исследование стандартных изображений мимических выражений незнакомого человека. С этой целью была использована методика на распознавание выражений лица Пола Экмана. Основанием для использования конкретно данной методики стали фотоснимки лица молодой девушки, возраст которой, в определенной мере соотносятся с возрастной принадлежностью участников исследования, также как и на фотографиях, отобранных для первой методики, примененной в данном эмпирическом исследовании.
Данный тест был приспособлен для условий конкретного проводимого исследования: из четырнадцати фотоснимков, предложенных автором теста, были оставлены шесть, демонстрирующих шесть основных эмоций: радость, гнев, страх, грусть, удивление и отвращение.
В регистрационных бланках участники исследования в верхней части листа указывали слова «Гнев», «Отвращение», «Страх», «Радость», «Грусть», «Удивление», которые соответствовали возможным вариантам выбора выражений лица на каждой из шести фотографий, предъявленных испытуемым.
2.2 Анализ результатов исследования
В результате проведения первой методики исследования, направленной на изучение способности участников исследования к распознаванию мимических выражений шести основных базовых эмоций, были получены следующие данные.
Результаты испытуемых, опознававших мимические проявления, с учётом совершенных исследований представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования способности распознавать базовые эмоции
Отображаемое эмоциональное состояние |
|||||
Ошибки в идентификации мимических выражений |
|||||
Гнев |
Удивление |
Грусть |
Радость |
Страх |
Отвращение |
46,6% |
33,3% |
6,6% |
6,6% |
26,6% |
20% |
Наиболее характерные ошибки при идентификации эмоциональных состояний по мимическим проявлениями лиц, представленных на образцах фото, представлены на рис. 1 (в процентном соотношении).
Рисунок 1 Количество ошибок в распознавании эмоций по мимическим проявлениям
В ошибках в распознавании базовых эмоций можно выделить определенные тенденции. Так , в процессе распознавания эмоционального состояния гнева 46,6% участников исследования указывали на образцы, соответствующие страху, отвращению и грусти. А демонстрируемое эмоциональное состояние удивления 33,3% участников исследования распознали, как страх или гнев. Такие результаты соотносятся с исследования К. Изарда, П. Экмана и У. Фризена, которые выделяют трудности в распознавании мимических выражений страха и удивления, а также систематическое возникновение ошибок при их опознании.
Таким образом, итогом применения данной методики можно считать данные, указывающие на средний уровень способности к распознаванию эмоциональных состояний учащимися старших классов, которые стали респондентами данного эмпирического исследования
Опираясь на исследования возрастных закономерностей склонности к демонстрации базовых эмоций М.С. Пономарёвой (Ильин, Пономарёва, 2001), школьниками с 1-го по 11-й класс, было установлено, что для всех возрастных категорий характерным является наличие тенденции к демонстрации радости, которая существенно доминирует над тенденцией к выражению гнева, страха и удивления. Участники исследования на высоком уровне точности отождествляли мимические выражения лица, соответствующие эмоциональному проявлению радости и грусти (93,4%). Выявленные в проведенном нами исследовании данные корректно распознаных эмоций участниками исследования соответствуют таким выводам (Таб. 2)
Таблица 2
Количество правильно распознанных мимических проявлений
Отображаемое эмоциональное состояние |
|||||
Правильно идентифицированные мимические проявления |
|||||
Гнев |
Удивление |
Грусть |
Радость |
Страх |
Отвращение |
53,4% |
66,7% |
93,4% |
93,4% |
73,4% |
80% |
Также эти данные представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 Количество правильно распознанных эмоциональных состояний (в процентах)
Третья часть участников исследования справилась с распознаванием эмоций учащихся, представленных на фотографиях, что может указывать на наличие определенного диапазона проявлений эмоций, соотносящегося с эмоциональными состояниями личности, колеблющегося в рамках общего типа, характерного для конкретной социальной общности. 33,3% испытуемых с точностью в 100% опознали эмоциональное состояние учащихся, изображённых на предлагаемых фотографиях.
В качестве объяснения того, что может являться фактором, содействующим корректной идентификации эмоциональных состояния людей, представленных на фото, можно принять описанные участниками исследования процесс «вживания в предложенные образы», «проживания состояния».
Анализируя возрастные преобразования эмоциональной сферы старшеклассников, можно опираться на возрастание уровня умения распознавать эмоциональные состояния окружающих людей на данном этапе. С учетом данных психологии межличностной коммуникации можно обнаружить связь интерпретации, понимания, с таким феноменом, как «вживание», сопереживание, эмпатия, «моторное подражание». Такие феномены можно интерпретировать, как чувственное понимание, как способность одного человека откликаться на переживание другого. Вживание через выразительное поведение личности, говоря словами М. М. Бахтина, - это путь к проникновению в её психический мир, это начальный этап понимания.
Способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого, называется эмоциональным интеллектом.
В. А. Лабунская установила, что более качественно идентифицируют эмоции личности с хорошо сформированным невербальным интеллектом, эмоционально динамичные, более ориентированные на окружение, чем на самих себя. В связи с данными умозаключениями, второй частью проведенного исследования стало изучение особенностей эмоционального интеллекта испытуемых.
В результате изучения особенностей эмоционального интеллекта посредством методики Н. Холла, были получены следующие данные внутриличностного и межличностного фактора эмоционального интеллекта респондентов, которые отражены на рис. 3.
Рисунок 3 Результаты исследования эмоционального интеллекта с помощью методики Холла
Таким образом, в структуре эмоционального интеллекта дифференцируется два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми).
Опираясь на данные реализованного эмпирического исследования, можно сделать вывод о существовании определенной тенденции, а именно: высокая степень эмпатии (от греч. Empatheia – сопереживание) – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые развиваются у другого человека в ходе коммуникации с ним, находится в прямой зависимости с высокой степенью дифференциации эмоций окружающих и наоборот.
В данном случае можно сформулировать гипотезу о том, что старшеклассники с высокой способностью к эмпатии, лучше способны понимать эмоциональное состояние другого, соответственно и определять, идентифицировать эмоциональные состояния человека по его мимике, представленной на фотографии. Чем выше степень эмпатии, тем более качественно идентифицируются эмоции другого человека, тем более что эмоции подростков достаточно тесно соотносятся с межличностными факторами коммуникации.
Далее, анализируя полученные данные, в частности, изучая низкие показатели, можно сделать вывод о том, что внутриличностные факторы, а именно, самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости от управления своими эмоциями, как эмоциональной отходчивости, эмоциональной неригидности. В итоге можно прийти к умозаключению, что субъект с низким уровнем имеет недостаточный уровень способности к руководству собственными эмоциями и переживаниями, импульсивен. Эмоции могут стать препятствиями на пути к решению поставленных задач, что соотносится со специфическими характеристиками эмоционального поведения исследуемой возрастной категории. В итоге у старшеклассников обнаруживается диссоциация в мотивационной сфере.
Эмоциональная осведомлённость, согласно данным проведенного эмпирического исследования, соответствует среднему и низкому уровню, что также соотносится с возрастными характеристиками участников исследования.
В результате можно установить интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта участников исследования (таб. 3)
Таблица 3
Уровни эмоционального интеллекта по тесту Н. Холла
Уровни EQ |
Результат |
Высокий |
6,6% |
Средний |
46,6% |
Низкий |
46,6% |
Также полученные данные отображены на рис. 4.
Рисунок 4 Общий уровень эмоционального интеллекта в процентном соотношении по тесту Н. Холла
По итогам реализованного эмпирического исследования было установлено, что эмоциональный интеллект участников исследования в одинаковом объеме соответствует среднему и низкому интегративному уровню. Такое положение дел в свою очередь может быть описано тем, что отмечается интенсивное развитие конкретных факторов в структуре эмоционального интеллекта и низкая степень сформированности иных его факторов.
Средний уровень подразумевает развитие способности к формированию конкретных составляющих эмоционального интеллекта. Соответственно, низкий уровень эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами реализованного эмпирического исследования и характеризуется несформированностью мотивации достижения успеха у старшеклассников в учебной деятельности, во взаимодействии и коммуникации. Сложности возраста участников исследования, в первую очередь, детерминированы специфическими психологическими характеристиками данного возрастного этапа развития: повышенной возбудимостью, относительной нестабильностью нервной системы, стремительно разворачивающимися преобразованиями в организме.
Как было указано ранее, установлено что с точки зрения межличностной коммуникации в структуре эмоционального интеллекта (эмпатия, способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей) были обнаружены высокие и средние показатели, которые представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровни парциального эмоционального интеллекта по тесту Н. Холла
Уровни |
Шкалы |
||||
Эмоциональная осведомлённость |
Управление своими эмоциями |
Самомотивация |
Эмпатия |
Распознавание эмоций других людей |
|
Высокий |
20 |
0 |
6,6 |
46,6 |
33,3 |
Средний |
46,6 |
26,6 |
40 |
40 |
46,6 |
Низкий |
33,3 |
73,3 |
73,3 |
0 |
0 |