Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Стратегия развития организации).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Сущность и необходимость анализа внешней и внутренней среды организации
1.2. Принципы и методы анализа среды организации
1.3. Стратегия развития организации
2. Анализ внешней и внутренней среды организации на примере ООО «Легкий шаг»
2.1. Общая характеристика организации
Производственная цель – увеличение объема производства на 13%.
Для этого необходимо осуществить следующие цели:
1. Производство и продажа детской обуви
2. Реализация остатков обуви в другие магазины, где их количество меньше
3. Предоставление обуви на прокат
Кадровая цель – увеличение производительности труда на 12%. Для этого потребуется:
1. Повышение качества обслуживания людей путем повышения квалификации менеджеров по продажам
2. Выдача премий работникам
3. Увеличение заработной платы работникам на 15%
4. Предоставление путевок работникам с детьми в возрасте до 5 лет и выдача подарков детям работников в праздничные дни
Финансовая цель – увеличение прибыли от продаж на 13% (12650+13% = 14294,5 тыс.руб.). Для этого необходимо:
1. Увеличить рентабельность продаж с 4,3% до 5.7%
2. Снижение дебиторской и кредиторской задолженности на 25%
3. Делать скидки на старую коллекцию.
4. Поиск инвесторов
В приложении 8 представлено дерево целей ООО «Легкий шаг».
После установления целей маркетинга в курсовой работе определяются стратегии маркетинга, то есть долгосрочные направления развития фирмы в конкурентной среде, направленные на достижение маркетинговых целей.
Конкурентная стратегия (которая одновременно является и маркетинговой стратегией, поскольку определяет, как компания собирается конкурировать) выбирается с помощью матрицы МакКинзи.
На основе матрицы МакКинзи предприятию можно порекомендовать следующие стратегии развития бизнеса:
1. Проникновение. Суть данной стратегии в расширении сбыта выпускаемых товаров на традиционных рынках путем различных маркетинговых усилий (реклама, интенсификация продвижения товаров)
Для ООО «Легкий шаг» данная стратегия предполагает интенсификацию продвижения традиционной обуви на прежнем сегменте, что может включать рекламу, распространение дисконтных карт постоянных потребителей и другое. Данная стратегия наименее рискованна, спрогнозировать объёмы продаж сможем с точностью до 90-100% , однако в виду перенасыщенности целевого сегмента фирмы, изменения характера потребительского спроса, данная стратегия не целесообразна.
2. Развитие рынка. Суть стратегии в создании рынков для уже выпускаемой продукции. Стратегия эффективна при внедрении на новые сегменты рынка, спрос на которые не удовлетворён, новых предложений существующих товаров и интенсификации рекламы, освоения новых сегментов рынка, когда для известной продукции выявляются новые области применения. В данном случае эта стратегия может предполагать расширение географических границ рынка. Неосвоенными географическими рынками, возможными для освоения «Легкий шаг», являются города Москва и Нижний Новгород, где существует высокий спрос на качественную обувь из натуральных материалов. При выходе на данные рынки необходимо детально проанализировать тенденции спроса и предложения на данных рынков. Точность прогнозирования объемов продаж составит 40-50%
Если говорить об освоении новых сегментов рынка (в частности молодёжи), предлагая традиционный ассортимент, то данная стратегия не оправдает себя, в виду неудовлетворительного дизайна обуви.
3. Развитие товаров. Данная стратегия предполагает направленность на разработку новых продуктов для сложившихся рынков. В этом случае организация разрабатывает новые товары улучшенного качества или модернизирует старые товары и реализует их лояльно настроенным клиентам.
Данная стратегия для «Легкий шаг» будет заключаться в модификации обуви, улучшении ее дизайна или в организации новой производственной линии по выпуску детской обуви, и продвижении обновленного ассортимента на традиционные рынки.
4. Диверсификация. Предполагает разработку новых продуктов и новых рынков и является наиболее рискованной. Применяется с целью избежать зависимости от однотипного ассортиментного набора и при намерении организации увеличить долю существующего рынка.
Для ООО «Легкий шаг» целесообразно наладить выпуск модельной, модной обуви и предложить обновленный ассортимент молодёжи. Для того чтобы привлечь новый сегмент необходимо направить большие усилия на продвижение товаров. Имеет смысл ввести новую продукцию – детская обувь. В приложении 9 представлены рекомендуемые стратегии для ООО «Легкий шаг».
Вывод: Проанализировав, все стратегии, просмотрев все преимущества и недостатки, самой подходящей для деятельности сети «Легкий шаг» является стратегия №4. Реальные преимущества данной стратеги даёт возможности для развития своей деятельности даже в условиях финансового экономического кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внутренняя и внешняя среда организации являются предметом обязательного анализа для организации, рассчитывающей на продолжение своей деятельности в долгосрочной перспективе.
Анализ внешней и внутренней среды рассматривали на примере ООО «Легкий шаг». Торговая сеть «Легкий шаг» – одна из крупнейших обувных сетей в Центральной России.
Проведя анализ среды организации пришли к выводу, что по результатам PEST(E)-анализа можно сделать вывод о том, что опасность для развития предприятия представляют экономические факторы. Наибольшая угроза – это сложная экономическая ситуация, сложившаяся в стране в результате кризиса. Проанализировав, сильные, слабые стороны предприятия, возможности и угрозы внешней среды, можем сделать следующие выводы об основных проблемах существующих в деятельности организации: объём рынка снижается из-за увеличения числа конкурентов в отрасли; отсутствие роста объёмов реализации в связи с малой долей новых клиентов.
Проанализировав, все стратегии, просмотрев все преимущества и недостатки, самой подходящей для деятельности сети «Легкий шаг» является стратегия №4 - Диверсификация. Предполагает разработку новых продуктов и новых рынков и является наиболее рискованной. Применяется с целью избежать зависимости от однотипного ассортиментного набора и при намерении организации увеличить долю существующего рынка. Реальные преимущества данной стратеги даёт возможности для развития своей деятельности даже в условиях финансового экономического кризис
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексунин В.А. Маркетинг: учебник. / В.А. Алексунин – М.: Дашков и Кº, 2015. – 199 с.
- Альтшулер И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа: инструменты, проблемы, ситуации. / И.Г. Альтшулер – М.; СПб.: Вершина, 2014. – 230 с.
- Архипов В.Е. Маркетинг. Техника создания спроса. / В.Е. Архипов – М.: Вершина, 2015. – 300 с.
- Багиев Г.Л. Маркетинг: учеб. для вузов. / Г.Л. Багиев –Питер, 2015. – 733 с.
- Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие для вузов. / И.К. Беляевский – М.: Финансы и статистика, 2015. – 318 с.
- Беркутова Т.А. Маркетинговые коммуникации: учеб. пособие для вузов. / Т.А. Беркутова – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 254 с.
- Бурцева Т.А. Управление маркетингом: учеб. пособие. / Т.А. Бурцева – М.: Экономистъ, 2015. – 223 с.
- Васильев Г.А. Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов. / Г.А. Васильев – М.: Вузовский учебник, 2015. – 240 с.
- Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. / Т.А. Гайдаенко – М.: ЭКСМО: МИРБИС, 2015. – 474 с.
- Годин А.М. Маркетинг: учеб. для вузов. / А.М. Годин – М.: Дашков и Кº, 2014. – 755 с.
- Горностаева А.Н. Маркетинг в системе принятия управленческих решений: учеб. пособие. / А.Н. Горностаева – Брянск: БГТУ, 2015. – 280 с.
- Горностаева А. Н. Ценообразование в маркетинге: Практические аспекты: учеб. пособие. / А.Н. Горностаева – Брянск: БГТУ, 2014. – 324 с.
- Дубровин И.А. Маркетинговые исследования: учеб. пособие. / И.А. Дубровин – М.: Дашков и Кº, 2015. – 273 с.
- Дубровин И.А. Маркетинговые коммуникации: учеб. для вузов. / И.А. Дубровин – М.: Дашков и Кº, 2015. – 576 с.
- Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учеб. для вузов. / В.Н. Еремин – М.: КноРус, 2016. – 647 с.
- Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие. / П.С. Завьялов – М.: ИНФРА-М, 2014. – 495 с.
- Каменева Н.Г. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для вузов. / Н.Г. Каменева – М.: Вузовский учебник, 2015. – 437 с.
- Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс. / Ф. Котлер - Питер, 2015. – 479 с.
- Крюков А.Ф. Управление маркетингом: учеб. пособие для вузов. / А.Ф. Крюков – М.: КноРус, 2015. – 367 с.
- Лидовская О. П. Оценка эффективности маркетинга и рекламы. / О.П. Лидовская – СПб.: Питер, 2014. – 139 с.
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учеб. для вузов / Под ред. В. А. Алексунина. – М.: Дашков и Кº, 2015. – 714 с.
- Маркетинг: общий курс: учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. – М.: Омега-Л, 2015. – 474 с.
- Маслова Т.Д. Маркетинг: учеб. для вузов. / Т.Д. Маслова – Питер, 2015. – 380 с.
- Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг: учебник / Под ред. С.Г. Жильцова, В.Б. Колчанова. – Питер, 2015. – 796 с.
- Моисеева Н.К. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: учеб. пособие. / Н.К. Моисеева – М.: Финансы и статистика, 2015. – 415 с.
Приложение 1
Директор
Завхоз
Отдел кадров
Заведующий магазином
Главный бухгалтер
Бухгалтерия
Администратор
Начальник отдела кадров
продавцы – кассиры
Менеджер по подбору персонала
Менеджеры
Организационная структура управления ООО «Легкий шаг»
Приложение 2
Экономические показатели предприятия ООО «Легкий шаг» за 2015-2017 гг.
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Отклонение 2017 к 2015, +/- |
Темп прироста 2017 к 2015, % |
Выручка, тыс.руб. |
17865 |
18654 |
20126 |
2261 |
112,7 |
Себестоимость продаж, тыс.руб. |
15324 |
16835 |
18652 |
3328 |
121,7 |
Валовая прибыль, тыс.руб. |
2541 |
1819 |
1474 |
-1067 |
58,0 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
1747 |
1286 |
1455 |
-292 |
83,3 |
Основные средства, тыс.руб. |
732 |
532 |
435 |
-297 |
59,4 |
Оборотные средства, тыс.руб. |
5383 |
6537 |
8577 |
3194 |
159,3 |
Дебиторская задолженность, тыс.руб. |
2312 |
2329 |
2799 |
487 |
121,1 |
Кредиторская задолженность, тыс.руб. |
3559 |
3700 |
5910 |
2351 |
166,1 |
Средняя численность работников, чел. |
47 |
45 |
40 |
-7 |
85,1 |
Производительность труда |
380,1 |
414,5 |
503,1 |
123,0 |
132,3 |
Рентабельность, % |
9,7 |
6,9 |
7,2 |
-2,5 |
х |
Приложение 3
PEST-анализ макросреды ООО «Легкий шаг»
Факторы |
Важность для СЗХ |
Влияние на организацию |
Направленность влияния |
Сила воздействия |
||||
Политические факторы |
||||||||
1.Укрепление государственной власти |
2 |
2 |
+1 |
+4 |
||||
2.Снижение налогового бремени |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
||||
3.Частые изменения налогового законодательства |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
||||
4. Недостаточное внимание государства к организацмм |
2 |
2 |
-1 |
-4 |
||||
5. Ужесточение контроля качества |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
||||
Итого: |
х |
х |
х |
-9 |
||||
Экономические факторы |
||||||||
1.Высокий экономический потенциал страны |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
||||
2. Увеличение оборота розничной торговли на 15% |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
||||
3. Замещение импортной продукции отечественной |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
||||
4.Экономический кризис |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
||||
5.Колебание валютных курсов |
2 |
3 |
-1 |
-6 |
||||
6.Рост индекса потребительских цен |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
||||
Итого: |
х |
х |
х |
-6 |
||||
Социально-демографические факторы |
||||||||
1.Повышение реальных денежных доходов населения |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
||||
2.Увеличение коэффициента рождаемости |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
||||
3. Снижение коэффициента естественной убыли |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
||||
4. Сокращение численности постоянного населения области |
2 |
2 |
-1 |
-4 |
||||
5. Увеличение количества безработных |
3 |
2 |
-1 |
-6 |
||||
6.Снижение численности экономически активного населения |
2 |
2 |
-1 |
-4 |
||||
7. Низкая социальная защищенность населения |
2 |
2 |
-1 |
-4 |
||||
Итого: |
+3 |
|||||||
Технико-технологические факторы |
||||||||
1. Внедрение новых технологий для экономии ресурсов |
3 |
2 |
+1 |
+6 |
||||
2. Высокая квалификация специалистов |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
||||
3. Модернизация и автоматизация производства |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
||||
4. Быстрые технологические перемены |
2 |
1 |
-1 |
-2 |
||||
5. Использование конкурентами современных технологий |
2 |
2 |
-1 |
-4 |
||||
Итого: |
х |
х |
х |
+15 |
||||
ИТОГО: |
+3 |
Для проведения количественного PEST-анализа необходимо ввести шкалу важности факторов X (1 – неважно; 2 – важно; 3 – очень важно), шкалу влияния факторов на предприятие Y (0 – влияние практически отсутствует; 1 – слабое влияние; 2 – умеренное влияние; 3 – сильное влияние), шкалу направленности влияния Z (+1 – позитивное влияние; -1 – негативное влияние).
Приложение 4
Структура и динамика изменения поставок продукции ООО «Легкий шаг» поставщиками в 2015 – 2017гг.
Поставщик |
Вид продукции |
Количество поставок, шт. |
Изменение 2017/2015 |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
+/– |
% |
||
Ecco (Дания) |
Аксессуары (сумки, носки, шнурки, стельки) средства для ухода за обувью |
920 |
960 |
980 |
60 |
106,5 |
Salamander (Германия) |
Аксессуары и женская обувь |
242 |
249 |
253 |
11 |
104,5 |
ООО «Брис–Босфор» (Краснодарский край) |
Мужская и женская обувь |
126 |
135 |
129 |
3 |
102,4 |
ЗАО «Обувная фабрика «Юничел» |
Аксессуары |
260 |
195 |
186 |
-74 |
71,5 |
Kamelot |
Женская обувь и средства по уходу за обувью |
126 |
132 |
135 |
9 |
107,1 |
Итого |
1674 |
1671 |
1512 |
-162 |
90,3 |
Приложение 5
Обобщенная оценка конкурентоспособности ООО «Легкий шаг»
Факторы |
Важность для СЗХ |
Влияние на организацию |
Направленность влияния |
Сила воздействия |
|
Рыночные факторы (внешняя среда ближнего окружения) |
|||||
Внутриотраслевая конкуренция: 1.Количество отраслевых организаций 2.Темп развития рынка 3.Степень дифференцированности товара |
3 3 3 |
2 3 2 |
- - + |
-6 -9 +6 |
|
Сила влияния поставщика: 1.Соотношение спроса и предложения 2.Количество фирм-поставщиков и уровень конкуренции между ними 3.Доля закупок у конкретного поставщика |
3 2 3 |
3 3 3 |
+ + + |
+9 +6 +9 |
|
Конкурентная сила покупателей продукта: 1. Наличие определенных потребительских свойств 2. Формирование спроса на продукцию по уровню доходов |
2 3 |
3 3 |
+ + |
+6 +9 |
|
Сила потенциальных производителей аналогичной продукции: 1.Возможность привлечения покупателей к своей продукции |
3 |
3 |
- |
-9 |
|
Сила производителей товаров-заменителей: 1.Вероятность переключения потребителя с данного товара на товар со сходным функциональным назначением |
2 |
2 |
+ |
+4 |
|
Итого: |
+25 |