Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Договоры, применяемые в рекламной деятельности при создании рекламного продукта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с основными субъектами на рынке рекламы действуют и второстепенные - это вспомогательные организации, выступающие в качестве субподрядчиков, поставщиков отдельных элементов рекламного продукта, и посредники, позволяющие сделать рекламный продукт более качественным [33].

Основные субъекты рекламного рынка, как правило, создают собственные профессиональные объединения для координации своей деятельности и защиты корпоративных интересов - всевозможные ассоциации и союзы рекламодателей, рекламных агентств, средств массовой информации, потребителей и т.д. В данном случае речь идет об объединениях рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей, в том числе саморегулируемых организаций, создаваемых в форме ассоциаций, союзов или некоммерческих партнерств в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением [37].

Следует учитывать, что элементом рекламы являются и некоторые публичные отношения, в которых участвуют государственные и муниципальные органы, общественные объединения. Поэтому все они также относятся к субъектам рекламных правоотношений.

Таким образом, участниками рекламных отношений также являются публичные образования: Российская Федерация, субъекты федерации, муниципальные образования. Так, функция государства на рынке рекламы - законодательная и контролирующая - государство устанавливает правила поведения на рынке рекламы и контролирует их соблюдение [24].

В частности, к основным функциям государственного контроля на рынке рекламы относится борьба с ненадлежащей рекламой, предупреждение и пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции. Государственное регулирование рекламы направлено на обеспечение правовых и экономических условий беспрепятственного функционирования рыночных отношений, защиту свободной конкуренции от монополистического и административного давления. Устанавливая правовое регулирование рекламной деятельности, законодатель исходил из необходимости обеспечения защиты потребителей от негативного воздействия рекламы.

Среди федеральных органов исполнительной власти, наделенных такой компетенцией, необходимо выделить федеральный антимонопольный орган, включая его территориальные подразделения [29]. Именно на федеральный антимонопольный орган возложены функции по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе всеми участниками рекламных правоотношений. В качестве такого органа выступает Федеральная антимонопольная служба (ФАС).


Что касается муниципальных органов, то их участие в рекламных отношениях сводится к участию в регулировании наружной рекламы. Так, согласно п. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах [40].

Участниками рекламных отношений выступают также и саморегулируемые организации в области рекламы. К ним относятся общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц, наделенные определенной компетенцией в области рекламы. На них возлагаются функции по оказанию помощи государственным органам при контроле за рекламной деятельностью. Органам саморегулирования в области рекламы предоставлено право защищать в судебном порядке интересы потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы.

Помимо субъектов в рекламе присутствуют и свои объекты. Таким образом, у рекламы есть свой объект, под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель. Прежде всего, рекламируются производимые товары. Однако в большинстве случаев рекламируются не товары как таковые, а товарные знаки (торговые марки) того или иного товара. Рекламироваться могут и юридические лица - производители или продавцы этих товаров, у которых есть соответствующее фирменное наименование [31].

Рекламироваться могут и результаты интеллектуальной деятельности (например новый роман или пьеса) либо общественные мероприятия, в которых предполагается участие большого количества людей (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п.п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).

Таким образом, на основании изложенного, можно сделать вывод.

Несмотря на наличие легального определения понятия "реклама", приведённого в Законе о рекламе, в научной среде единое понимание рекламы отсутствует. Это вызвано не только несовершенством конструкции приведённого законодателем определения, но в первую очередь тем, что реклама объективно выступает объектом не только гражданско-правовых, но и иных правоотношений, которые являются по своей сути публичными.


Основными субъектами рекламных отношений являются рекламодатель,   рекламопроизводитель, рекламораспространитель. Субъектом рекламных отношений являются также потребители рекламы, то есть юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.

Права и обязанности субъектов рекламных отношений определяются законодательством о рекламе и договором.

Перечень объектов рекламирования достаточно разнообразен, и, несомненно, важнейшими из них являются товары, которые определяются как продукт деятельности, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

2. Договоры, применяемые в рекламной деятельности при создании рекламного продукта

2.1. Договор возмездного оказания услуг и агентский договор

Договором возмездного оказания услуг является договор, в силу которого исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Одна из особенностей договоров об оказании услуг заключается в том, что большинство из них относятся к числу публичных договоров, поскольку для исполнителя чаще всего оказание определенных услуг является основным видом деятельности [26].

К предмету договора возмездного оказания услуг могут быть отнесены и иные услуги при условии, что они носят нематериальный характер и не подпадают под регулирование нормами ГК РФ, регламентирующими отдельные договоры об оказании услуг. Таким образом, договор о распространении рекламы вполне подпадает под данную категорию договоров.

Сторонами данного договора являются исполнитель - лицо, предоставляющие услуги и заказчик - лицо, которому услуга предоставляется. Участников договора о возмездном оказании услуг именуют услугодателем и услугополучателем. Гражданский кодекс регулирует возмездное оказание услуг наиболее общим образом, и поэтому в нем не содержится специальных требований к субъекту указанного договора. Однако к исполнителю часто предъявляются определенные требования, обусловленные характером услуг. Такие требования устанавливаются обычно специальными нормативными актами, непосредственно регламентирующими порядок предоставления тех или иных видов услуг (например, специальными законами регулируется оказание услуг связи, аудиторских услуг, услуг по туристическому обслуживанию). Ограничения могут сводиться к предоставлению права заниматься определенными видами деятельности только юридическим лицам или к требованию о наличии соответствующей лицензии и т.п. [31].


Особенностью договора возмездного оказания услуг является то, что выплата вознаграждения часто не ставится в зависимость от достижения определенного результата - вознаграждение выплачивается в случае надлежащего осуществления обусловленной договором деятельности [35].

Гражданским кодексом устанавливается порядок оплаты услуг при невозможности исполнения обязательства. Если невозможность исполнения наступила по вине заказчика, услуги должны быть оплачены в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 781 ГК РФ).

Если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, на заказчике лежит обязанность оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы. Данная норма также является диспозитивной. Законом или соглашением сторон могут быть установлены иные правила (п. 3 ст. 781 ГК РФ).

Прекращение указанного договора осуществляется по общим правилам, установленным в главах 26 и 29 ГК РФ с учетом положений ст. 782 ГК РФ, которая устанавливает основания одностороннего отказа от исполнения договора. Согласно данной норме заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Исполнитель же может отказаться от договора возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения убытков, включая реальный ущерб и упущенную выгоду [34].

Рассмотрим теперь агентский договор.

Агентский договор находит применение в производстве и распространении рекламы третьими лицами. Например, лицо, действующее в качестве агента, может взять на себя задачу сбыта чужих товаров, имея в виду не только заключение договоров на их продажу, но и проведение рекламной кампании и других мероприятий по изучению и освоению рынка. Деятельность такого рода широко и в риэлтерской деятельности, когда агенты рекламируют жилые помещения, предназначенные для продажи или найма [26].

Агентский договор относится к группе договоров об оказании услуг. В России агентский договор начал использоваться сравнительно недавно. Впервые нормы об агентировании появились в части второй ГК РФ. Он регламентирован в гл. 52 Кодекса (ст. 1005-1011).

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).


Таким образом, агентский договор может предусматривать различные варианты взаимоотношений агента, принципала и третьих лиц: когда агент действует от имени и за счет принципала (конструкция договора поручения), и когда агент действует от своего имени, но за счет принципала (конструкция договора комиссии). В зависимости от избранной конструкции к договору субсидиарно применяются правила о поручении (гл. 49 ГК РФ) или комиссии (гл. 51 ГК РФ).

На практике агентский договор обычно заключается в простой письменной форме. Требования о выдаче доверенности для осуществления агентом действий от имени принципала в гл. 52 ГК РФ отсутствуют. Доверенность не требуется в случаях, когда агент действует от собственного имени в интересах принципала, а также в иных случаях, установленных законом [39].

Предмет агентского договора - оказание услуг юридического и фактического характера. Этим, в частности, данный договор отличается от договора поручения, который рассчитан на совершение поверенным только юридических действий (ст. 971 ГК РФ), и от договора комиссии, ограниченного лишь одной разновидностью этих действий - совершением сделок (ст. 990 ГК РФ).

Круг правомочий агента обычно определяется договором. Принципал может установить исчерпывающий перечень действий, которые вправе совершать агент, либо предоставить агенту возможность совершать любые действия, направленные на достижение определенной договором цели [26].

В случаях, когда в агентском договоре, заключенном в письменной форме, предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента. Такое ограничение может, к примеру, содержаться в доверенности, выданной агенту. Если доверенность представлялась третьему лицу при совершении сделки, данное лицо не может ссылаться на незнание о существующих ограничениях.

Сторонами агентского договора являются агент и принципал. Агент - это лицо, на которое возлагается совершение юридических и фактических действий за вознаграждение, принципал - лицо, по поручению которого осуществляются юридические и фактические действия. Действия могут совершаться как в пользу принципала, так и в пользу указанного им лица. В качестве принципала и агента могут выступать любые субъекты гражданского права: юридические и физические лица, а также государство и муниципальные образования, действующие через уполномоченные органы. Агент - физическое лицо - должен быть полностью дееспособным. Юридические лица вправе осуществлять агентскую деятельность, если она не запрещена законом в отношении организаций определенного вида и ее осуществление не противоречит уставным целям юридического лица.