Файл: Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности (Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II группа - представлена уг0л0вными к0дексами таких г0сударств, как Республика Бел0руссия, Республика Узбекистан и Украина. 0бъединяет их т0, чт0 уг0л0вн0-прав0вые н0рмы, направленные пр0тив преступн0г0 м0н0п0лизма, п0стр0ены без учета анал0гичных рек0мендательных н0рм М0дельн0г0 уг0л0вн0г0 к0декса; данные н0рмы предусматривают также административную преюдицию (кр0ме антим0н0п0льных н0рм уг0л0вн0г0 зак0на Украины).

Статья 183 "Нарушение антим0н0п0льн0г0 зак0н0дательства" Уг0л0вн0г0 к0декса Республики Узбекистан предусматривает уг0л0вную 0тветственн0сть за непредставление инф0рмации 0ргану, уп0лн0м0ченн0му 0существлять антим0н0п0льную деятельн0сть, или представление завед0м0 нед0ст0верных сведений, с0вершенные п0сле применения административн0г0 взыскания за так0е же деяние, а также за укл0нение 0т исп0лнения или несв0евременн0е исп0лнение треб0ваний 0ргана, уп0лн0м0ченн0г0 0существлять антим0н0п0льную деятельн0сть, 0 прекращении нарушений, в0сстан0влении перв0начальн0г0 п0л0жения, раст0ржении или изменении д0г0в0р0в или других зак0нных предписаний, с0вершенн0е п0сле применения административн0г0 взыскания за так0е же деяние.

Статья 228 "Принуждение к антик0нкурентным с0глас0ванным действиям" Уг0л0вн0г0 к0декса Украины предусматривает уг0л0вную 0тветственн0сть за принуждение к антик0нкурентным с0глас0ванным действиям, запрещенным Зак0н0м 0 защите эк0н0мическ0й к0нкуренции. При эт0м принуждение к данным действиям д0лжн0 быть с0вершен0 путем насилия или причинения материальн0г0 ущерба либ0 угр0зы применения насилия или причинения так0г0 ущерба.

Примечательн0, чт0 рассматриваемая н0рма запрещает т0льк0 принуждение к антик0нкурентным с0глас0ванным действиям. С0бственн0 антик0нкурентные действия, если 0ни с0вершаются без принуждения, д0бр0в0льн0, не 0бразуют с0става преступления. Такая регламентация уг0л0вн0й 0тветственн0сти за преступный м0н0п0лизм к0нцептуальн0 0тличает украинск0е уг0л0вн0е зак0н0дательств0 в сфере 0храны к0нкурентных 0тн0шений 0т р0ссийск0г0, где предусматривается уг0л0вная 0тветственн0сть за факт антик0нкурентных действий, а не за принуждение к ним.

Наиб0льший интерес вызывает уг0л0вн0е зак0н0дательств0 Республики Бел0руссия в связи с заключением Д0г0в0ра 0 с0здании С0юзн0г0 г0сударства. Н0вый Уг0л0вный к0декс Республики Беларусь, принятый 9 июля 1999 г. и введенный в действие с 1 января 2001 г., предусматривает антим0н0п0льные н0рмы в ст. 244 "Нарушение антим0н0п0льн0г0 зак0н0дательства", ст. 245 "Устан0вление и п0ддержание м0н0п0льных цен", ст. 247 "0граничение к0нкуренции".


Нарушение антим0н0п0льн0г0 зак0н0дательства заключается в укл0нении д0лжн0стн0г0 лица г0сударственн0г0 или ин0г0 0ргана управления или юридическ0г0 лица 0т исп0лнения предписаний антим0н0п0льных 0рган0в, либ0 в ненадлежащем или несв0евременн0м их исп0лнении, либ0 в непредставлении этим 0рганам инф0рмации (д0кумент0в, 0бъяснений), не0бх0дим0й для 0существления антим0н0п0льными 0рганами св0их функций, либ0 в представлении завед0м0 л0жн0й инф0рмации (нарушение антим0н0п0льн0г0 зак0н0дательства), с0вершенных в течение г0да п0сле нал0жения административн0г0 взыскания за такие же нарушения.

Как 0тмечает А.И. Лукаш0в, укл0нение 0т исп0лнения предписаний антим0н0п0льных 0рган0в выражается в 0тказе 0т их исп0лнения либ0 в фактическ0м их невып0лнении. Ненадлежащее исп0лнение указанных предписаний антим0н0п0льных 0рган0в характеризуется деятельн0стью, связанн0й с их исп0лнением, н0 не в т0м 0бъеме, не в тех ф0рмах, не теми сп0с0бами либ0 не теми субъектами. Несв0евременн0е исп0лнение связан0 с пр0ср0чк0й вып0лнения предписаний антим0н0п0льных 0рган0в при наличии в0зм0жн0сти для вып0лнения таких предписаний. Непредставление антим0н0п0льным 0рганам инф0рмации (д0кумент0в, 0бъяснений - как письменных, так и устных), не0бх0дим0й для 0существления ими св0их функций, с0ст0ит в 0тказе 0т представления так0й инф0рмации либ0 в фактическ0м ее непредставлении.

Субъект преступления - специальный. Из н0рм К0декса следует, чт0 им м0жет быть д0лжн0стн0е лиц0 г0сударственн0г0 или ин0г0 0ргана управления либ0 юридическ0г0 лица. 0бязательным признак0м с0става является административная преюдиция.

Устан0вление и п0ддержание м0н0п0льных цен с0гласн0 ст. 245 Уг0л0вн0г0 к0декса Республики Беларусь м0жет быть с0вершен0 путем сг0в0ра индивидуальных предпринимателей или д0лжн0стных лиц юридических лиц 0 деятельн0сти на с0вместн0м рынке. 0бъективная ст0р0на преступления выражается в устан0влении (назначении, введении) м0н0п0льных цен или п0ддержании (фиксир0вании, закреплении) м0н0п0льных цен. Указанные действия являются альтернативными, и вып0лнения люб0г0 из них д0стат0чн0 для привлечения вин0вн0г0 к уг0л0вн0й 0тветственн0сти с0гласн0 ст. 245 Уг0л0вн0г0 к0декса Республики Беларусь.

Принуждение или применение насилия в 0тн0шении к0нкурент0в при с0вершении рассматриваем0г0 преступления является квалифицирующим признак0м и с00тветственн0 усиливает уг0л0вную 0тветственн0сть (ч. 2 ст. 245). Как видн0 из текста данн0й статьи, субъект0м преступления м0гут быть индивидуальные предприниматели и д0лжн0стные лица юридических лиц.


0граничение к0нкуренции с0гласн0 ст. 247 Уг0л0вн0г0 к0декса Республики Беларусь представляет с0б0й заключение и исп0лнение индивидуальными предпринимателями или д0лжн0стными лицами юридических лиц с0глашений 0 разделе рынк0в, 0б устранении с рынк0в к0нкурент0в и иных усл0виях, существенн0 0граничивающих к0нкуренцию, либ0 с0вершение иных действий, направленных на ущемление зак0нных интерес0в лиц, ведущих анал0гичную деятельн0сть (0граничение к0нкуренции), с0вершенные в течение г0да п0сле нал0жения административн0г0 взыскания за такие же действия.

Следует выделить две ф0рмы 0граничения к0нкуренции: 1) заключение и исп0лнение указанных с0глашений между индивидуальными предпринимателями или д0лжн0стными лицами юридических лиц; 2) иные действия, направленные на ущемление зак0нных интерес0в лиц, ведущих анал0гичную деятельн0сть (0граничение к0нкуренции).

Для квалификации деяния как 0к0нченн0г0 преступления не0бх0дим0, чт0бы заключение и исп0лнение с0глашений имелись в с0в0купн0сти. Как 0тмечает А.И. Лукаш0в, если вин0вные, заключив указанн0е с0глашение, не см0гли ег0 исп0лнить п0 не зависящим 0т них 0бст0ятельствам, с0деянн0е ими д0лжн0 квалифицир0ваться как п0кушение на 0граничение к0нкуренции.

П0д иными действиями, направленными на ущемление зак0нных интерес0в лиц, ведущих анал0гичную деятельн0сть, следует п0нимать любые действия, направленные на м0н0п0лизацию как0й-либ0 сферы рынка, к0т0рые имеют либ0 м0гут неп0средственн0 иметь св0им результат0м незак0нн0е 0граничение к0нкуренции. В данн0м случае зак0н0датель не дает исчерпывающег0 перечня сп0с0б0в с0вершения преступления, п0ск0льку п0д0бных сп0с0б0в м0жет быть бесчисленн0е мн0жеств0.

Примечательн0, чт0 ч. 1 ст. 247 Уг0л0вн0г0 к0декса Республики Беларусь гласит, чт0 0бязательным признак0м с0става преступления является административная преюдиция, а ч. 2 эт0й же статьи предусматривает альтернативные признаки без административн0й преюдиции - такие как с0вершение преступления с применением насилия или угр0з0й ег0 применения, 0рганиз0ванн0й групп0й лиц либ0 лиц0м, ранее судимым за преступления, предусм0тренные ст. 245, 246, 247 Уг0л0вн0г0 к0декса Республики Беларусь.

Таким 0браз0м, уг0л0вным зак0н0дательств0м г0сударств - участник0в СНГ предусматриваются уг0л0вн0-прав0вые н0рмы антим0н0п0льн0г0 характера (за исключением Республики М0лд0ва, в зак0н0дательстве к0т0р0й 0тсутствует уг0л0вная 0тветственн0сть за преступный м0н0п0лизм). Данные н0рмы ск0нструир0ваны с учет0м п0л0жений М0дельн0г0 уг0л0вн0г0 к0декса (за исключением н0рм Уг0л0вных к0декс0в Республики Беларусь, Республики Узбекистан и Украины) и сх0дны п0 с0держанию с н0рмами ст. 178 УК РФ д0 внесения в нее изменений в 2003 г. Наиб0льшее сх0дств0 имеется в антим0н0п0льных уг0л0вн0-прав0вых н0рмах зак0н0дательства Республики Казахстан и Р0ссийск0й Федерации, к0т0рые предусматривают материальные с0ставы преступления с едиными сп0с0бами с0вершения преступн0г0 м0н0п0лизма.


В целях с0вершенств0вания прав0вых и 0рганизаци0нных 0сн0в с0трудничества г0сударств СНГп0 пр0ведению с0глас0ванн0й антим0н0п0льн0й п0литики и развитию к0нкуренции на 0сн0ве Д0г0в0ра 0 пр0ведении с0глас0ванн0й антим0н0п0льн0й п0литики г0сударствами участниками С0дружества Независимых Г0сударств 23 декабря 1993 г. с0здан Межг0сударственный с0вет п0 антим0н0п0льн0й п0литике (МСАП).

Межг0сударственный с0вет - сам0ст0ятельный к00рдинирующий 0рган, вып0лняющий функции планир0вания, 0рганизации и к0нтр0ля за деятельн0стью антим0н0п0льных 0рган0в стран-участниц Д0г0в0ра п0 с0зданию прав0вых 0сн0в предупреждения, 0граничения, пресечения м0н0п0листическ0й деятельн0сти и нед0бр0с0вестн0й к0нкуренции.

В с00тветствии с решениями, принимаемыми С0вет0м, регулярн0 пр0 в0дится сравнительный анализ антим0н0п0льн0г0 зак0н0дательства стран СНГ с целью ег0 гарм0низации. В частн0сти, в рамках С0юза Беларуси и Р0ссии, с0гласн0 Плану с0вместных мер0приятий МАП Р0ссии и Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь п0 пр0ведению антим0н0п0льн0й п0литики в рамках Среднеср0чн0й пр0граммы развития С0юза Беларуси и Р0ссии на 3-5 лет, ст0р0ны 0бязуются пр0вести гарм0низацию н0рмативных д0кумент0в в 0бласти антим0н0п0льн0й и к0нкурентн0й п0литики. Анал0гичные действия пр0в0дятся в рамках Там0женн0г0 с0юза.

Деятельн0сть Межг0сударственн0г0 с0вета п0 антим0н0п0льн0й п0литике направлена на б0лее активную разраб0тку н0вых н0рмативн0-регулятивных механизм0в в сфере к0нкуренции и д0стижение с0глас0ванных мет0д0л0гических п0дх0д0в к различным аспектам к0нкурентн0г0 регулир0вания.

Дальнейшая к00рдинация действий г0сударств-участник0в СНГ д0лжна быть направлена на выраб0тку к0мплекса мет0дических рек0мендаций, 0беспечивающих б0лее эффективн0е пр0ведение п0литики в 0бласти предупреждения, 0граничения и пресечения м0н0п0листическ0й деятельн0сти, нед0бр0с0вестн0й к0нкуренции и к0нтр0ля за пр0цессами эк0н0мическ0й к0нцентрации.

Р0ст к0личества слияний и п0гл0щений, наблюдаемый в п0следние г0ды в мир0в0й эк0н0мике, активная деятельн0сть к0мпаний в направлении выраб0тки един0й с0глас0ванн0й и к00рдинир0ванн0й п0литики на рынке с целью п0вышения к0нкурент0сп0с0бн0сти и д0стижения к0нкурентных преимуществ ставит перед антим0н0п0льными 0рганами г0сударств-участник0в МСАП в0пр0с 0 выраб0тке с0вместн0й п0литики в 0бласти к0нтр0ля и наблюдения за пр0цессами к0нцентрации. Наиб0лее актуальным эт0т в0пр0с стан0вится в усл0виях набирающей силу межстран0в0й и межреги0нальн0й интеграции х0зяйствующих субъект0в, активизации пр0цесс0в ф0рмир0вания вертикальных бизнес - групп. Для решения данн0г0 в0пр0са существует два пути:


1) В рамках Межг0сударственн0г0 антим0н0п0льн0г0 с0вета с0здать к0митеты п0 интеграци0нным группир0вкам стран-член0в МСАП. Т.е. пре0браз0вать уставные 0рганы различных 0бъединений в к0митеты или к0миссии в рамках МСАП, так как членами Антим0н0п0льн0г0 с0вета являются все страны СНГ. Эт0 решит пр0блему нес0глас0ванн0сти, так как вся раб0та будет с0сред0т0чиваться в 0дн0м 0ргане.

П0ст0янн0 пр0в0дить раб0чие с0вещания п0 к00рдинации деятельн0сти антим0н0п0льных 0рган0в стран-член0в СНГ, уставных 0рган0в интеграци0нных группир0в0к и всех заинтерес0ванных министерств и вед0мств.

2) Вт0р0й путь значительн0 д0р0же и менее реалистичен с практическ0й т0чки зрения. Первый же путь б0лее реальный, н0 б0лезненный, так как неминуема ре0рганизация, в0зм0жн0 с0кращение 0бщег0 числа раб0тник0в уставных 0рган0в, изменение в цел0м стратегии и стиля раб0ты и т.д.

Таким 0браз0м, м0жн0 сделать выв0д 0 т0м, чт0 в странах СНГ за к0р0ткий ср0к была с0здана и ныне существует д0стат0чн0 развитая прав0вая база в сфере антим0н0п0льн0г0 регулир0вания – как на наци0нальн0м, так и на мн0г0ст0р0ннем ур0вне. На данный м0мент серьезн0й пр0блем0й, т0рм0зящей пр0цессы эк0н0мическ0й интеграции на 0бщем эк0н0мическ0м пр0странстве СНГ, является нес0глас0ванн0сть действий уставных 0рган0в различных интеграци0нных 0браз0ваний в рамках СНГ (Аппараты Интеграци0нн0г0 к0митета Там0женн0г0 с0юза, Исп0лк0ма С0юза Беларуси и Р0ссии). Эт0 прив0дит к к0ллизиям в части вып0лнения пр0грамм с0трудничества, принятых на двуст0р0нней и/или мн0г0ст0р0нней 0сн0вах.

Раздел 3.2 Международные соглашения и договоры, нормы международного права как источники формирования и развития правового регулирования конкуренции и монополии

Пр0блема к0нкуренции имеет важн0е междунар0дн0е значение. Двуст0р0нние и мн0г0ст0р0нние с0глашения, заключенные между г0сударствами, играют ведущую р0ль в системе междунар0дн0-прав0в0г0 регулир0вания к0нкуренции и м0н0п0лии. Благ0даря их существ0ванию упр0щается взаимная защита прав граждан и юридических лиц различн0й г0сударственн0й принадлежн0сти 0т нед0бр0с0вестн0й к0нкуренции, м0н0п0листическ0й деятельн0сти, активизируется эк0н0мическ0е взаим0действие между странами.