Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Теоретические основы исследования невербальных проявлений эмоций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве общепринятой принимается полярная дифференциация переживаний по знаку, где разграничиваются позитивные и негативные, иными словами, есть приятные и неприятные эмоциональные переживания. Именно подобное разграничение эмоций и чувств В.Н. Куликов и А.Г. Ковалев считают существенным для здоровья личности и ее деятельности. При этом позитивные (стенические) эмоции оказывают благоприятное воздействие на активную деятельность и функционирование субъекта. Соответственно, негативные (астенические) переживания детерминируют уменьшение способности к разумному мышлению, нарушают функционирование воли и восприятия [5].

Понятия положительности и отрицательности в отношении эмоций требуют некоторого уточнения. Иногда бывает достаточно трудно однозначно отнести ту или иную эмоцию к положительной или отрицательной. Например, такие эмоции, как гнев или стыд, трудно безоговорочно отнести к отрицательным. Психологи отмечают, что гнев иногда способствует выживанию индивида, он может соотноситься с защитой личного достоинства или сохранению личной целостности, то есть может быть положительным [6]. П.В. Симонов говорит о смешанных эмоциях, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки [8]. Это свидетельствует о том, что знак эмоциональных переживаний (приятное - неприятное) может не соответствовать традиционному делению эмоций на положительные и отрицательные [7].

По критерию интенсивности эмоции и чувства можно подразделять на слабые, умеренные и сильные, которые могут переходить друг в друга, меняя свою силу. Е.П. Ильин отмечает, что при дифференцировании эмоциональных переживаний по параметру интенсивности и глубины чаще всего используется линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом - высокой интенсивности (аффекты).

В. Д. Небылицын предложил классифицировать эмоции в соответствии с тремя основными модальностями: радость, гнев, страх. Все другие эмоции следует считать их производными или сочетаниями. Существуют разногласия касательно отношения эмоции печали к основным модальностям. О.П Санникова считает эмоции «печали» и «радости» полярными проявлениями одной модальности эмоций, тогда как другие ученые, например, Л. М. Аболин, Н. М. Русалова, предполагают, что печаль следует выделять в как эмоцию отдельной модальности с характерными признаками.

В зарубежной психологии три основные модальности эмоций дифференцировали Дж. Уотсон (страх, ярость и любовь) и Дж. Грей (тревожность, радость-счастье и ужас-гнев).


Р. Плутчик выделяет восемь первичных эмоций-модальностей, соотносящихся с основными формами адаптивного поведения: принятие, отвращение, гнев, радость, страх, горе, удивление, интерес.

Однако максимально разработанной, сосредоточенной на конкретных эмоциональных модальностях, считается «теория дифференциальных эмоций» К. Изарда, в которой он обозначает десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Кроме того, другие авторы предлагали также иные основания для классификации эмоций: по происхождению, уровню развития и др. Б.И. Додонов предложил внешнее основание для классификации эмоций по степени их ценности для человека.

Современных ученых, которые исследовал соотношение чувств и эмоций, можно отнести к одному из четырех направлений. Первое направление идентифицирует чувства и эмоции; во втором чувства интерпретируются как один из типов эмоций (эмоциональных явлений); третье направление понимает чувства как родовое понятие, интегрирующее различные виды эмоций как формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, страсти и собственно чувства); четвертое – дифференцирует чувства и эмоции. .

А. Н. Леонтьев понимает чувства как особую категорию эмоциональных феноменов. Он отличает чувства от эмоций по их предметной направленности, которая формируется в итоге особого обобщения эмоций, относящихся к конкретному феномену.

Также он указывает, что эмоция обладает ситуативным характером, т. е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство обладает четко прослеживающейся «предметной» (объектной) направленностью. Чувство — это константное эмоциональное отношение.

У П. А. Рудика в структуру эмоций включены настроения, аффекты и низшие и высшие чувства. Низшие чувства отражают удовлетворение или неудовлетворение естественных потребностей, а также ощущения (чувства), связанные с самочувствием (усталость, вялость и др.). Высшие чувства формируются в результате с удовлетворением или неудовлетворением общественных потребностей человека.

Р. С. Немов к основным эмоциональным состояниям относит собственно эмоции, аффекты и чувства.

К. К. Платонов указывает, что чувство — это форма отражения, появившаяся при сочетании понятийной формы психического отражения с эмоциями. Так, чтобы у человека сформировалось чувство любви к Родине, он должен освоить понятие «Родина», т. е. знать и понимать, что это такое и какие переживания могут быть у человека в связи с этим понятием.


Е.П. Ильин, анализируя подходы к соотнесению эмоций и чувств, приходит к выводу, что прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоций, человек скрывает от других и свои чувства. Доказательством их нетождественности является и более позднее появление в онтогенезе чувств по сравнению с эмоциями.

Таким образом, в психологической науке не сформировалось единого определения понятия «эмоции», также как нет единства в их классификации. Однако ученые сходятся в том, что эмоции играют важное значение в существовании человека, позволяя ему регулировать собственное поведение, предвосхищать будущие ситуации и заранее подготавливаться к ним, что появляется основой адаптивного поведения.

В качестве рабочего определения эмоций было выбрано определение, данное Е.П. Ильиным: эмоции – это психовегетативные рефлекторные реакции, основанные на выражении субъективного (пристрастного) отношения человека в форме переживания к ситуации, ее исходу, либо событиям, которые предваряли данную ситуацию.

Таким образом, анализ психологической литературы, определений понятия «эмоции», предложенными разными авторами, позволяет нам понимать эмоции, как:

-переживаемые или осознаваемые ощущения;

-процессы, происходящие вследствие эмоционального переживания в различных системах организма (нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и др.);

- эмоциональные реакции, которые находят отражение на лице человека (мимике), в позах тела (в движении), в голосе (его динамике и интонации).

1.2 Представления о невербальных проявлениях эмоций в коммуникации

До настоящего времени исследования невербального поведения не были прерогативой какого-либо конкретного направления науки, хотя исследования в данной области ведутся достаточно давно. Уже в ученых трудах древних греков и римлян содержатся сведения о том, что сегодня назвали бы невербальным поведением.

Одним из наиболее значимых исследований, на котором основываются современные работы, качающиеся выражений лица, стала книга Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». В первой половине XX в. исследования, направленные на анализ особенностей голоса, внешности и одежды, выражений лица были достаточно хаотичными, случайными. В 1925 г. Кречмер создал книгу «Физические данные и характер». Затем в 1940 г. было опубликовано исследование Шелдона «Вариации физических характеристик человека». Оба ученых указывали на то, что качественное описание внешних физических параметров человека позволяет сформулировать точные и достоверные выводы о его умственных способностях, темпераменте, нравственных установках и потенциале развития, однако доказать надежность и истинность сделанных выводов не сумели.


Исследование Эфрона «Жесты и окружающая среда», созданная в 1941 г., стала классической [14]. Новаторские и тщательно проработанные методы изучения жестов и языка тела, а также предложенная Эфроном классификация невербального поведения стала источником значительного воздействия на будущие поколения ученых. Помимо этого, ученый сделал акцент на том, что культура имеет большое значение в становлении жестов и телодвижений. Этот вывод противоречил доминирующей точке зрения о том, что человеческое поведение практически не зависит от культурных и социальных особенностей ситуации, в которой он развивается и существует.

В 50-х XX века число исследований невербального поведения значительно расширилось. В 1952 г. было опубликовано «Введение в кинесику» Бердуистелла, в 1959 г. – «Немой язык» Холла. Именно указанные ученые первыми использовали в исследовании невербальных проявлений принципы лингвистики, а также предложили термины для обозначения наук о телодвижениях (кинесика) и пространстве (проксемика) и сконструировали программу исследований для каждой из этих наук [13]. В 1958 г. Трейджер описал компоненты параязыка, что дало возможность исследовать голосовые сигналы с высокой точностью

В 1956 г. опубликован совместный труд психиатра Юрген Руш и фотографа Уэлдон Кис «Невербальная коммуникация: заметки о визуальном восприятии в отношениях между людьми». Книга, в названии которой впервые было применено определение «невербальная коммуникация», стала достаточно известной [7]. В ней описаны теоретические положения об этиологии, применения и кодирования невербального поведения и подтверждается коммуникативное значение социума и социальной ситуации жизнедеятельности.

Настоящий переворот в сфере исследований, направленных на анализ невербальной коммуникации, случился в 60-е гг. Объектами исследования стали конкретные части человеческого тела и составляющие моторного действия: опубликованы исследования Икслайна и Хесса о движениях глаз, Давица о проявлении эмоций в голосе («Передача эмоционального смысла», 1964 г.), Соммера об организации пространства вокруг человека, Голдман-Эйслера о паузах и задержках в спонтанной речи, Дитмана, Аргайла, Кендона, Шефлена и Меграбяна о разных видах телодвижений [7, 12, 17]. Психолог Роберт Розенталь изучил, каким образом исследователи способны оказывать воздействие на результаты эксперимента, а педагоги – влиять на умственное развитие и совершенствование обучающихся с помощью невербального поведения – с помощью жестов и движений. Одной из наиболее значимых работ десятилетия можно считать статью Экмана и Фризена об этиологии, применении и кодировке невербального поведения. В ней рассмотрены такие составляющие невербального поведения, как эмблемы, иллюстраторы, выражения аффекта, регуляторы и адаптеры.


В 70-е гг. были совершены попытки интегрировать определенным образом увеличивающиеся количество исследований в данном направлении, составить определенную программу исследования в сфере невербальной коммуникации, обеспечить доступность для широкой аудитории результаты научных исследований по невербальным коммуникациям [15, 18]. Большую популярность получил публицистический отчет Дж. Фаст «Язык тела» о данных исследований нескольких ученых. Публикуются труды Экмана «Отражение эмоций на лице человека», Меграбяна «Невербальная коммуникация», Хесса «Болтливые глаза», Аргайла «Телесная коммуникация», Монтагю «Прикосновение», Бердуистелла «Кинесика и контекст» [7, 12]. В течение последующего десятилетия ученые старались определить, как разные невербальные сигналы способствуют достижению общей коммуникативной цели (помогают заставить кого-то сделать что-то, показать

В процессе проведения исследования стало понятно, что полностью изучить значение невербального коммуникации в достижении коммуникативной цели невозможно, если не учитывать сопутствующее вербальное поведение. Стала актуальной проблема создания концепции взаимодействия в процессе общения вербальных и невербальных сигналов.

Отечественные исследователи серьезно стали изучать вопросы невербальной коммуникации лишь в 80-х гг. двадцатого столетия. С учетом имеющегося зарубежного опыта российские исследователи совершили попытку сформулировать суть определений и концепции понимания определений «невербальное поведение», «невербальное общение», «невербальные средства общения» [6]. Опираясь на иностранные работы, касающиеся кинесики, часть отечественных исследователей придерживается мнения, что невербальные невербальные средства коммуникации представляют собой существенный и первичный (касательно момента развертывания речи) невербальный элемент коммуникации (И. Н. Горелов), другие рассматривают их, как вспомогательные элементы коммуникации, вторичные относительно коммуникативной функции языка (Г. В. Колшанский).

В. А. Лабунская, Х. Рюкле и др., анализируя индивидуальную направленность использования невербальных средств коммуникации согласились с зарубежными исследователями в том, что количество и активность использования невербальных компонентов обусловлены особенностями темперамента, социальных условий, этнической принадлежности, а также возраста [6]. Некоторые отечественные исследования рассматривают значение применения невербальных средств общения в специальных сферах знаний. Так, взаимосвязь невербальных и вербальных средств общения в русском языке анализировалась Е. М. Верещагиным и В. Г. Костомаровым [2]. Социально-перцептивная концепция исследования невербальных компонентов общения содержится в трудах В. А. Лабунской [6], предложившей одну из максимально полных классификаций невербальных средств коммуникации. Разнообразные научные концепции и сущностные характеристики общения в управлении описаны Е. В. Руденским [1].