Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов Предпринимательского Права (Понятие и сущность создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во время ликвидации субъекты предпринимательского права, после подачи сообщения в Вестник государственной регистрации о начале ликвидации, составляют и утверждают предварительный ликвидационный баланс (по истечению 2 месяцев), уведомляют налоговую об утверждении предварительного баланса. В ликвидационном балансе перечисляются активы субъекта предпринимательского права и подлежащие погашению обязательства, полученные требования кредиторов и результаты их рассмотрения, перечень материального имущества компании и ее денежных активов, механизм погашения задолженностей субъекта, которые должны осуществляться в соответствии с очередностью, установленной в ГК РФ.

Исполнение обязательств каждой следующей очереди может быть осуществлено только после полной оплаты задолженностей предыдущей очереди: сперва – компенсация вреда здоровью или жизни перед физическими лицами, потом расчеты с работниками, включая расчеты по авторским правам, потом долги перед бюджетом и всеми внебюджетными фондами и в последнюю очередь - платежи по долгам перед контрагентами и выплаты по облигациям. Заложенное имущество подлежи продажи, а вырученные от его продажи деньги идут кредиторам по этим залогам в обход остальных очередей, если договор был заключен до момента возникновения последних задолженностей. Предварительный ликвидационный баланс принимается на общем собрании собственников субъекта предпринимательского права, заверяется у нотариуса, а его сведения об утверждении и сам баланс направляются в ФНС в рамках Уведомления о ликвидации юридического лица.

После того, как информация о промежуточном балансе будет принята регистратором, ликвидационная комиссия приступает к погашению обязательств субъекта предпринимательского права – осуществляет расчет с кредиторами и раздел оставшегося имущества по алгоритму, утвержденному в предварительном ликвидационном балансе, а затем делит оставшиеся активы между собственниками. Собственниками составляется и утверждается окончательный ликвидационный баланс.

Нередко налоговая инспекция запрашивает дополнительные сведения об осуществленных в ходе ликвидации действиях: например, справку об отсутствии задолженностей перед бюджетом, информацию об уведомлении кредиторов и иную информацию.

На законодательном уровне необходимо разрабатывать системы проверки документов, поступающих на регистрацию в ФНС, т.к. уже на этапе уведомления ФНС должна быть проведена проверка в отношении правомерности создания и реорганизации субъектов, чтобы свести к минимуму случаи последующего признания регистрации создания или реорганизации незаконной. Также необходимо, чтобы была возможность признавать государственную регистрацию субъекта предпринимательского права недействительной по основаниям предоставления недостоверных сведений в ФНС[116].


Заключительные этапы создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права и их последствия

Завершается регистрация создания субъектов предпринимательского права внесением записи в ЕГРЮЛ. Субъект должен быть зарегистрирован в уполномоченном государственном органе. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц. Субъект предпринимательского права считается созданным со дня внесения соответствующей записи в этот реестр согласно ст. 51 ГК РФ. Решение о государственной регистрации кредитных организаций принимается Центральным банком РФ. После внесения записи в ЕГРЮЛ организация получает Лист записи ЕГРЮЛ и в кратчайшие сроки обязана осуществить постановку на учет в гос.фондах (пенсионном и соц.страхования), а также открыть расчетный счет. Банки требуют заверения подписей руководителей организации на банковских карточках. В решении об учреждении корпоративного юридического лица указываются также данные о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица согласно ст. 65.1 ГК РФ.

После регистрации нового субъекта, как возникшего в результате создания, так и реорганизации, оно должно встать на налоговый учет, изготовить печать, получить коды ОКВЭД и встать на учет в государственные внебюджетные фонды.

Одним из заключительных этапов в процедуре реорганизации АО является выпуск акций. Эмиссия ценных бумаг регулируется Главой 5 Стандартов эмиссии ценных бумаг (далее – «Стандартов»)[117] и Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (далее – ФЗ «О рынке ценных бумаг»)[118] и осуществляется после государственной регистрации вновь образованных субъектов предпринимательского права, и обществ, прекративших свою деятельность, когда реорганизация считается завершенной[119]. При реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования эмиссионные ценные бумаги размещаются на основании решения о такой реорганизации (ст. 27.5-5 ФЗ «О рынке ценных бумаг»), а государственная регистрация выпуска таких эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления уполномоченного лица. Документы для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению, представляются в Банк России до внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации субъекта, создаваемого в результате реорганизации. Решение о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, подлежащих размещению, принимается Банком России до государственной регистрации субъекта, являющегося эмитентом, и вступает в силу с даты государственной регистрации соответствующего АО, утверждается уполномоченным органом реорганизуемого АО и подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа реорганизуемого АО.


Размещение ценных бумаг АО, созданных в результате разделения или выделения, осуществляется без государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг (п. 7 ст. 19.1 ФЗ «Об АО). Это касается и размещения ценных бумаг при реорганизации АО в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением (п. 1.3 Стандартов).

Порядок эмиссии ценных бумаг следующий: принимается решение о размещении эмиссионных ценных бумаг, утверждается решения о выпуске (дополнительном выпуске), осуществляется государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска), размещение, государственная регистрация отчета об итогах выпуска.

Среди последующих этапов легитимации реорганизованных субъектов предпринимательского права большое значение имеет взаимодействие с лицензирующими органами. Лицензии на право осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности выдаются строго определенному субъекту, отвечающему определенным требованиям, предъявляемым к лицензируемым организациям, поэтому лицензии теряют юридическую силу и считаются аннулированными с момента прекращения деятельности субъекта в результате реорганизации (п. 32 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»[120] (далее – ФЗ «О лицензировании»). Передача лицензий в порядке правопреемства при реорганизации возможна только при преобразовании согласно ст. 18 ФЗ «О лицензировании». Правопреемник преобразованной компании (вновь образованное общество) в целях закрепления за собой специального права должен подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии не позднее, чем через 15 с даты внесения в ЕГРЮЛ изменений в связи с реорганизацией.

Лицензирование реорганизованных кредитных организаций имеет свои нюансы. Кредитной организации могут выдать лицензию на осуществление банковских операций, содержащую аналогичный либо меньший объем прав в лицензии, на основании которой осуществляет банковские операции реорганизованная кредитная организация согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности». Информация о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий на осуществление определенных видов деятельности, относится к инсайдерской информации и подлежит раскрытию согласно п. 3 ч. 2 ст. 3 ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»[121].


Ликвидация субъектов предпринимательского права при присоединении, преобразовании, слиянии и разделении завершается только после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении соответствующего субъекта, для этого надо снять субъект с налогового учета, аннулировать идентификационные коды ОКВЭД, закрыть расчетный счет в банке и уничтожить печать[122].

В целях окончательного завершения процедуры ликвидации субъекта предпринимательского права комиссия готовит следующие документы: заявление о государственной регистрации субъекта в связи с его ликвидацией, подтверждение уплаты государственной пошлины, окончательный ликвидационный баланс, документы, подтверждающие, что субъект передал в Пенсионный фонд всю необходимую информацию о своих работниках. После получения указанных документов регистратор вносит в ЕГРЮЛ данные о том, что процедура ликвидации завершена.

ФНС имеет право провести дополнительную проверку ликвидируемого субъекта вне зависимости от сроков осуществления предыдущей проверки.

На последнем этапе ликвидации составляют и утверждают ликвидационный баланс, уведомляют налоговую об утверждении ликвидационного баланса, оплачивают пошлину. Последнее действие – это снятие с учета в налоговых органах и внебюджетных фондах субъектов, которые прекратили действие в связи с реорганизацией или ликвидацией[123]. После регистрации ФНС выдает Уведомление о снятии с учета и Лист записи из ЕГРЮЛ. Общий срок ликвидации субъекта предпринимательского права примерно 3,5 месяца.

Законодательство не содержит специальных норм о последствиях незаконности проведенной реорганизации или ликвидации и возможности оспаривания, что приводит к разным проблемам. Например, последствия признания недействительной ликвидации, реорганизации или одного из входящих в ее состав юридических фактов, судьба сделок, совершенных субъектами, возникшими в результате реорганизации, впоследствии признанными недействительными[124]. В связи с этим необходимо закрепить в ГК РФ возможность признания реорганизации судом несостоявшейся при наличии существенных нарушений, ущемляющих права участников реорганизуемого субъекта предпринимательского права.

С целью поддержания стабильности гражданского оборота необходимо закрепить, чтобы являлись действительными сделки, совершенные субъектами предпринимательского права, которые возникли в результате реорганизации, даже если реорганизация впоследствии признана незаконной. Недействительными могут быть признаны лишь сделки, причинившие ущерб реорганизованному субъекту или направленные на причинение такого ущерба при условии установления недобросовестности контрагентов по таким сделкам. Для оспаривания таких сделок в суде должен быть утвержден годичный пресекательный срок давности[125].


Порядок раскрытия информации по вопросам создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права и требования, предъявляемые к раскрытию

Уведомление кредиторов и гарантии прав кредиторов ликвидируемого и реорганизуемого субъекта предпринимательского права

Главной проблемой реорганизации субъектов предпринимательского права остается защита прав и интересов кредиторов реорганизуемого субъекта предпринимательского права в связи с возможными нарушениями принципа справедливого распределения активов и обязательств такого субъекта между его правопреемниками[126].

Реорганизуемый субъекта предпринимательского права свободен в распределении активов и пассивов между другими субъектами, это не подлежит судебному контролю, поскольку такой контроль означал бы вмешательство в свободу предпринимательской деятельности. Однако эта свобода влечет риски для кредиторов, положение которых зависит от произвола участвующих в реорганизации субъектов, и в первую очередь, риск, что к субъекту перейдет обязанность без имущества. Многие рассматривают реорганизацию как оптимальное средство снизить издержки на содержание бизнеса, но если субъект-правопреемник окажется экономически слабее правопредшественника, в результате реорганизации могут быть нарушены интересы кредиторов[127]. Кредиторы реорганизуемого субъекта предпринимательского права получают нового должника – субъекта, к которому переходит соответствующая обязанность, эта перемена должника происходит без их согласия.

Поэтому законодательство должно детально регламентировать обязанности должника и их неисполнение должно иметь негативные последствия. На данный момент существуют следующие санкции: отказ в государственной регистрации, признание регистрации незаконной по требованию любого из кредиторов, чьи интересы были нарушены. Этих санкций можно избежать, если последовательно выполнить предписанные законом действия, обеспечивающие кредиторам получение информации о реорганизации.

Современное законодательство стремится «устанавливать баланс между защитой реорганизуемых обществ и учетом интересов кредиторов»[128].

Реорганизуемое субъект предпринимательского права в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в налоговый орган (п. 2 ст. 13.1 ФЗ «О государственной регистрации»[129]). При уведомлении кредиторов всегда есть риски, связанные с потенциальным обжалованием кредитором реорганизации[130].