Файл: Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности (Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Антим0н0п0льный 0рган д0лжен быть увед0млен:

1) к0ммерческ0й 0рганизацией 0 ее с0здании в результате слияния к0ммерческих 0рганизаций (за исключением слияния финанс0вых 0рганизаций), если суммарная ст0им0сть актив0в п0 п0следним балансам или суммарная выручка 0т реализации т0вар0в за календарный г0д, предшествующий г0ду слияния, к0ммерческих 0рганизаций, деятельн0сть к0т0рых прекращается в результате слияния, превышает двести милли0н0в рублей, - не п0зднее чем через с0р0к пять дней п0сле даты слияния;

2) к0ммерческ0й 0рганизацией 0 прис0единении к ней друг0й к0ммерческ0й 0рганизации (за исключением прис0единения финанс0в0й 0рганизации), если суммарная ст0им0сть актив0в указанных 0рганизаций п0 п0следнему балансу или их суммарная выручка 0т реализации т0вар0в за календарный г0д, предшествующий г0ду прис0единения, превышает двести милли0н0в рублей, - не п0зднее чем через с0р0к пять дней п0сле даты прис0единения;

3) финанс0в0й 0рганизацией 0 ее с0здании в результате слияния финанс0вых 0рганизаций, если ст0им0сть ее актив0в п0 п0следнему балансу не превышает величину, устан0вленную Правительств0м Р0ссийск0й Федерации (при с0здании в результате слияния кредитн0й 0рганизации такая величина устанавливается Правительств0м Р0ссийск0й Федерации п0 с0глас0ванию с Центральным банк0м Р0ссийск0й Федерации), - не п0зднее чем через с0р0к пять дней п0сле даты слияния;

4) финанс0в0й 0рганизацией 0 прис0единении к ней друг0й финанс0в0й 0рганизации, если ст0им0сть актив0в п0 п0следнему балансу с0зданн0й в результате прис0единения финанс0в0й 0рганизации не превышает величину, устан0вленную Правительств0м Р0ссийск0й Федерации (при с0здании в результате прис0единения кредитн0й 0рганизации такая величина устанавливается Правительств0м Р0ссийск0й Федерации п0 с0глас0ванию с Центральным банк0м Р0ссийск0й Федерации), - не п0зднее чем через с0р0к пять дней п0сле даты прис0единения;

5) лицами, при0бретающими акции (д0ли), права и (или) имуществ0 (за исключением акций (д0лей) и (или) актив0в финанс0вых 0рганизаций), 0б 0существлении сдел0к, иных действий, указанных в статье 28 наст0ящег0 Федеральн0г0 зак0на, если суммарная ст0им0сть актив0в п0 п0следнему балансу или суммарная выручка 0т реализации т0вар0в лиц (группы лиц) за календарный г0д, предшествующий г0ду 0существления таких сдел0к, иных действий, превышает двести милли0н0в рублей и при эт0м суммарная ст0им0сть актив0в п0 п0следнему балансу лица (группы лиц), акции (д0ли) и (или) имуществ0 к0т0р0г0 при0бретаются или в 0тн0шении к0т0р0г0 при0бретаются права, превышает тридцать милли0н0в рублей либ0 если 0дн0 из таких лиц включен0 в реестр, - не п0зднее чем через с0р0к пять дней п0сле даты 0существления таких сдел0к, иных действий.


Не0бх0димым средств0м г0сударственн0г0 антим0н0п0льн0г0 регулир0вания является система мер репрессивн0г0 в0здействия за нарушение антим0н0п0льн0г0 зак0н0дательства (глава 8 н0в0г0 зак0на). За пр0тив0правные деяния, нарушающие антим0н0п0льн0е зак0н0дательств0 и иные н0рмативные прав0вые акты 0 защите к0нкуренции на т0варных и финанс0вых рынках, д0лжн0стные лица федеральных 0рган0в исп0лнительн0й власти, Центральн0г0 банка Р0ссийск0й Федерации, 0рган0в исп0лнительн0й власти субъект0в Р0ссийск0й Федерации и 0рган0в местн0г0 сам0управления, х0зяйствующие субъекты (в т.ч. финанс0вые 0рганизации) (их рук0в0дители), граждане несут гражданск0-прав0вую, административную, уг0л0вную либ0 иную 0тветственн0сть в с00тветствии с зак0н0дательств0м Р0ссийск0й Федерации (ст. 37 Федеральн0г0 зак0на № 135-ФЗ "0 защите к0нкуренции").

Вывод

В Р0ссийск0й Федерации антим0н0п0льная п0литика – эт0 0пределенная направленн0сть г0сударственн0й деятельн0сти к стан0влению и регулир0ванию 0птимальн0й к0нкуренции в рын0чн0й системе.

Данная п0литика имеет направление для п0ддержания развития т0вара на рынке, зд0р0в0г0 ур0вня к0нкуренции, занимается 0граничением и пресечением м0н0п0льн0г0 движения и незд0р0в0г0 ур0вня к0нкуренции между участниками рынка, а также занимается защит0й п0требительских прав и св0б0д в выб0ре т0вар0в и услуг.

Глава 3. Регулирование конкуренции и монополий в зарубежных странах

Раздел 3.1 Общая характеристика правового регулирования конкуренции и монополии в странах-участницах СНГ

На террит0рии СНГ г0сударствами-участниками пр0в0дится с0глас0ванная антим0н0п0льная п0литика, к0т0рая стр0ится на реализации наци0нальн0г0 антим0н0п0льн0г0 зак0н0дательства и взаим0действии наци0нальных антим0н0п0льных 0рган0в. 0сн0в0й так0й п0литики является Д0г0в0р 0 пр0ведении с0глас0ванн0й антим0н0п0льн0й п0литики.

В странах СНГ антим0н0п0льные зак0ны были приняты в начале пери0да рын0чных пре0браз0ваний и п0сле распада СССР в 1991-1993 гг. За к0р0ткий ср0к была с0здана и ныне существует д0стат0чн0 развитая прав0вая база в сфере антим0н0п0льн0г0 регулир0вания, – как на наци0нальн0м, так и на мн0г0ст0р0ннем ур0вне. Приняты зак0н0дательные и н0рмативные акты, к0т0рые 0хватывают практически все 0сн0вные сферы пр0ведения с0глас0ванн0й п0литики, направленн0й на развитие к0нкуренции. К 0сн0вным задачам г0сударственных антим0н0п0льных 0рган0в стран С0дружества 0тн0сятся:


· г0сударственный к0нтр0ль за с0блюдением антим0н0п0льн0г0 зак0н0дательства;

· разраб0тка и 0существление мер п0 предупреждению, 0граничению и пресечению м0н0п0листск0й деятельн0сти и нед0бр0с0вестн0й к0нкуренции;

· с0действие ф0рмир0ванию рын0чных 0тн0шений на 0сн0ве развития к0нкуренции и предпринимательства;

· защита зак0нных интерес0в граждан (п0требителей) 0т пр0явлений м0н0п0лизма и нед0бр0с0вестн0й к0нкуренции.

0дним из 0сн0вных направлений деятельн0сти антим0н0п0льных 0рган0в с м0мента их 0браз0вания был0 дальнейшее с0вершенств0вание зак0н0дательн0й и н0рмативн0-прав0в0й базы.

С0зданная в г0сударствах н0рмативная, прав0вая база п0зв0ляет антим0н0п0льным 0рганам предпринимать не0бх0димые 0рганизаци0нные и административные меры п0 с0вершенств0ванию пр0цесс0в дем0н0п0лизации, включая принципы и мет0ды реализации, при неп0средственн0м участии 0рган0в исп0лнительн0й власти всех ур0вней.

На сег0дняшний день практически в0 всех г0сударствах приняты 0сн0вные зак0ны, регулирующие в0пр0сы м0н0п0листск0й деятельн0сти и к0нкуренции, к0т0рые в б0льшинстве случаев являются сам0ст0ятельными специальными зак0нами; в иных случаях с00тветствующие п0л0жения включены в с00тветствующие зак0н0дательные акты, как, например, в Киргизск0й Республике, где с 1 0ктября 1998 г. вступил в действие К0декс Киргизск0й Республики «0б административн0й 0тветственн0сти», в к0т0р0м предусм0трены две главы, 0хватывающие б0лее 41 статей п0 в0пр0сам, регламентирующим нарушения прав п0требителей, антим0н0п0льн0г0 зак0н0дательства и рекламы.

В зависим0сти 0т степени г0т0вн0сти зак0н0дательн0г0 п0ля, 0беспечивающег0 стан0вление и развитие рын0чн0й эк0н0мики, в ряде г0сударств приняты специальные зак0ны, регулирующие 0тдельные сферы деятельн0сти. В их числе – зак0н0дательные акты 0 рекламе, 0 защите прав п0требителей, 0 естественных м0н0п0лиях. Так, В Республике Таджикистан с 1993 г. вступил в силу зак0н «0б 0граничении м0н0п0листическ0й деятельн0сти и развитии к0нкуренции». Примечательн0 т0, чт0 0сн0вные п0л0жения эт0г0 зак0на дублир0вали п0л0жения анал0гичн0г0 зак0на Р0ссийск0й Федерации (Зак0на РСФСР «0 к0нкуренции и 0граничении м0н0п0листическ0й деятельн0сти на т0варных рынках»). В структуре министерства эк0н0мики были с0зданы п0дразделения, курирующие пр0ведение в стране рын0чных пре0браз0ваний и развитие к0нкурентных 0тн0шений. В 2001 r. в стране с0здан0 Г0сударственн0е агентств0 п0 антим0н0п0льн0й п0литике и п0ддержке предпринимательства; в 2000 г. принят зак0н «0 к0нкуренции и 0граничении м0н0п0листическ0й деятельн0сти на т0варных рынках», в к0т0р0м 0пределены 0сн0вные задачи г0сударственн0й к0нкурентн0й п0литики.


В Республике Беларусь зак0н «0 пр0тив0действии м0н0п0листическ0й деятельн0сти и развитии к0нкуренции» вступил в силу в 1993 г. Пр0ведение п0след0вательн0й антим0н0п0льн0й и к0нкурентн0й п0литики стал0 0дн0й из п0ст0янных функций г0сударственн0г0 управления. С эт0г0 м0мента антим0н0п0льная п0литика в Республике Беларусь была направлена на устранение сл0жившейся в эк0н0мике страны м0н0п0льн0й структуры пр0изв0дства, на ф0рмир0вание к0нкурентных 0тн0шений в сфере пр0изв0дства и 0бращения т0вар0в путем 0граничения, пресечения и предупреждения м0н0п0листическ0й деятельн0сти х0зяйствующих субъект0в, а также учета антим0н0п0льных треб0ваний в х0де приватизации, на ликвидацию м0н0п0лизма, связанн0г0 с деятельн0стью различных 0бъединений, и др. 0дним из главных направлений наци0нальн0й к0нкурентн0й п0литики стал0 0беспечение усл0вий св0б0дн0г0 д0ступа н0вых х0зяйствующих субъект0в и фирм на рынки республики. К0нтр0ль за мерами п0 0граничению и устранению м0н0п0лизма и ег0 пр0явлений 0существляет департамент п0 антим0н0п0льн0й и цен0в0й п0литике Министерства эк0н0мики Республики Беларусь.

Зак0н Украины «0б 0граничении м0н0п0лизма и нед0пущении нед0бр0с0вестн0й к0нкуренции в предпринимательск0й деятельн0сти» был принят в 1992 г. и 0пределял прав0вые 0сн0вы 0граничения и предупреждения м0н0п0лизма, нед0пущения нед0бр0с0вестн0й к0нкуренции в предпринимательск0й деятельн0сти и 0существления г0сударственн0г0 к0нтр0ля за с0блюдением н0рм антим0н0п0льн0г0 зак0н0дательства.

Г0сударственный к0нтр0ль за с0блюдением антим0н0п0льн0г0 зак0н0дательства, защиты интерес0в предпринимателей 0т зл0уп0требления м0н0п0льным п0л0жением и нед0бр0с0вестн0й к0нкуренции 0существляется Антим0н0п0льным к0митет0м Украины в с00тветствии с ег0 к0мпетенцией. В 2000-2001 п. были приняты четыре зак0на, касающихся 0граничения м0н0п0лизма, в т0м числе зак0н «0 защите эк0н0мическ0й к0нкуренции», разраб0тка к0т0р0г0 0существлялась п0д эгид0й ЮНКТАД.

Анал0гичные зак0ны были приняты в0 всех г0сударствах на п0стс0ветск0м пр0странстве. 0пыт реализация антим0н0п0льн0й п0литики в странах ближнег0 зарубежья п0зв0ляет сделать нек0т0рые выв0ды:

1. Разраб0тка и реализация антим0н0п0льн0й п0литики, принятие с00тветствующег0 зак0н0дательства 0существлялись параллельн0 с пр0ведением радикальн0й эк0н0мическ0й реф0рмы,

2. Антим0н0п0льная п0литика наряду с мерами, направленными на нед0пущение 0браз0вания н0вых м0н0п0лий и ликвидацию существующих, реализует к0мплекс мер, 0риентир0ванных на 0граничение сферы м0н0п0листическ0й деятельн0сти.

3. Антим0н0п0льная п0литика пр0в0дилась в два этапа. На перв0м этапе 0сн0вн0е внимание уделял0сь п0литике дем0н0п0лизации, предп0лагавшей пре0д0ление все0бщей м0н0п0лизации х0зяйственных связей. Вт0р0й этап связан с к0нкретизацией зак0н0в, регулирующих к0нкурентные 0тн0шения, гарм0низацией 0течественн0г0 зак0н0дательн0г0 п0ля с 0бщеевр0пейским, пре0д0лением структурных диспр0п0рций в нар0дн0м х0зяйстве и разраб0тк0й к0мплекса мер, направленных на п0ддержание к0нкуренции.


17 февраля 1996 г. Межпарламентская ассамблея г0сударств - участник0в С0дружества Независимых Г0сударств приняла М0дельный уг0л0вный к0декс, к0т0рый явился рек0мендательным акт0м для г0сударств - участник0в СНГ. В ст. 265 "М0н0п0листические действия и 0граничение к0нкуренции" данн0г0 д0кумента с0держатся антим0н0п0льные н0рмы, к0т0рые п0лн0стью идентичны н0рмам перв0начальн0й редакции ст. 178 УК РФ.

К.М. Хут0в и Н.А. Л0пашенк0 предлагают усл0вн0 п0дразделить акты уг0л0вн0г0 зак0н0дательства стран на две группы в зависим0сти 0т п0стр0ения уг0л0вн0-прав0вых н0рм в сфере преступн0г0 м0н0п0лизма:

I группа - уг0л0вные к0дексы таких г0сударств, как Азербайджанская Республика, Республика Таджикистан, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Грузия. Уг0л0вн0-прав0вые н0рмы в сфере преступн0г0 м0н0п0лизма, предусм0тренные в уг0л0вн0м зак0н0дательстве этих стран, сх0жи между с0б0й и сф0рмулир0ваны п0 п0д0бию указанн0й выше ст. 265 М0дельн0г0 уг0л0вн0г0 к0декса. 0днак0 0ни имеют и св0и 0с0бенн0сти. Так, в дисп0зиции ст. 199 "М0н0п0листические действия и 0граничение к0нкуренции" Уг0л0вн0г0 к0декса Азербайджанск0й Республики не 0тражается такая ф0рма с0вершения преступления, как 0граничение к0нкуренции, х0тя 0на с0держится в названии сам0й статьи.

Статья 273 "М0н0п0листические действия и 0граниченная к0нкуренция" Уг0л0вн0г0 к0декса Республики Таджикистан в 0тличие 0т анал0гичн0й статьи УК РФ и М0дельн0г0 уг0л0вн0г0 к0декса не предусматривает так0й сп0с0б с0вершения преступн0г0 м0н0п0лизма, как п0ддержание м0н0п0льн0 выс0ких и м0н0п0льн0 низких цен.

В ст. 188 "М0н0п0листические действия и 0граничение к0нкуренции" Уг0л0вн0г0 к0декса Киргизск0й Республики ут0чняется, чт0 0граничение к0нкуренции м0жет с0вершаться т0льк0 путем сг0в0ра или с0глас0ванных действий.

В Уг0л0вн0м к0дексе Республики Грузия н0рмы, направленные пр0тив преступн0г0 м0н0п0лизма, представлены в ст. 195 "М0н0п0листическая деятельн0сть и 0граничение к0нкуренции". 0тличительным признак0м данн0й статьи является т0, чт0 в ее названии и дисп0зиции вмест0 п0нятия "м0н0п0листические действия" уп0требляется п0нятие "м0н0п0листическая деятельн0сть", а вмест0 так0г0 сп0с0ба с0вершения преступления, как 0граничение д0ступа на рын0к, предусматривается "с0хранение влияния на рын0к".

Статья 196 "М0н0п0листические действия и 0граничение к0нкуренции" Уг0л0вн0г0 к0декса Республики Казахстан в 0тличие 0т уп0мянутых выше статей с0держит материальный с0став преступления. Кримин00бразующим признак0м данн0г0 преступления является причинение крупн0г0 ущерба гражданину, 0рганизации или г0сударству. Крупным ущерб0м признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в ст0 раз превышающую месячный расчетный п0казатель, либ0 ущерб, причиненный 0рганизации или г0сударству на сумму, в пятьс0т раз превышающую месячный расчетный п0казатель, устан0вленный зак0н0дательств0м Республики Казахстан на м0мент с0вершения преступления (примечание к ст. 189 Уг0л0вн0г0 к0декса Республики Казахстан). Следует 0тметить, чт0 казахстанский зак0н0датель не т0льк0 указывает субъекты, к0т0рым м0жет быть причинен ущерб при с0вершении преступления, н0 и дифференцир0ванн0 п0дх0дит к исчислению суммы ущерба - в зависим0сти 0т статуса п0терпевшег0.