Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Теоретические основы исследования невербальных проявлений эмоций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Направленность современных отечественных исследований невербальных поведения, общения и коммуникации на более ранние труды зарубежных ученых объясняет схожесть определений основных понятий, а определенное временное запаздывание публикаций отечественных исследований, работы которых не противоречат зарубежным, имеют практическое значение и посвящены, в основном, проблемам прикладного использования невербальных средств общения в различном возрасте и разных сферах деятельности.

Движение считается основным свойством выразительного репертуара человека и присуще всем его компонентам. Разнообразие компонентов невербального поведения, частота смены экспрессивных масок, гармоничность, способность к передаче нюансов внутреннего состояния свидетельствуют о наличии экспрессивной одаренности у человека [5]. Леонтьев А. А. предлагает классифицировать невербальные компоненты по нескольким типам в зависимости от их роли в процессе общения:

- «поисковые» компоненты, учитываемые партнерами при ориентировке, предшествующей процессу коммуникации;

- сигналы, используемые для коррекции установившегося общения;

- регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание и сигналы говорящего;

- модуляции общения, т.е. реакции собеседников на изменение его условий [6]. Как уже сказано ранее, большинство ученых в данной сфере сходятся во мнении, что вербальный канал применяется для обмена нужной информацией, а неязыковая система коммуникации выражает или встречается вместо речевых сообщений. Рассматривая особенности невербального языка, важно отметить еще, что, поскольку он подчинен подсознанию человека, это дает возможность полагаться больше на язык тела, нежели на словесный канал при толковании передаваемой информации. При помощи невербальных знаков коммуникант показывает свое отношение к собеседнику, к ситуации, к окружающей обстановке. Принципиальным условием является правильное распознание и интерпретация невербальных посланий. Управляя своим неречевым поведением, человек способен овладеть эффективным средством вступления в контакт с другим коммуникантом и влиять на него в процессе общения. В своей работе Лабунская В.А. исследует ряд механизмов «прочтения» невербального поведения личности, от которых зависит успешность и глубина проникновения во внутренний мир человека на основе его внешнего поведения:

1. Моторное проигрывание. Это подражание чужой экспрессивной программе. Его базой является непроизвольное желание субъекта повторять ряд компонентов выразительного поведения партнера: принятие той же позы, мимики. Это достаточно древний механизм, он применялся субъектом для формирования нового опыта об окружающем мире. Повторяя действия оппонента, индивид провоцирует у себя развитие идентичного состояния, на основании чего формулирует умозаключение о состоянии собеседника.


2. Эмпатия, или вчуствование, интерпретируется как умение сопереживать своему оппоненту, понимать его эмоциональные переживания. На базе неосознанного раскодирования жестов, мимики и поз собеседник воспринимает состояние другого. Моторное подражание в повседневной коммуникации предваряет эмпатию.

3. Механизм проецирования основан на приписывании другому свойственных наблюдателю психологических характеристик. Коммуникант ставит себя на место партнера, анализирует воздействия, чувства, вызванные теми же обстоятельствами, и в итоге приписывает свои переживания собеседнику [5].

В российских социально-психологических исследованиях сложилось представление о структуре общения, как конструкции, включающей в себя три основных элемента: коммуникацию, социальную перцепцию и интеракцию (взаимодействие) [5]. Реализацию невербальной знаково-символьной коммуникации также целесообразно анализировать с точки зрения наличия в ее структуре обозначенных элементов.

Можно дифференцировать такие психологические компоненты невербальной знаковой коммуникации:

− социально-перцептивные,

− коммуникативные,

− интеракционные.

Социально-перцептивные компоненты соотносятся с интеллектуальными процессами социальной категоризации, групповой идентификации и формирования представлений о собственной идентичности, а также процессами стереотипизации и формирования социальных установок.

Коммуникативные характеристики относятся к формированию способности проявлять собственные внутренние представления, переживания, эмоциональные состояния, соотносящиеся с осознанием собственных представлений и ценностей.

Интеракционные компоненты непосредственно соотносятся с ранее обозначенными компонентами и проявляются в деятельности. Параметры взаимодействия соотносятся с регуляторами социокультурного поведения (традициями, ценностями, правилами, распределениями ролей и т. д.).

Одним из дискуссионных вопросов в концепции коммуникации выступает вопрос: в любом ли случае происходит трансляция невербального сообщения. Ученые придерживаются кардинально различных представлений при рассмотрении обозначенного вопроса. Часть исследователей утверждает, что трансляция невербального сообщения происходит всегда [5, с. 201]. Другие ученые придерживаются мнения, что существуют невербальные проявления, которые не содержат в себе определенного интенционального смысла, и интенционально нагруженное невербальное поведение. Целенаправленное приписывание смысла отправителем, получателем или социальной группой любому невербальному поведению или объекту преобразует поведение или объект в невербальный знак, который представляется тем, что образует невербальную коммуникацию [6]. Таким образом, основной акцент делается на интенции респондента и (или) адресата наделить невербальное поведение определенным значением.


Невербальная коммуникация представляет собой преобладающее средство трансляции информации, выражения и переживания эмоций. Помимо этого, в ситуации, когда невербальные проявления не соответствуют вербальным, люди склонны в большей степени доверять именно невербальным. Противоречия между вербальными и невербальными сообщениями становятся причиной формирования в ходе диалогического взаимодействия коммуникативных неудач.

В качестве главных специфических характеристик невербальной коммуникации исследователи выделяют непрерывность. Невербальный канал всегда работает в социальных обстоятельствах. Вербальная коммуникация, наоборот, рассматривается как дискретный процесс, так как даже в середине интенсивного общения и активной беседы вербальный канал иногда закрывается. Более того, в отличие от вербальной коммуникации, прием и передача невербальных сигналов осуществляется одновременно, автоматически и неосознанно, здесь и сейчас. А вербальная коммуникация предполагает определенное внимание при отправке и приеме сообщений [9].

Информативность невербальной коммуникации выражается в том, что из невербальных проявлений оппонента собеседник получает информацию о его личности: темпераменте, личностных характеристиках, эмоциональных переживаниях, социальном статусе, идентичности с конкретной культурой, его отношении к остальным субъектам коммуникации, контексту общения и т. д.

Разработано большое количество оснований для классификации составляющих невербальной коммуникации, от достаточно широких до довольно узких. Например, М. Паттерсон дифференцирует в невербальных компонентах широкий спектр относительно стабильных, фиксированных составляющих и сочетание более подвижных, изменчивых поведенческих составляющих. В качестве стабильных составляющих он называет дизайн и обстановку, внешность. Данные элементы образуют контекст для взаимодействия и формируют ожидания. Динамичные составляющие предполагают дистанцию и размещение субъектов коммуникации в пространстве, зрительный контакт, выражение лица, позу и движения [9].

В психологии традиционно дифференцируют ряд основных каналов невербальной коммуникации:

- акустический (экстралингвистика – паузы, кашель, вздох, смех, плач; просодика – темп, тембр, высота тона, громкость);

- оптический (выразительные движения – мимика, поза, жесты, походка, контакт глазами; физиогномика – строение лица и черепа, строение туловища);

- тактильно-кинестезический (рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание);


- ольфакторный (запахи тела и косметики) [4].

Невербальная коммуникация не подразумевает применения вербальных средств (речевых и языковых); это обмен информацией, который осуществляется вне языковых средств общения. Средствами невербальной коммуникации и невербального общения выступает тело человека и конкретная ситуация, когда для осуществления собственных замыслов субъект использует параязыковые, или паралингвистические элементы.

М. Томаселло говорит о том, что базой для развития всех существующих в современности жестов выступает две их формы:

- жесты, целью которых является указание собеседнику на что-либо;

- жесты, ориентированные на то, чтобы стимулировать формирование в сознании и воображении субъекта образа действия, предмета или отношения [14].

Применяя исключительно этих две формы жестов, субъекты способны передавать и воспринимать информацию. В современной ситуации восприятие и осознание невербальной коммуникации собеседниками обусловлено, с точки зрения Томаселло, двумя аспектами:

1. Конкретные обстоятельства, которые стали контекстом для разворачивания человеческой коммуникации (это все, что находится вокруг людей и имеет отношение к реализующимся социальным взаимодействиям).

2. Совместное знание (то, о чем имеют представление оба участника коммуникации и представление о том, что составляет для каждого структуру имеющегося знания, информация об окружающем мире и взгляды на поведение индивида в имеющихся условиях) [14].

Глава 2 Опытно-эмпирическое исследование невербальных проявлений эмоций

2.1 Организация исследования

Различные межкультурные эмпирические исследования демонстрируют, что дифференцируется шесть универсальных невербальных выражений эмоций на лице (гнев, отвращение, страх, радость, грусть и удивление).

На базе теоретический концепций и результатов экспериментальных исследований о способах проявления эмоций, характерных для человека, передающихся по наследству и сформировавшихся в результате обучения и воспитания эмоционально-экспрессивных выражений, нами была составлена следующая схема эмпирического исследования. Основанием для нее стало представление о функционировании ограниченного комплекса базовых эмоций, что позволяет сосредоточить внимание на изучении мимических проявлений, а также на уровне развития умения дифференцировать различные эмоции на основании мимических признаков.


Основной проблемой, которая решается в данном эмпирическом исследовании, является следующая: можно ли считать невербальные проявления эмоций на лице едиными для всех людей или мимические проявления можно считать специфической формой коммуникации, которые имеют уникальные отличия в каждой культуре.

Чарльз Дарвин указывал на то, что эмоциональные проявления человека можно считать универсальными, они обусловлены генетическими факторами и возникают в результате эволюционных изменений, а не в процессе обучения и воспитания. Однако впоследствии большое количество ученых демонстрировали несогласие с данной точкой зрения. Современные исследования позволяют говорить о том, что хотя внешний вид лица для каждой основной эмоции является общим для всех людей, нет «дежурной» экспрессивной реакции, т. е. всё обусловлено контекстом.

Таким образом, нами было предпринято следующее эмпирическое исследование.

В качестве подготовительной работы к проведению экспериментального исследования был проведен отбор фотографий, на которых были изображены люди с различными выражениями лиц. Каждая из фотографий ассоциировалась с конкретной эмоцией из базового набора (гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление). Основное внимание было сосредоточено на мимических средствах проявления эмоционального состояния, по той причине, что максимальная способность демонстрировать эмоции и переживания принадлежит человеческому лицу. Исследования продемонстрировали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника утрачивается 10-15% информации.

Основным свойством мимики выступает её целостность и подвижность. Это можно интерпретировать как то, что в проявлении шести базовых эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление и отвращение) все моторные акты мышц лица скоординированы.

Для поведения эмпирического исследования были отобраны такие фотографии, при оценке которых наблюдатели демонстрировали абсолютное согласие. Таким образом, был создан эталонный набор мимических выражений шести основных эмоциональных состояний. В качестве стимульного материала был создан один набор фотоснимков.

В качестве выборки исследования были выбраны 30 детей, обучающихся в 10 классе общеобразовательной школе. Участникам исследования были предъявлены образцы фото, отобранные для эмпирического исследования. Обучающимся предлагалось указать, какая конкретна из шести эмоций содержится на конкретном фото. Проведённые измерения должны были предсказывать те эмоции, которые наблюдатели видели на каждой из этих фотографий.