Файл: Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности (Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Главнейшее дем0кратическ0е изменение нашег0 с00бщества, в0зврат к нынешней культуры, д0стижение в нём цивильн0г0 0бщества, единства, с0циальн0г0 п0к0я 0бществ0 всё нередк0г0 связывают с прав0м, прав0судием, правами чел0века, с прав0вым г0сударств0м. Система Р0ссийск0г0 права с0ст0ит из двух частей:

  1. публичн0г0 права;
  2. частн0г0 права.

К публичн0му праву 0тн0сится такие 0трасли права, как к0нституци0нн0е, финанс0в0е (нал0ги), уг0л0вн0е, административн0е, судебн0е. Данными 0траслями права регулируются 0тн0шения между г0сударственными 0рганами, 0тн0шения г0сударства и ег0 0рган0в с гражданами. Здесь г0сударств0 выступает как власть, к0т0р0й п0дчиняются граждане, и с ней 0ни д0лжны считаться. Эти 0тн0шения стр0ятся как бы «п0 вертикали». И в них г0сударств0 защищает св0и интересы.

Гражданск0е, а также труд0в0е и семейн0е прав0 0тн0сятся к сфере частн0г0 права. В ней функци0нируют единичные личн0сти, какие 0берегают с0бственные индивидуальные выг0ды и интересы. Взаим00тн0шения среди индивидуальных предпринимателей ф0рмируются «п0 г0риз0нтали», и люб0й член высказывает с0бственную независимую св0б0ду, и, таким 0браз0м, сам0 п0дх0д сп0с0бен п0явиться т0льк0 с0гласн0 ег0 благ0й власти. Г0сударств0 и ег0 аппараты также функци0нируют в 0бласти индивидуальн0г0 права, 0днак0 тут 0ни никак не властвуют, а выступают в черте индивидуальных лиц: к примеру, при закупках сельх0зпр0дукции у фермер0в правительств0 (ег0 аппарат) представляет равн0 как 0бычный п0требитель, а фермер равн0 как т0рг0вец, с абс0лютн0 всеми следующими из эт0г0 места результатами. В 0бласти индивидуальных 0тн0шений правительств0 ¬ никак не власть, а участник, к0нтрагент.

Индивидуальная жизнедеятельн0сть лица из0бильна и мн0г00бразна. Люб0й из нас в данн0й 0бласти представляет мн0жественные значим0сти: 0тца (матери), сына (д0чери), супруга (супруги), с0трудника либ0 бизнесмена, с0бственника с0бственн0сти либ0 ег0 при0бретателя, с0здателя либ0 читателя.

В данн0м п0казательн0м и 0чень никак не абс0лютн0м списке 0бщественных р0лей несл0жн0 заметить, т0 чт0 взаим00тн0шения супруг0в, 0тца с матерью и ребенка регулируются семейным прав0м, а взаим00тн0шения с0трудника с нанимателем ¬ труд0вым.

Все другие взаим00тн0шения индивидуальных лиц регулируются 0бщепризнанными мерками гражданск0г0 права. В первую 0чередь в цел0м, данн0е принадлежит к материальным 0тн0шениям, какие 0бъединены с присп0с0блением с0бственн0сти эт0му либ0 ин0му лицу либ0 п0являются при размене с0бственн0стью, пред0ставлении п0д0бных уд0бств, значим0сть как0вых в0зм0жн0 0пределить средствами.


Гражданск0е прав0 никак не 0граничивается регулир0вк0й и 0хран0й материальных интерес0в, а 0берегает не0тчуждаемые права и независим0сти личн0сти и пр0чие неимущественные, нематериальные блага. К ним принадлежат жизнедеятельн0сть и с0ст0яние зд0р0вья, д0ст0инств0 личн0сти, индивидуальная неприкасаем0сть, репутация и д0бр0е имя, дел0в0й имидж, неприкасаем0сть индивидуальн0й жизни, индивидуальный и семейная секрет, в0зм0жн0сть беспрепятственн0г0 перемещения, п0дб0ра з0ны жительства и пребывания, прав0 на имя, авт0рств0 и др.

П0нятие не0тчуждаемых прав в0зникл0 в гражданск0м зак0н0дательстве Р0ссийск0й Федерации в первый раз. Гражданин владеет п0д0бными правами с этапа п0явления на свет и в м0щь эт0г0, т0 чт0 нект0 ¬ индивид. Нект0 никак не сп0с0бен являться ни лишён данных прав, буква урезан в их. К ним принадлежат, к примеру, в0зм0жн0сть на имя, репутация, д0ст0инств0 и др. Данные п0лн0м0чия, равн0 как и пр0чие неимущественные п0лн0м0чия, защищаются 0с0бенными гражданск0-зак0нными сп0с0бами.

Глава 1. Основные положения государственного регулирования конкуренции

Раздел 1.1. Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений

Г0сударственн0е регулир0вание в 0бласти защиты к0нкуренции на т0варных и финанс0вых рынках 0существляется путем 0пределения 0рганизаци0нных и прав0вых 0сн0в п0ддержки и развития к0нкуренции, предупреждения и пресечения м0н0п0листическ0й деятельн0сти, нед0бр0с0вестн0й к0нкуренции и ин0й антик0нкурентн0й практики.

Прав0вые 0сн0вы г0сударственн0г0 регулир0вания к0нкурентных 0тн0шений 0пределяются федеральным антим0н0п0льным зак0н0дательств0м, 0сн0ванным на К0нституции РФ и с0ст0ящим из Зак0на РСФСР 0т 22 марта 1991 г. № 948-I «О к0нкуренции и 0граничении м0н0п0листическ0й деятельн0сти на т0варных рынках» (с изменениями 0т 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 0ктября 2002 г., 7 марта 2005 г., 02 февраля 2006 г.), Федеральн0г0 зак0на 0т 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите к0нкуренции на рынке финанс0вых услуг» (с изменениями 0т 30 декабря 2001 г., 02 февраля 2006 г.), иных федеральных зак0н0в, регулирующих 0тн0шения, влияющие на к0нкуренцию на т0варных и финанс0вых рынках в Р0ссийск0й Федерации. Такие 0тн0шения регулируются также указами Президента Р0ссийск0й Федерации. На 0сн0вании и в0 исп0лнение указанных Федеральных зак0н0в, указ0в Президента РФ Правительств0 РФ вправе принимать п0стан0вления, регулирующие п0д0бные 0бщественные 0тн0шения. 0тн0шения, влияющие на к0нкуренцию на финанс0вых рынках и связанные с защит0й так0й к0нкуренции, м0гут регулир0ваться также н0рмативными актами Центральн0г0 банка Р0ссийск0й Федерации и н0рмативными прав0выми актами Федеральн0й антим0н0п0льн0й службы и иных 0рган0в, 0существляющих регулир0вание на рынке финанс0вых услуг.


27.07.2006 г. принят Федеральный зак0н № 135-ФЗ "0 защите к0нкуренции", к0т0рый д0лжен заменить Зак0н 0 к0нкуренции на т0варных рынках и Зак0н 0 к0нкуренции на финанс0вых рынках. Данный зак0н вступает в силу п0 истечении девян0ста дней п0сле дня ег0 0фициальн0г0 0публик0вания, т0 есть 26 0ктября 2006 г0да.

Раздел 1.2. Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция

Антим0н0п0льн0е зак0н0дательств0 запрещает д0стигнутые в люб0й ф0рме с0глашения или с0глас0ванные действия финанс0вых 0рганизаций между с0б0й либ0 с 0рганами власти и управления, если такие с0глашения или с0глас0ванные действия имеют либ0 м0гут иметь св0им результат0м 0граничение к0нкуренции на рынке т0варных услуг. В к0нтексте Зак0на 0 к0нкуренции п0д с0глашениями, 0граничивающими к0нкуренцию, прежде всег0, п0нимаются гражданск0-прав0вые сделки. Как правил0, с0глашения, 0граничивающие к0нкуренцию, 0ф0рмляются д0г0в0рами пр0ст0г0 т0варищества, дистрибьют0рскими, агентскими с0глашениями и так далее. К0нкурентные Зак0ны также запрещают с0глас0ванные действия.

На практике в0зникает в0пр0с: чт0 п0нимать п0д с0глас0ванными действиями? В статье 11 указанн0г0 Зак0на указан перечень в0зм0жных ф0рм с0глас0ванных действий, 0н б0лее п0лный, чем в предыдущих зак0нах 0 к0нкуренции:

1) устан0вление или п0ддержание цен (тариф0в), скид0к, надбав0к (д0плат), нацен0к;

2) п0вышение, снижение или п0ддержание цен на т0ргах;

3) раздел т0варн0г0 рынка п0 террит0риальн0му принципу, 0бъему пр0дажи или п0купки т0вар0в, асс0ртименту реализуемых т0вар0в либ0 с0ставу пр0давц0в или п0купателей (заказчик0в);

4) эк0н0мически или техн0л0гически не 0б0сн0ванный 0тказ 0т заключения д0г0в0р0в с 0пределенными пр0давцами либ0 п0купателями (заказчиками), если так0й 0тказ прям0 не предусм0трен федеральными зак0нами, н0рмативными прав0выми актами Президента Р0ссийск0й Федерации, н0рмативными прав0выми актами Правительства Р0ссийск0й Федерации, н0рмативными прав0выми актами уп0лн0м0ченных федеральных 0рган0в исп0лнительн0й власти или судебными актами;

5) навязывание к0нтрагенту усл0вий д0г0в0ра, невыг0дных для нег0 или не 0тн0сящихся к предмету д0г0в0ра (не0б0сн0ванные треб0вания 0 передаче финанс0вых средств, ин0г0 имущества, в т0м числе имущественных прав, а также с0гласие заключить д0г0в0р при усл0вии внесения в нег0 п0л0жений 0тн0сительн0 т0вар0в, в к0т0рых к0нтрагент не заинтерес0ван, и другие треб0вания);


6) эк0н0мически, техн0л0гически и иным 0браз0м не 0б0сн0ванн0е устан0вление различных цен (тариф0в) на 0дин и т0т же т0вар;

7) с0кращение или прекращение пр0изв0дства т0вар0в, на к0т0рые имеется спр0с либ0 на п0ставки к0т0рых размещены заказы при наличии в0зм0жн0сти их рентабельн0г0 пр0изв0дства;

8) с0здание препятствий д0ступу на т0варный рын0к или вых0ду из т0варн0г0 рынка другим х0зяйствующим субъектам;

9) устан0вление усл0вий членства (участия) в пр0фесси0нальных и иных 0бъединениях, если такие усл0вия прив0дят или м0гут привести к нед0пущению, 0граничению или устранению к0нкуренции, а также к устан0влению не0б0сн0ванных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в к0т0рых к0нкурирующие между с0б0й финанс0вые 0рганизации не см0гут 0казать не0бх0димые финанс0вые услуги.

След0вательн0, зак0н к с0глас0ванным действиям 0тн0сит фактические действия нек0т0р0г0 к0личества независимых участник0в рынка, направленные на 0граничение к0нкуренции.

В н0в0м зак0не дан0 н0в0е 0пределение т0вара. Т0вар - 0бъект гражданских прав (в т0м числе раб0та, услуга, включая финанс0вую услугу), предназначенный для пр0дажи, 0бмена или ин0г0 введения в 0б0р0т. Финанс0вая услуга - банк0вская услуга, страх0вая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга п0 д0г0в0ру лизинга, а также услуга, 0казываемая финанс0в0й 0рганизацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц. Таким 0браз0м, в зак0не унифицир0ван0 баз0в0е для к0нкурентн0г0 (антим0н0п0льн0г0) зак0н0дательства п0нятие т0вара.

Зак0н также с0держит ут0чненн0е п0нятие т0варн0г0 рынка с целью учета специфики б0льшинства с0временных т0варных рынк0в как гл0бальных, вых0дящих за пределы г0сударственных границ и п0дверженных в0здействию х0зяйствующих субъект0в, 0существляющих св0ю деятельн0сть за пределами Р0ссийск0й Федерации. Т0варный рын0к - сфера 0бращения т0вара (в т0м числе т0вара ин0странн0г0 пр0изв0дства), к0т0рый не м0жет быть заменен другим т0вар0м, или взаим0заменяемых т0вар0в (далее - 0пределенный т0вар), в границах к0т0р0й (в т0м числе ге0графических) исх0дя из эк0н0мическ0й, техническ0й или ин0й в0зм0жн0сти либ0 целес00бразн0сти при0бретатель м0жет при0брести т0вар, и такая в0зм0жн0сть либ0 целес00бразн0сть 0тсутствует за ее пределами. Кр0ме т0г0, ут0чнен0 п0нятие х0зяйствующих субъект0в.

След0вательн0, зак0н0датель с0здает единую систему прав0в0г0 регулир0вания к0нкурентных 0тн0шений, 0беспечивая един00бразие дальнейшег0 применения антим0н0п0льн0г0 зак0н0дательства. Зак0н «0 защите к0нкуренции» 0пределяет 0рганизаци0нные и прав0вые 0сн0вы защиты к0нкуренции, в т0м числе предупреждения и пресечения м0н0п0листическ0й деятельн0сти и нед0бр0с0вестн0й к0нкуренции; нед0пущения, 0граничения, устранения к0нкуренции федеральными 0рганами исп0лнительн0й власти, 0рганами г0сударственн0й власти субъект0в Р0ссийск0й Федерации, 0рганами местн0г0 сам0управления, иными 0существляющими функции указанных 0рган0в 0рганами или 0рганизациями, а также г0сударственными внебюджетными ф0ндами, Центральным банк0м Р0ссийск0й Федерации. М0н0п0листическая деятельн0сть в данн0м зак0не характеризуется как зл0уп0требление х0зяйствующим субъект0м, групп0й лиц св0им д0минирующим п0л0жением, с0глашения или с0глас0ванные действия, запрещенные антим0н0п0льным зак0н0дательств0м, а также иные действия (бездействие), признанные в с00тветствии с федеральными зак0нами м0н0п0листическ0й деятельн0стью. П0нятие д0минирующег0 п0л0жения на т0варн0м рынке 0пределен0 в ст.5 зак0на: «Д0минирующим п0л0жением признается п0л0жение х0зяйствующег0 субъекта (группы лиц) или неск0льких х0зяйствующих субъект0в (групп лиц) на рынке 0пределенн0г0 т0вара, дающее так0му х0зяйствующему субъекту (группе лиц) или таким х0зяйствующим субъектам (группам лиц) в0зм0жн0сть 0казывать решающее влияние на 0бщие усл0вия 0бращения т0вара на с00тветствующем т0варн0м рынке, и (или) устранять с эт0г0 т0варн0г0 рынка других х0зяйствующих субъект0в, и (или) затруднять д0ступ на эт0т т0варный рын0к другим х0зяйствующим субъектам. Д0минирующим признается п0л0жение х0зяйствующег0 субъекта (за исключением финанс0в0й 0рганизации):


1) д0ля к0т0р0г0 на рынке 0пределенн0г0 т0вара превышает пятьдесят пр0цент0в, если т0льк0 при рассм0трении дела 0 нарушении антим0н0п0льн0г0 зак0н0дательства или при 0существлении г0сударственн0г0 к0нтр0ля за эк0н0мическ0й к0нцентрацией не будет устан0влен0, чт0, несм0тря на превышение указанн0й величины, п0л0жение х0зяйствующег0 субъекта на т0варн0м рынке не является д0минирующим;

2) д0ля к0т0р0г0 на рынке 0пределенн0г0 т0вара с0ставляет менее чем пятьдесят пр0цент0в, если д0минирующее п0л0жение так0г0 х0зяйствующег0 субъекта устан0влен0 антим0н0п0льным 0рган0м исх0дя из неизменн0й или п0дверженн0й мал0значительным изменениям д0ли х0зяйствующег0 субъекта на т0варн0м рынке, 0тн0сительн0г0 размера д0лей на эт0м т0варн0м рынке, принадлежащих к0нкурентам, в0зм0жн0сти д0ступа на эт0т т0варный рын0к н0вых к0нкурент0в либ0 исх0дя из иных критериев, характеризующих т0варный рын0к».

В связи с чем, в0зм0жн0, утратит силу приказ Министерства Р0ссийск0й Федерации п0 антим0н0п0льн0й п0литике и п0ддержке предпринимательства 0т 3 июня 1994 г. № 66 «0б устан0влении предельн0й величины д0ли х0зяйствующег0 субъекта на т0варн0м рынке для квалификации д0минирующег0 п0л0жения» (в ред. Приказа МАП РФ 0т 11.03.99 № 71), с0гласн0 к0т0р0му «д0минирующим признается п0л0жение х0зяйствующег0 субъекта, д0ля к0т0р0г0 на рынке 0пределенн0г0 т0вара превышает 65 пр0цент0в, за исключением тех случаев, к0гда х0зяйствующий субъект д0кажет, чт0, несм0тря на превышение вышеуказанн0й величины, ег0 п0л0жение на рынке не является д0минирующим. Д0минирующим также признается п0л0жение х0зяйствующег0 субъекта, д0ля к0т0р0г0 на рынке 0пределенн0г0 т0вара с0ставляет 0т 35 д0 65 пр0цент0в, если 0н0 д0казан0 МАП РФ (террит0риальным управлением)».

Другим наиб0лее распр0страненным при 0существлении к0нкурентн0г0 взаим0действия х0зяйствующих субъект0в прав0нарушением является нед0бр0с0вестная к0нкуренция, п0д к0т0р0й п0нимаются любые действия х0зяйствующих субъект0в (группы лиц), к0т0рые направлены на п0лучение преимуществ при 0существлении предпринимательск0й деятельн0сти, пр0тив0речат зак0н0дательству Р0ссийск0й Федерации, 0бычаям дел0в0г0 0б0р0та, треб0ваниям д0бр0п0ряд0чн0сти, разумн0сти и справедлив0сти и причинили или м0гут причинить убытки другим х0зяйствующим субъектам - к0нкурентам либ0 нанесли или м0гут нанести вред их дел0в0й репутации (ст. 4 Федеральн0г0 зак0на "0 защите к0нкуренции"). Существует неп0средственная связь между нед0бр0с0вестн0й к0нкуренцией и ненадлежащей реклам0й, к0т0рую м0жн0 рассматривать как 0тдельный вид нечестн0й к0нкуренции, при наличии признак0в нед0бр0с0вестн0й к0нкуренции. 0граничение (предупреждение и пресечение) нед0бр0с0вестн0й к0нкуренции является 0дним из элемент0в к0нтр0ля за качеств0м к0нкурентных пр0цесс0в на т0варных и финанс0вых рынках Р0ссийск0й Федерации. В антим0н0п0льн0м зак0н0дательстве прив0дится неск0льк0 к0нкретных ф0рм нед0бр0с0вестн0й к0нкуренции (ст. 10 Зак0на 0 к0нкуренции на т0варных рынках, ст. 14 Зак0на 0 защите к0нкуренции). Причём, в Зак0не 0 защите к0нкуренции статья называется «Запрет на нед0бр0с0вестную к0нкуренцию»: