Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Понятие и сущность менеджмента человеческих ресурсов).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и сущность менеджмента человеческих ресурсов
Функции управления человеческими ресурсами
Методы управления человеческими ресурсами
2. Применение современных подходов к управлению человеческими ресурсами в организации
2.1 Роль человеческих ресурсы в организации
2.2 Современные подходы к управлению человеческими ресурсами в организации
2.3 Инновационный процесс и развитие человеческих ресурсов в организации
Целевой задачей теории управления является изучение влияния индивидуального и группового поведения на функционирование организации.
Психология изучает и прогнозирует поведение индивида, возможности изменения поведения личности, выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям или поступкам людей. Современная психология делает акцент на приемы восприятия, обучения и тренировки, выявление нужд и разработку мотивационных методов, оценку степени удовлетворенности работой, психологические аспекты процессов принятия решений. Способы психологического воздействия являются важнейшими составляющими психологических методов управления. Они обобщают необходимые и разрешенные законодательно приемы психологического воздействия на персонал для координации действий сотрудников в процессе совместной производственной деятельности.
К числу разрешенных способов психологического воздействия относятся: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование, обман ожиданий, намек, комплимент, похвала, просьба, совет и т.д.
Современные российские экономические отношения не способствуют поддержанию комфортного социально-психологического климата в коллективе. По этой причине важно прогнозировать воздействие социально- психологических методов управления на работу персонала, учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника, такой инструмент требует дозированного и дифференцированного применения.[16]
Методы управления человеческими ресурсами можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета. Более подробная их классификация по признаку принадлежности к конкретной функции управления человеческими ресурсами позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работ с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала, профориентации и трудовой адаптации персонала, мотивации трудовой деятельности персонала, организации системы обучения персонала, управления конфликтами и стрессами.
Количественные методы управления являются «продуктом» количественного подхода в управлении и направлены на повышение обоснованности принимаемых управленческих решений, а также широко используются в деятельности организаций по разработке программ и планов, при проведении маркетинговых исследований, финансово-экономической, учетной сфере.[17] Данные методы основаны на математическом аппарате и логике. Благодаря им создается возможность не только применять в исследованиях качественные оценки явлений и процессов, но и пользоваться количественными измерениями, обеспечивающими достоверность и объективность.
Все вышесказанное мною, можно сделать вывод, что методы управления человеческими ресурсами означают совокупность определенных приемов, типических подходов воздействия и влияния на персонал в целях достижения, определенных стратегическими целями, конкретных результатов. Управление человеческими ресурсами является сложным социальным процессом, и рассмотрение его в свете отдельных компонентов, перечисленных выше, лишь способ в первом приближении получить некоторую характеристику процесса управления персоналом. Тем не менее, можно предположить, что названные основные методы присутствуют и в эффективных системах управления человеческими ресурсами.
2. Применение современных подходов к управлению человеческими ресурсами в организации
2.1 Роль человеческих ресурсы в организации
Для всех организаций, больших и малых, производственных и действующих в сфере услуг, управление людьми имеет первостепенное значение. Без надлежащим образом отобранных, расставленных и профессионально подготовленных людских ресурсов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Это положение является основополагающим в концепции управления.
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.[18] Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Человек - это без сомнения один из самых ценных активов организации. Существует два вида управления человеческими ресурсами: стратегическое и оперативное. То есть налаживание необходимой человеческой производимости, которая максимально полно соответствует претензиям, которые предъявляются к качеству работы на отдельно взятом рабочем месте, к формированию должных условий социального, экономического и производственного плана, при которых становится возможным максимальное использование рабочей силы. В процессе использования рабочей силы происходит последующее развитие способностей человека.[19] Руководство, набирающее персонал создает трудовой потенциал предприятия, определенную структуру коллектива. Каждый сотрудник обладает потенциалом и стремлением реализовать собственные возможности, интересы и нужды. С течением времени трудовой потенциал сотрудника и организации меняется. Этому способствует использование нано технологий, усовершенствованной техники, сокращение рабочих мест, повышение уровня условий труда и многие другие факторы. Трудовой потенциал организации - комплекс условий, который обеспечивает воплощение в жизнь трудового потенциала трудящегося, и состоит из кадровых, профессиональных, квалификационных и организационных компонентов. Кадровая составляющая заключается в квалификационном и образовательном потенциале работников.[20] Прогрессирование и улучшение данной составляющей протекает под воздействием повышения уровня рабочей силы в образовательном, профессиональном, культурном и техническом плане. Профессиональное звено трудового потенциала работников складывается из изменений в характере труда, его содержании под воздействием НТП, способствующего образованию новых и исчезновению устаревших профессий. Данная составляющая представляет собой систему определенных требований к коллективу организации. Квалификационную составляющую можно определить как качественные изменения в трудовом потенциале, отражающие в большинстве своем изменения непосредственно в личности работника и в повышении его квалификации. Организационная часть состоит из эффективного использования трудового потенциала каждого сотрудника и всего коллектива в целом. Основным путем организации человеческих ресурсов в организации считается отбор кадров. Его можно считать главной функцией управления, поскольку не иначе как работники являются гарантом эффективного использования ресурсов, которые находятся в распоряжении компании. От степени эффективности работы по отбору персонала зависит очень многое, например то, насколько качественными будут человеческие ресурсы и какой именно вклад они сделают, чтобы достигнуть целей организации, а также квалитативность выпускаемой продукции и предлагаемых услуг. Для осуществления подбора рабочего персонала, компании предстоит решить несколько задач. Таких, как: - определение надобности в персонале, учитывая главенствующие цели предприятия; - получение точной информации о предъявлении требований к работнику вакантной должностью; - четко определить квалификационные требования, для надлежащего осуществления рабочей деятельности; - выявление требуемых личностных и деловых качеств, которые необходимы для продуктивного выполнения требуемой работы, рассматриваемые как критерии при оценке потенциальных работников; - обеспечение оптимальными условиями при адаптации работников, только заступивших на пост в коллективе предприятия: - поиска способов привлечения необходимых и сокращения излишних работников, с целью избежать значительных социальных затрат. Анализируя различные стороны деятельности компании в плане формирования требуемого трудового потенциала, мы приходим к выводу, что необходимо целенаправленно управлять человеческими ресурсами. Отправной точкой можно считать процесс осуществления компанией обоснованной кадровой политики, разработку и реализацию целевой программы, бюджета и плана предприятия, увязывающие желаемый результат и конкретного исполнителя и выделяемые на это средства. То, каким способом происходит процесс управления человеческими ресурсами на уровне предприятия, определяет их стратегическую и логически последовательную политику по управлению самым важным активом предприятия - людьми, коллективно и индивидуально достигающих стратегические и текущие задачи организации. Современная система по управлению человеческими ресурсами содержит как кадровую, так и социальную составляющие. В частности это является доказательством того, что сотрудники должны вносить индивидуальный вклад в успех предприятия, однако и предприятие, несомненно, должно создать подходящие условия работникам. Таким образом, мы говорим о том, что для достижения развития сотрудников и установления равновесия между экономическим и социальным развитием коллектива необходимо создать устойчивую систему воспроизводства человеческих ресурсов.[21]
Управление человеческими ресурсами в современных компаниях направлено на обеспечение компании работниками, способными эффективно адаптироваться к изменениям и достигать поставленных целей, в свете вышесказанного можно утверждать, что такое управление должно носить инновационный характер. Функциями управления человеческими ресурсами становится целый комплекс задач, направленных на формирование, рациональное использование, оптимизацию, развитие человеческого капитала организации, что, безусловно, предполагает постоянные изменения. Управление человеческими ресурсами организации уже по сути своей является инновационно-ориентированной деятельностью, которая включает непрерывное преобразование и совершенствование, что позволяет с полным правом именовать такую деятельность инновационной.[22]
В таком случае целями инновационного управления человеческими ресурсами будут выступать формирование системы управления человеческими ресурсами, способной к изменениям и стимулирование инновационного поведения персонала в целях повышения эффективности работы компании.
И в заключении хочу отметить, что стержнем всякой организации являются работающие в ней люди, которыми необходимо управлять так же, как сотрудниками других функций. Именно сотрудники службы управления персоналом обеспечивают функционирование и обновление систем управления персоналом.
2.2 Современные подходы к управлению человеческими ресурсами в организации
Человеческие ресурсы являются конкурентным потенциалом любой современной организации. Любые серьезные задачи организации решаются в рамках выбранной руководством стратегии ее развития, которая, в свою очередь, может включать несколько направлений деятельности, каждое из них в той или иной степени ориентировано на достижение общей цели.
Ядром всей системы управления человеческими ресурсами является кадровая политика организации, которая включает совокупность принципов, основных моделей, целей и представлений, определяющих направление и содержание работы с кадрами на длительную перспективу. Задачи управления человеческими ресурсами - это определенные виды работы, которые должны быть выполнены для достижения главной цели.
Традиционная система управления человеческими ресурсами организации строится на взаимосвязи ее основных механизмов: планирование и прогнозирование персонала, подбор, отбор персонала, оценка персонала, развитие персонала, мотивация персонала.
Исходными положениями современных подходов в области управления человеческими ресурсами являются:
- политика кадрового обеспечения - предполагает обеспечение эффективными человеческими ресурсами и побуждение их к получению удовлетворения от работы посредством создания привлекательных условий работы, безопасности, возможности продвижения;
- политика обучения - обеспечение соответствующими обучающими мощностями, чтобы работники могли лучше исполнять свои обязанности и подготовиться к продвижению;
- политика оплаты труда - предоставление более высокой заработной платы, чем в других местах, определяемой способностями, опытом, ответственностью;
- политика производственных отношений - установление определенных процедур для оперативного решения трудовых разногласий;
- политика благосостояния - обеспечение услуг и льгот, более благоприятных, чем у других нанимателей: социальные условия, созданные в организации желанны для работника и выгодны для организации[23].
Функции управления человеческими ресурсами представляют собой основные направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей организации. В современной литературе выделяется достаточно много функций управления человеческими ресурсами:
- планирование численности персонала;
- определение способов привлечения персонала;
- маркетинг персонала;
- подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников;
- адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их развитие;
- планирование карьеры, обеспечение должностного роста работника;
- управление расходами на персонал;
- организация рабочего места;
- освобождение персонала;
- кадровое делопроизводство: сбор, хранение и учет анкетных данных, стажа, повышения квалификации и т. д.;
- управление информацией;
- оценка трудового потенциала персонала;
- правовое регулирование трудовых отношений;
- обеспечение репутации организации, ее позитивного восприятия заказчиками[24].
Перечисленные функции не исчерпывают всего их перечня. Они отчасти накладываются друг на друга. Проведенные научные исследования и практический опыт позволяют сгруппировать все функции управления человеческими ресурсами в несколько подсистем: функциональные подсистемы и подсистемы линейного управления организацией, объединяющих однородные функции, носителями которых являются различные подразделения по работе с кадрами. Состав данных подразделений меняется в зависимости от размеров организации.