Файл: Основные функции в системе менеджмента (Основные функции менеджмента ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее правильным считается определение из учебника под редакцией М.П.Переверзцева[12]: менеджмент - это комплексный процесс обеспечения целенаправленный хозяйственной деятельности организации, эффективного использования факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, которые основывается на системе принципов, функции, методов и организационной структуры управления организацией, вполне соответствующей условиям ее внешней среды.

Третья группа ученых полагают, что менеджмент- это совокупность способов, методов, приемов и средств. В Популярной экономической энциклопедии под редакцией А.Д.Некипелова[13] дается следующее определение: менеджмент - это совокупность способов, методов, приемов и средств управления производством и персоналом; также он раскрывает это понятие как органы управления, руководство фирмы; тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики. Еще одно определение в толковом словаре иностранных слов под редакцией Л.П.Крысина[14]: менеджмент - это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами.

Наиболее обширное определение находим в энциклопедии менеджмента под редакцией П.Ф.Друкера[15]: менеджмент - это набор методов и приемов, совокупность анализирующих инструментов, базирующихся на следующих принципах. Касается человека и только человека, главная задача – интеграция людей в единое предприятие, наличие возможности роста и развития предприятия в целом, каждого из работников в отдельности по мере изменения потребностей и появления новых возможностей, деятельность основывается на обмене информацией и на индивидуальной ответственности.

Довольно широким оказывается и следующее определение из современного экономического словаря Б.А.Райсберга и Л.Ш.Лозовского, Е.Б. Стародубцева[16]: менеджмент - это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель – достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании. Точно также определяет это понятие Д.Д.Вачугов, Т.Е.Березкина, Н.А.Кислякова[17]: менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли..

К четвертой группе ученых можно отнести тех, кто характеризует менеджмент как вид деятельности. Таким является например, И.Н.Герчикова[18], которая говорит, что менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществленной деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Менеджмент как деятельность, сохраняющая целостность организации и устанавливающая взаимодействие организации с внешней средой и реализующаяся по средствам деятельности других людей рассматривают О.С.Виханский и А.И.Наумов[19]


Несомненно, если есть вид деятельности, способы и методы, посредствам которых реализовывается управление людьми, то понятие менеджмента можно исследовать как науку. В учебнике под редакцией Б.З.Зельдовича[20] встречаем определение менеджмента как области науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления, поскольку составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями..

Разумеется, это не полный взгляд на толкование понятия менеджмент, но все они обладают общими чертами, и, принимая подвижность данного понятия, можно с уверенностью полагать, что точки зрения ученых будут преобразовываться и расширяться новыми аспектами, что явится предложением определенного времени.

В современном мире особенно распространенным понятием о менеджменте является его описание в качестве процесса, ориентированного на достижение целей организации и содержащий комплекс управленческих действий по решению конкретных производственных и социально-экономических задач организации.

Такие действия принято называть функциями менеджмента. Собственно функции в своей последовательности и совокупности создают технологию управления и являются конкретной реализацией управленческих принципов и методов. Следовательно, сущность, сложность и особенности труда менеджеров обнаруживаются в выполняемых ими функциях в рамках процесса управления организацией. Дифференциация управленческой деятельности по функциям дает возможность определить ее задачи и виды, а также урегулировать подходящие правила и процедуры их осуществления..

Трудность функций менеджмента является одной из основных со времени его возникновения как самостоятельной науки. Как отмечает В. И. Рыкунов, "эффективная управленческая деятельность во многом зависит от правильного понимания функций управления, их места, состава, содержания. В этой связи проблема функций справедливо считается одной из наиболее важных и актуальных проблем науки управления". К изучению этой проблемы, вместе с экономистами имеют прямое отношение и психологи, и социологи, и юристы, которые под различными ракурсами изучают функции менеджмента. Однако еще не сформировалась полное и целостное представление в отношении управленческих функций, их особенностей, содержания и состава.

Выделение управления в отдельный вид трудовой деятельности и дальнейшее разделение управленческого труда на функции с современных позиций кажется справедливым и существенным процессом выделения отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности управленческих работников. Получается, что объективной базой процесса функциобразования в менеджменте можно считать потребность специализации деятельности по управлению организацией.


Такая специализация должна быть ориентирована на достижение поставленных целей организации и допускать наиболее разумный и выверенный практикой управления механизм его осуществления.

Общеизвестно, что А. Файоль, исследуя деятельность предприятий, впервые разбил весь комплекс работ по руководству промышленной компанией на 6 основных групп и определил в числе группы административных операций 5 наиболее важных функций. Первичная концепция А. Файоля (1916 г.) перенесла длительную проверку временем и до настоящего времени в силу своей фундаментальности занимает доминирующие позиции в учебной и научной литературе. Вместе с тем она многократно подвергалась попыткам существенного изменения и совершенствования, что обычно приводило к росту числа предлагаемых функций, и реже к замене одних функций на другие либо к их сокращению с целью упрощения и обобщения. Так, например, последователи А. Файоля по административной школе управления Л. Гьюлик и Л. Урвик предложили концепцию (1937) из 7 функций (планирование, организация, управление кадрами, руководство, координация, учет и бюджетирование), а разработанная В. Хилем концепция (1968) содержала всего 4 функции более укрупненного формата, включая формирование политики и цели, планирование, организацию и управление кадрами..

Наряду с этим Ч. Барнард в работе "Функции администратора" (1938) минимизирует состав функций до трех: определение целей организации с учетом изменяющихся требований внешней и внутренней среды и формирование позволяющих решить поставленные задачи ценностей организации и ее внутренней культуры; создание системы коммуникаций, то есть иерархической и подотчетной структуры, а также систем для передачи информации как в вертикальном направлении, так и между всеми индивидами и подразделениями; разработка соответствующего набора стимулов для привлечения и удержания персонала, а также для обеспечения его приверженности общей цели.

Впрочем, в последние десятилетия деятельность промышленных и других организаций и, соответственно, их систем управления испытали значительные и важные изменения. Реальное состояние управленческой деятельности, свойственная сегодня для функционирования организаций, принципиальным образом отличается во многих случаях от классической концепции А. Файоля..

Вместе с тем недостаточное соотношение классических основных положений в отношении к современной практической действительности приводит к отделению и отстранению теории от практики, затрудняет старанием верного описания характерностей и трудностей происходящих управленческих процессов и образовывает сложности в практической работе менеджеров..


Таким образом, несмотря на свою важность, значительность и нужность функциональной картины современного управления основывается на устаревших представлениях и при этом осваивается слишком мало, что определяет потребность дальнейшего развития и продвижения концепций функционального менеджмента. Нечеткость в отношении функций менеджмента свойственна сегодня не только для их истолкования, суждения и смыслового содержания в не меньшей мере она типична и для состава данных функций. Изучение большого количества изданий дает возможность судить о наличии разнообразных авторских мнений по поводу качественного и количественного состава, наименования и классификации функций управления, что, в свою очередь, рекомендует более детального их анализа..

Современные знания о функциональной картине менеджмента во всех отношениях основывается на концепции А. Файоля, разработанной более 90 лет назад. Предлагаемые позже всевозможными исследователями варианты не касались фундаментальных основ классической концепции, затрагивали главным образом лишь отдельных сфер управления и вносили изменения и дополнения "качественного" характера;

Отсутствие единства суждений условного состава и содержания функций свойственно как для отечественных, так и для зарубежных авторов, причем каких-либо значимых отличий в подходах отечественных авторов по отношению к зарубежным не найдено. В определениях понятия "функции менеджмента", представляемыми разнообразными авторами, присутствуют принципиальные отличия, что указывает на отсутствие единства мнений, при этом является косвенным подтверждением того, что функции являются довольно сложной, многозначной и иерархичной управленческой категорией.

В настоящее время установлено около 30 категорий, рекомендуемых различными авторами в качестве управленческих функций. Вместе с тем можно говорить о некотором обособленном и количественном росте в современных концепциях доли так называемых "совмещенных функций", например контроль и учет; мотивация и активация; целеполагание и постановка задачи и т.п.. Выражение установленной "функциональной интеграции" может подтверждать как о взаимосвязи главных, но близких функциональных сфер управленческой деятельности и трудности их определенного различия, так и о стремлениях авторов количественно сократить состав функций, обретающих все более выраженную непредвзятую ориентацию к количественному росту..

Итак, специализация процесса управления в настоящее время протекает в рамках активно прогрессирующего менеджмента организаций, что говорит о потребности будущих исследований такого важного понятия, как его функции.


В данное время в российской экономике происходит преобразование старых органов управления и власти, одновременно с этим применяются западные модели управления. Но механическое перемещение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое повторение опыта того или иного государства может послужить причиной и привести к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент не существует отдельно, он обоснован такими главными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Потому развитие современного менеджмента на фоне перехода России к рыночной экономике не может совершаться вне влияния этих факторов и обладает своей спецификой и своими трудностями..

И главной проблемой, стоящей перед российской экономикой, оказывается неполный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из путей решения этого вопроса может быть осмысленное применение западного опыта менеджмента..

До настоящего времени отечественная экономическая литература неодобрительно подходила к теории и практике западного менеджмента, допуская отдельные позитивные моменты, но в общем порождая негативный фон в общественном сознании..

Понятие «менеджер» в наше время оказалось вполне известным и даже более распространенным синонимом слова «руководитель». Преобразование терминологии связано с общеэкономическими изменениями, творящимися в стране.

Увеличение контактов с капиталистическими фирмами, видимое прибавление числа переводных публикаций, важных специалистов в области управления западных стран разрешают более точно показать полезные элементы их практики управления, гарантирующие более высокую продуктивность производства. Одновременно с этим, практика передовых российских компаний продемонстрировала, что зарубежный опыт нельзя копировать механически. Организация должна сама почувствовать необходимость в изменениях, потребность создания своей собственной системы управления. Ведущие российские фирмы не просто позаимствовали опыт западных конкурентов, но и познали логику их действий, разобрали свои неудачи, создали собственный оригинальный путь..

В международной практике управления отмечается наличие разных моделей управления: американской, японской, западноевропейской, в чем выражается процесс интернационализации современного менеджмента. Зачастую истоки каких-либо нововведений находятся не в национально-культурных особенностях той или иной фирмы, но обуславливаются справедливой логичностью научно-технического прогресса..