Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности( ООО «Воды Балтики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практика показывает, что 10% позиций ассортимента (группа А) дают 60-80% товарооборота; 10-20% позиций ассортимента (группа В) дают 10-20% товарооборота; 80-70% позиций ассортимента (группа С) дают 5-10% товарооборота.

Таблица 2.4 – АВС-анализ ассортимента товараООО «Воды Балтики». Продукция только под категорией А

Наименование

Оборот, октябрь (руб.)

Оборот, ноябрь (руб.)

Оборот, декабрь (руб)

Общий товарооборот за 4-й квартал, руб

Доля в обороте

Группа

ИТОГО

889 317

100%

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-CI12E

75 600

72 160

74 520

222 280

24,994

А

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-CI17E

30 922

34 524

30 122

95 568

10,746

А

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMK-15E

20 906

26 936

30 815

78 657

8,845

А

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-KI10

21 955

22 040

21 976

65 971

7,418

А

Угольный фильтр ROOS/AA-TC12

17 170

18 700

21 760

57 630

6,480

А

Угольный фильтр ROOS/AA-TC10

9 192

25 844

18 192

53 228

5,985

А

По таблице 2.4, можно сделать вывод, что наибольшую долю в обороте составили такие товары как фильтры по умягчению воды и угольные фильтры. Общая сумма товарооборота за квартал составила 889317 рублей, из низ 24% составили продажи по продукции «фильтр умягчения воды ROOS/AMS-CI12E» суммой в 222280 рублей.

Рисунок 2.12 – Доля выручки фильтров за четвертый квартал 2017 года

На втором месте по доля оборота составили продажи фильтра для умягчения воды ROOS/AMS-CI17E. Общая сумма продаж за четвертый квартал составила 95568 рублей или 10,7% от доли товарооборота.

Таблица 2.5 – АВС-анализ ассортимента товара ООО «Воды Балтики»

Продукция только под категорией В

Наименование

Оборот, октябрь (руб.)

Оборот, ноябрь (руб.)

Оборот, декабрь (руб)

Общий товарооборот за 4-й квартал, руб

Доля в обороте

Группа

ИТОГО

889 317

100%

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-CI10E

12 062

11 484

12 174

35 720

4,017

В

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-C-CI08

11 683

11 530

11 066

34 279

3,855

В

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-CI08E

10 541

11 225

11 117

32 883

3,698

В

(УФ) Обеззараживания UV 48 GPM

11 787

16 805

1 202

29 794

3,350

В

Регенерируемый фильтр ROOS/AGM-EI12E

6 130

6 091

6 312

18 533

2,084

В

(УФ) Обеззараживания UV 36 GPM

7 620

4 505

5 771

17 896

2,012

В


Согласно проеденному анализу, к категории Б вошли такие разделы товаров как фильтры умягчения воды, регенерирующий и обеззараживающий.

Далее рассмотрим продукции под категорией С.

В категорию С вошли все остальные товары.

Таблица 2.5 – АВС-анализ ассортимента товараООО «Воды Балтики»

Продукция только под категорией С

Наименование

Оборот, октябрь (руб.)

Оборот, ноябрь (руб.)

Оборот, декабрь (руб)

Общий товарооборот за 4-й квартал, руб

Доля в обороте

Группа

ИТОГО

889 317

100%

(УФ) Обеззараживания UV 12 GPM

10 300

2 893

3 900

17 093

1,922

С

Oбезжелезиватель ROOS/AGO-EI12

5 377

5 032

5 732

16 141

1,815

С

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMK-CI30E

5 261

5 312

5 261

15 834

1,780

С

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMK-CI10E

4 151

4 758

4 905

13 814

1,553

С

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMK-25E

2 482

3 939

4 526

10 947

1,231

С

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-KI10

3 203

3 318

3 188

9 709

1,092

С

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-CI09E

3 024

3 154

3 124

9 302

1,046

С

Угольный фильтр ROOS/AA-TC13

2 774

2 747

2 856

8 377

0,942

С

Oбезжелезиватель ROOS/AGO-EI10

2 510

2 582

2 531

7 623

0,857

С

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-CI08E

2 375

1 972

2 802

7 149

0,804

С

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-CI07

1 590

2 716

2 540

6 846

0,770

С

Фильтр для умягчения воды ROOS/AMS-C-CI08

2 164

1 791

1 809

5 764

0,648

С

Угольный фильтр ROOS/AA-TC13

1 543

2 377

1 212

5 132

0,577

С

Угольный фильтр ROOS/AA-TC09

1 612

1 812

1 197

4 621

0,520

С

(УФ) Обеззараживания UV 96 GPM

1 485

1 128

1 731

4 344

0,488

С

Угольный фильтр ROOS/AA-TC08

1 428

1 270

1 484

4 182

0,470

С


Исходя из результатов проведенного исследования, было выявлено, что современный покупатель все большее предпочтение отдает товарам импортного производства. Особенно это касается фильтров смягчающих и обеззараживающих воду.

Проведем анализ еще одним популярным в зарубежных странах метод – XYZ-анализ. Смысл XYZ-анализа в изучении стабильности продаж. Если АВС-анализ позволяет определить вклад конкретного товара в итоговый результат (чаще всего в общую прибыль компании или в стоимость запасов), тоXYZ-анализ изучает отклонения, скачки, нестабильность сбыта, делит товары на группы в зависимости от стабильности спроса на них.

В категорию Х включают товары со стабильными продажами. Для группы Y допускаются более значительные отклонения.В категории Z оказываются товары, продажи которых точно прогнозировать невозможно, слишком велики колебания. Чем меньше разница между реальной продажей за единицу периода (например, за неделю) и средним арифметическим продаж за весь период (например, за квартал), тем более предсказуемы продажи товара в последующий период.

Цель XYZ-анализа – дифференциация товаров (номенклатуры) по группам в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования. Для распределения товаров по категориям используется достаточно простой статистический аппарат. При сравнении данных используется формула расчета коэффициента вариации, который показывает степень отклонения данных от среднего значения. Номенклатурные позиции со значением коэффициента вариации от 0% до 10% попадают в категорию Х, от 10% до 25% - в категорию Y, остальные – в категорию Z.

Результаты анализа представлены в Приложении Г.

Согласно представленным расчетам, было выделено 4 наиболее популярным товара, выручка которых составила 460,09 тыс. рублей или 18,99% от всей выручки за 2017 год.

Около 12 товаров имеют низкий оборот и стабильность продаж, складирование данных товаров снижает выручку и увеличивает затраты на их хранение на складе.

Далее рассчитаем динамику продаж на 2017 год для выявления динамики показателей отклонения плана и факта. (см. табл 2.6.)

Таблица 2.6 – Анализ выполнения плана по продаже и реализации продукции за 2017 год

Период

Продажа товара, тыс. руб.

Удельный вес, %

Выполнение плана,%

План

Факт

План

Факт

I квартал

600

592

24,78

24,55

98,67

II квартал

609

597

25,15

24,76

98,04

III квартал

604

606

24,94

25,13

100,35

IV квартал

609

616

25,14

25,56

101,24

Итого

2422

2411

100

100

99,57


Сведения таблицы 2.6 позволяют сделать вывод, что за отчетный год план по реализации выполнен на 99,57%.

Для анализа ритмичности продажпроанализируем объем поступления продукции по всем видам товаров в Приложении Д.

За первый квартал 2017 года недовыполнение плана составило 8 тыс. рублей в основном за счет таких товаров как:

  • Угольные фильтры, около 12 тыс. рублей невыполнения плана реализации;
  • Фильтры оббезараживания, около 1 тыс. рублей невыполнения плана реализации;
  • Регенирируемый фильтр, около 3 тыс. рублей невыполнения плана реализации;

Во втром квартале показатель превысил плановое на 8 тыс. рублей. За третий квартал реализации продукции превысила плановые на 2 тыс. рублей. За последний, четвертый квартал реализация продукции составила 8 тыс. рублей.

Проанализируем динамику показателей между фактическими и плановыми результатами на рисунке 2.12.

Рисунок 2.12 – Разница фактической и плановой товаров за 4 квартала 2017 года

Рассчитаем ритмичность реализации продукции за 2017 год ниже по формуле:

, (2.1)

Полученные расчеты представим в таблице 2.7.

Как видно из таблицы в янвраре два вида товаров не реализованы, согласно плана, тем самым создают неликвидные товарные запасы.

Неритмичная реализация на 2017 составит:

Следовательно можно сделать вывод, что компания продала товара меньше нормы и в первом квартале видна нестабильная ритмичность производства. (см. табл. 2.8). Также расчеты представим в приложении Д.

Проведем рассчет показателей ритмичности производства и обозначим основные отклонения от плана продаж и факта в игоге рассчетов. (см. табл 2.7, 2.8).

Таблица 2.7 - Показатели ритмичности реализации товаров

Коэф. ритмичности 1 квартал

Коэф. ритмичности 2 квартал

Коэф. ритмичности 3 квартал

Коэф. ритмичности 4 квартал

Ассортиментная группа 1 (фильтры для умягчения воды)

1,000

1,000

1,000

1,000

Ассортиментная группа2 (угольные фильтры)

1,000

1,000

1,000

1,000

Ассортиментная группа3 (Уф обеззараживания)

1,000

1,000

1,000

1,000

Ассортиментная группа4 (обезжеливатель)

0,992

1,000

1,000

1,000

Ассортиментная группа5 (регенерируемый фильтр)

0,979

1,000

1,000

1,000


Также запишем результаты в таблицу 2.8.

Таблица 2.8– Показатели неритмичности реализации товаров

Коэф. аритмичности 1 квартал

Коэф. аритмичности 2 квартал

Коэф. аритмичности 3 квартал

Коэф. аритмичности 4 квартал

Категория продукции 1 ( фильтры для умягчения воды)

0,000

0,000

0,000

0,000

Категория продукции 2 (угольные фильтры)

0,000

0,000

0,000

0,000

Категория продукции 3 (Уф обеззараживания)

0,000

0,000

0,000

0,000

Категория продукции 4 (обеззежеливатель)

-0,008

0,000

0,000

0,000

Категория продукции 5 (регенерируемый фильтр)

-0,021

0,000

0,000

0,000

Всего

0,993

1,000

1,000

1,000

Отрицательные показатели в первом квартале года обусловлены рядом причин:

  • Праздничные дни в январе и феврале месяце повлияли на реализацию продаж, где общий коэффициент аритмичности составил -0,029%.
  • Отсутствие анализа и прогнозирования затрат повысили долю складироваемой продукции.

Далее рассчитаем вариацию по формуле ниже:

Полученные расчеты представим в таблице2.9.

Таблица 2.9 – Расчет дисперсии по 4 кварталам

Xi

X

(Xi-X)

(Xi-x)2

(Xi-x)2/4

КОРЕНЬ

1

592

968609,8

-968018

9,37058

2,34265

484008,9

2

597

968609,8

-968013

9,37049

2,34262

484006,4

3

605,9771

968609,8

-968004

9,37031

2,34258

484001,9

4

616,441291

968609,8

-967993

9,37011

2,34253

483996,7

ИТОГО

2411,41839

3874439

-3872028

3,74815

9,37037

968006,9

Таблица 2.10 – Расчет дисперсии по 4 кварталам по всему ассортименту

V

1

0,49969441

2

0,49969183

3

0,49968719

4

0,49968179

ИТОГО

0,2498444

Коэффициент вариации показывает, насколько фактическое значение показателей отклоняется от среднего значения. В данном случае это отклонение составляет 2,49%. Следовательно, по анализу ритмичности можно сделать вывод, что компания продала товара меньше нормы и в первом квартале видна нестабильная ритмичность продаж.