Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов Предпринимательского Права (Понятие и сущность создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ранее в судебной практике суды квалифицировали юридические акты органов управления компании то как односторонние сделки[84], то не признавали их сделками[85]. В итоге сложилась практика непризнания решения о реорганизации сделкой на основании ст. 153 ГК РФ, так как решение органа управления субъекта предпринимательского права – не сделка, а специальное основание для возникновения гражданских прав и обязанностей[86].

Есть особенности у смешанной реорганизации: общее собрание акционеров, намеренного осуществить такую реорганизацию, принимает одновременно два решения: о реорганизации в форме выделения (разделения); о реорганизации субъекта предпринимательского права, возникшего в результате выделения (разделения), путем слияния его с другим обществом (обществами) или присоединения к другому согласно п. 4 и 5 ст. 19.1 ФЗ «Об АО». В решении о выделении (разделении) может быть предусмотрено, что оно вступает в силу только при условии, если общим собранием акционеров реорганизуемого общества принято решение об одновременном слиянии общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения, с другим субъектом или другими субъектами, либо об одновременном присоединении создаваемого к другому субъекту согласно п. 6 ст. 19.1 ФЗ «Об АО». В итоге, первое решение условное, так как оно вступает в силу лишь при наступлении отлагательного условия. При смешанной реорганизации возможно и «комбинированное решение», например, в Постановлении ФАС Московского округа от 16 июля 2001 г. N КГ-А41/3499-01: «...суд не усмотрел никаких нарушений в комбинированном решении общего собрания».

Советы директоров, исполнительные органы и ревизионные комиссии (ревизоры) избираются одновременно с принятием решения о реорганизации общим собранием акционеров реорганизуемой компании. При формировании органов управления можно передать полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации[87].

К компетенции общего собрания акционеров реорганизуемого АО отнесены все вопросы, необходимые для создания АО, упразднены такие неудобные правовые конструкции, как совместное общее собрание акционеров и общее собрание акционеров общества, создаваемого в результате разделения, выделения, преобразования, но эти изменения породили некоторые проблемы, одной из которых является несоответствие круга лиц (акционеров), принимающих решение по значимым вопросам, кругу лиц, которые станут акционерами создаваемого АО предпринимательского права, которое возникнет при выкупе акций. В итоге лица, которые не будут акционерами создаваемого АО в результате выкупа их акций, фактически примут значимые для общества и для его будущих акционеров решения[88]. В связи с этим необходимо изменить порядок созыва внеочередных собраний акционеров, исключить возможность понижения кворума на повторных собраниях[89].


В сливающихся и присоединяющихся (присоединяемых) ООО проводятся совместные общие собрания, порядок их проведения регулируется договором о слиянии (присоединении) в пределах правил, регулирующих порядок проведения внеочередного общего собрания, установленных в ст. 35, ст. 52-53 Закона «Об ООО». На совместном общем собрании принимается решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта. Природа такого совместного общего собрания имеет договорное происхождение[90].

В уставе любого субъекта предпринимательского права необходимо указывать требование нотариального заверения протокола заседания органов управления общества, или хотя бы с помощью средств видеофиксации, так как это позволит уменьшить количество подделок протоколов заседаний органов управления и представления в регистрирующие органы неуполномоченными лицами заявлений о внесении в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения изменений, а, следовательно, избежать недружественных реорганизаций[91].

При слиянии и присоединении оформляется договор, при разделении, выделении, преобразовании договор не составляется согласно п. 7 ст. 15 ФЗ «Об АО» и п. 6 ст. 45 ФЗ «Об ООО». Договор о присоединении или слиянии не являются учредительными документами, в них предусматриваются порядок и условия реорганизации, основные этапы и сроки, размер уставного капитала реорганизованного субъекта и порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Дополнительно можно определить вопросы о распределении между субъектами расходов, о руководстве процессом, о запрете на совершение определенных категорий сделок присоединяющимся обществом до завершения процесса присоединения, о согласовании присоединения с ФАС России[92]. Договор утверждается общим собранием участников (акционеров) каждого из субъектов, участвующих в реорганизации в АО (п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 17 ФЗ «Об АО») и в ООО (п. 4 ст. 52, п. 2 ст. 53 ФЗ «Об ООО»). В ООО в договоре также должны содержаться сроки и порядок проведения совместного общего собрания реорганизуемых (пп. 3, 4 ст. 52, ФЗ «Об ООО»).

В договоре о слиянии определяют порядок и условия слияния, порядок обмена долей ООО в уставном капитале каждого ООО на доли в уставном капитале нового ООО, сроки и порядок проведения общего совместного собрания участников для избрания исполнительных органов общества, создаваемого в результате такого слияния.


Договор о присоединении содержит похожие положения: наименование, место нахождения каждого субъекта предпринимательского права, порядок и условия присоединения, порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции субъекта, к которому осуществляется присоединение, и соотношение (коэффициент) конвертации акций (п. 3 ст. 17 ФЗ «Об АО»). Договор о присоединении может содержать перечень изменений и дополнений, вносимых в устав общества, к которому осуществляется присоединение согласно п. 3.1 ст. 17 ФЗ «Об АО». При присоединении подлежат погашению принадлежащие присоединяемому обществу доли в уставном капитале ООО, к которому осуществляется присоединение (ст. 53 ФЗ «Об ООО»).

Отмечалась необходимость различать понятия учредительного договора и договора, подписываемого участниками при реорганизации в форме выделения[93]. Иногда отмечают, что понятие «учредительный договор» неуместно, т.к. законодатель выделяет два способа образования субъектов предпринимательского права: учреждение и реорганизацию[94]. Договор о реорганизации и учредительный договор различаются по правовой природе появления прав и обязанностей: при создании возникают права (их еще нет), а при реорганизации права передаются в ходе правопреемства.

По результатам проведенной инвентаризации общее собрание акционеров или участников принимает решение об утверждении передаточного акта или разделительного баланса. Что касается правовой природы этих актов, то многие не считают их правоустанавливающими документами, потому что без них нет перехода соответствующего права, они лишь являются доказательствами решения о распределении прав и обязанностей. К правопреемникам переходят и не отраженные в этих документах и даже не выявленные во время реорганизации права и обязанности реорганизованных правопредшественников[95]. Разделительный баланс – это документ, на основании которого при выделении и разделении субъектов предпринимательского права переходят права. Передаточный акт – это документ, на основании которого права и обязанности переходят ко вновь возникшим юридическим лицам при слиянии, присоединении и преобразовании субъектов предпринимательского права. С сентября 2014 года передаточный акт подтверждает правопреемство (п. 3 ст. 58 ГК РФ).

Предлагалось даже отказаться от составления и утверждения передаточного акта и разделительного баланса[96], а состав передаваемых имущества и обязательств предлагалось определять в договоре о слиянии (присоединении), либо в решении о разделении, выделении или преобразовании[97]. Однако эти идеи не были восприняты законодателем.


Передаточный акт (разделительный баланс), составленный на дату принятия решения о реорганизации, вместе с уставом и иными необходимыми документами представляется регистратору согласно ст. 14 ФЗ от 08.08.2001 г. (ред. от 31.07.2020) N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – ФЗ «О государственной регистрации»). Хозяйственная деятельность продолжается и после принятия решения о реорганизации учредителями (участниками), поэтому на дату внесения в реестр записи о прекращении деятельности присоединенного субъекта данные передаточного акта могут сильно отличаться. В качестве выхода из ситуации необходимо делать уточненный передаточный акт (разделительный баланс) на дату завершения реорганизации с учетом изменений на основании данных бухучета, руководствуясь положениями Приказа Минфина РФ[98]. Коллизии, связанные с реальным размером имущественной массы при реорганизации, остаются открытыми[99].

После принятия общим собранием решения о реорганизации, субъект предпринимательского права должен в течение 3 рабочих дней письменно сообщить об этом регистратору – в ФНС по месту учета (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 ФЗ «О государственной регистрации»)[100]. Заявителем при представлении сообщения о начале процедуры реорганизации может быть только руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого субъекта или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от его имени[101]. Если учредители или участники такими лицами не являются, то подписывать уведомление они не могут[102]. Если в реорганизации участвуют несколько субъектов – уведомляет налоговую та, которая указана в решении о реорганизации, либо последняя приняла решение о реорганизации.

Уведомление в налоговую должно содержать информацию о форме реорганизации, порядке и условиях предъявления кредиторами требований и об участвующих в реорганизации субъектах (вновь возникших и продолжающих деятельность)[103]. На основании предоставленных документов ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о начале процедуры реорганизации[104].

Подача сообщения в ФНС о реорганизации может повлечь сверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами для оценки разделительного баланса на предмет сохранения возможностей уплаты налогов и сборов реорганизуемым субъектом после реорганизации, а также налоговую проверку в отношении всех субъектов, участвующих в реорганизации в рамках установленной законодательством «глубины» такой проверки»[105]. ФНС, проинформированный о реорганизации, проводит выездную проверку на основании распоряжения его руководителя, эта проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки и даже повторно по уже проверенным налогам (ч. 11 ст. 89, ст. 87 НК РФ)[106]. Налоговые органы могут провести проверку в организации-правопреемнике после завершения процедуры реорганизации, тогда проверка проводится в отношении прекративших свое существование субъектов за прошлые налоговые периоды в рамках установленной законом «глубины» такой проверки[107].


Государственная регистрация субъектов, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых субъектов[108], однако если это место нахождения отличается, то порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ[109]. Недостоверный адрес местонахождения – основание для отказа в государственной регистрации[110].

ГК РФ предусматривает 2 основания для отказа в государственной регистрации субъектов предпринимательского права, возникших в результате реорганизации: непредставление вместе с уставом передаточного акта или разделительного баланса, отсутствие в указанных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного субъекта (ч. 2 ст. 59 ГК РФ). Согласно ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» допускается отказ в государственной регистрации и по общим основаниям.

Присоединение, в отличие от всех других форм реорганизации, считается завершенным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного субъекта[111].

ФНС вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации субъектов, созданных в процессе реорганизации, при создании которых допущены грубые неустранимые нарушения закона, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законодательства о государственной регистрации согласно ч. 2 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[112].

Последним шагом в процедуре реорганизации субъектов предпринимательского права является регистрация изменений в уставе[113], эмиссия ценных бумаг АО, последующие этапы легитимации реорганизованных субъектов. Реорганизация АО не может быть завершена, пока не завершены расчеты с кредиторами и не исполнены судебные решения по взысканию убытков[114].

Согласно ч. 3 ст. 277 НК РФ при реорганизации субъекта предпринимательского права у налогоплательщиков-акционеров (участников) не образуется прибыль (убыток), учитываемый в целях налогообложения прибыли. ИНН субъекта, реорганизуемого в форме присоединения, не меняется, так же как и ИНН организации, из которой выделяется общество. ИНН присоединяемой, сливающейся и разделяемой компании при снятии с учета в связи с прекращением деятельности признается недействительным[115]. Заключительная бухгалтерская отчетность составляется на день, предшествующий дате внесения в Реестр соответствующей записи о возникших субъектах.