Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Теоретические основы исследования невербальных проявлений эмоций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диаграмма процентного соотношения наиболее развитых структур эмоционального интеллекта представлен на рисунке 5.

Рисунок 5 Наиболее развитые компоненты эмоционального интеллекта старшеклассников

Если учесть данные, полученные на первичном этапе проведенного эмпирического исследования, том можно заметить, что 33, 3% испытуемых правильно идентифицировали все шесть базовых эмоциональных состояния на представленных фотографиях. В итоге можно говорить о существующей тенденции эффективного восприятия эмоционального состояния человека на фотоснимке и высокого уровня полученных данных шкалы распознавания эмоций других (33,3%) людей.

Высокая степень сформированности эмпатии, как идентификация эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека, также соответствует полученным на начальном этапе данным. Такая тенденция позволяет поставить еще одну задачу в эмпирическом исследовании: установить связь эффективной идентификации мимических выражений эмоциональных состояний с имеющимся опытом коммуникации, как общественным, так и личным, с принадлежностью к конкретному сообществу.

В результате проведения третьей методики на распознавание выражений лица Пола Экмана были получены следующие данные. Из 100% участников исследования ни один не сумел корректно распознать все шесть предложенных эмоциональных состояний на фотографиях. Полученные данные по фото-тесту, с учётом допущенных ошибок, представлены в таблице 5 и рис. 6.

Таблица 5

Распределение ошибок, совершенных в тесте П. Экмана

Отображаемое эмоциональное состояние

Ошибки в идентификации мимических выражений

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

0%

46,6%

6,6%

6,6%

80%

20%

Рисунок 6 Типичные ошибки в распознавании эмоций по выражению лица на фото-тесте П. Экмана

Результаты данных теста П. Экмана с учетом правильно расознанных эмоциональных выражений в таблице 6 и диаграмме 7.

Таблица 6

Правильно распознанные эмоциональные выражения по методике П. Экмана

Отображаемое эмоциональное состояние

Правильно идентифицированные мимические проявления

Гнев

Удивление

Грусть

Радость

Страх

Отвращение

100%

53,4%

93.4%

93,4%

20%

80%


Рисунок 6 Правильно идентифицируемые эмоциональные состояния по фото-тесту П. Экмана

Таким образом, было установлено, что 100% участников исследования правильно идентифицируют мимические проявления состояния гнева. Радость и грусть правильно распознают 93,4% испытуемых, что соответствует возрастной динамике склонности к проявлению базовых эмоций. Эмоции радости и гнева и грусти в исследуемой возрастной категории существенно доминируют по отношению к эмоциям страха, отвращения, удивления.

Согласно полученным данным, был реализован сравнительный анализ корректно распознаваемых мимических выражений эмоциональных состояний по фотографиям, отобранным в интернете, и по тестовым фото незнакомой девушки. Было установлено, что выявляются единые тенденции в восприятии изображения человека на фотографии. Согласно полученным результатам установлено, что мимические проявления радости и грусти, с высокой точностью, как по фотографиям, отобранным в интернете, так и по тестовому материалу.

Значительно количество участников исследования (80%), в двух исследованиях одинаково правильно установили эмоциональное состояние отвращения. Эмоцию страха идентифицировали более качественно на 53,4% по фото, отобранным в интернете. Эмоцию гнева идентифицировали на 46,6% лучше на фото незнакомой девушки. 80% участников исследования не справились с идентификацией эмоционального состояния страха по фото, предложенным в методике П. Экмана.

На тенденции, обнаруженные в выявленных данных, уже было обращено внимание на первичной стадии проведенного исследования с учетом данных К. Изарда, П.Экмана, У. Фризена.

Отмечаются специфические различия в характеристиках восприятия человека по фотографии. Они выражаются в том, что восприятие человека на фотографии, ориентирован в значительной степени на анализ внешних, индивидуальных параметров. Этот феномен можно объяснить тем, что при идентификации эмоциональных состояний на фотографиях лиц людей, наряду с процессами восприятия включаются механизмы осознания, интерпретации, что соответствует более глубокому уровню познания индивидуальности.

Многозначность восприятия эмоционального состояния человека по его мимике, отображённой фотографически, является скорее правилом, чем исключением. Можно полагать, что в процессе непосредственного общения эта многозначность восприятия снимается контекстом ситуации, а также особой динамикой выражения той или иной эмоции.


Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования, можно дифференцировать ряд специфических характеристик восприятия эмоционального состояния человека по выражению его лица на фотоснимке.

Определяются определенные рамки проявления лицевой экспрессии, различные эмоции воспринимаются по-разному. Согласно проведённому опросу, третья часть испытуемых, точно определивших эмоции на фото, при распознавании эмоциональных состояний, пытались «вжиться в предъявленные образы». Это дает возможность, опираясь на психологию межличностного общения, определить связь с таким феноменом, как «вживание», сопереживание, эмпатия.

В результате полученных данных, проведённого нами исследования эмоционального интеллекта, мы выявили, что высокий уровень эмпатии, находится в прямой зависимости от высокого уровня распознавания эмоций других людей и наоборот. Следовательно, чем выше уровень эмпатии, тем лучше распознаются эмоции другого человека.

Как было выявлено, внутриличностный аспект, а именно самомотивация, как произвольное управление своими эмоциями, находится в прямой зависимости от управления своими эмоциями, эмоциональной отходчивости, так и эмоциональной неригидности. Т.е учащиеся с низкой самомотивацией обладают низкой способностью управлять своими чувствами, могут испытывать трудности в поведенческой сфере, импульсивны.

Заключение

Таким образом, эмоции представляют собой значимый компонент в функционировании и жизнедеятельности человека. Существует большое количество теорий и концепций возникновения и развития эмоций в жизни человека. Также отмечаются различные классификации эмоциональных состояний человека.

В повседневном функционировании и коммуникации человек эмоциональные состояния выражаются в основном через невербальные проявления. К таким проявлениям можно отнести интонацию, двигательную активность человека в процессе разговора, мимические проявления, положение взгляда и др. Понимание и правильная интерпретация данных параметров позволяют человеку эффективно понимать переживания своего собеседника и правильно выбирать стратегии поведения с ним в дальнейшем.

Нами было проведено эмпирическое исследование, в рамках которого была проанализирована способность представителей раннего юношеского возраста. В этом возрасте общение представляет собой ведущую деятельность, соответственно, способность распознавать эмоции окружающих имеет большое значение для данной возрастной категории. В качестве основного признака для исследования была взята способность распознавать мимические проявления эмоциональных состояний по фото. Было установлено, что большинство участников исследования способны правильно определить базовые эмоции по фотографиям. Это говорит о том, что мимические проявления позволяют эффективно распознавать эмоциональные состояния человека, что говорит о подтверждении нашей гипотезы.


Список литературы

  1. Ахьямова И. А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. – 2009. - № 7(64). – С. 112-130.
  2. Дубина Л.В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 175 с.
  3. Ильин Е. Психофизиология состояний человека. -СПб.: Питер, 2005
  4. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 581 с.
  5. Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теории и мнения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. - №7. – С. 227-231.
  6. Морозов В. П. Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 528 с.
  7. Оксюта А. А. Роль невербальных средств в межличностном общении // Вестник Московского гуманитарного педагогического университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2012. - № 2. – С. 103-106.
  8. Поваляева М. А., Рутер О. Невербальные средства общения. - М.: 2004. - С.56-63.
  9. Слива М. Е. К вопросу о невербальных средствах передачи информации // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2013. - № 11. – С. 311-314.
  10. Снеговая О. Р. Роль невербальных средств в межличностном общении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 321–325. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95108.htm.
  11. Тимофеева С.С., Костина А.Ю. Эмоционально-волевая сфера. Аффекты / Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях / Под редакцией О.Б. Ганпанцуровой. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2017
  12. Тогоева А. М. Невербальное общение: общение на языке тела // Вестник магистратуры. – 2015. - № 6-1 (45). – С. 121-124.
  13. Томаселло М. Истоки человеческого общения / пер. Фаликман Н. В., Печенкова Е., Синицына В. / ред. Ахутина Т. В. – М.: Языки славянских культур, 2011. – 328 с.
  14. Филиппова К.А. Содержание основных психологических процессов, составляющих структуру эмоционально-волевой сферы // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2015. - №3
  15. Чуганская А. А. Невербальная знаково-символическая коммуникация как объект социально-психологического исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2009. – Вып. 11(79). – С. 277-281.
  16. Чуйкина Е.В. Сущность понятия «социально-эмоциональное развитие личности»: педагогический аспект // KANT. – 2017. - №4 (25)
  17. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая сфера в структуре личностных черт субъекта // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психология и медицина. – 2016. - №2 (41)
  18. Чумаков М.В. Эмоционально-волевая сфера личности субъекта / Проблемы социальной психологии личности. Межвузовский сборник научных трудов / Р.М. Шамионов (ответственный редактор) М.В. Григорьева (ответственный секретарь) В.В.Гриценко, А.А.Голованова, Л.Е.Тарасова, Р.Х.Тугушев (редакционная коллегия). - Саратов, 2005
  19. Шмырева О.И. Механизмы эмоционального развития личности / Материалы отчетной научной конференции за 2011 год. – Воронеж, 2012
  20. Шмырева О.И. Развитие эмоциональной сферы человека как психолого-педагогическая проблема // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. - №4 (44)