Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Договоры, применяемые в рекламной деятельности при создании рекламного продукта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно п. 3 ст. 1005 ГК РФ агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия.

Содержание обязательства, возникающего из агентского договора, составляют права и обязанности его сторон [26].

Основная обязанность агента - личное исполнение поручения в соответствии с указаниями принципала. Устанавливая данную обязанность, ГК РФ, вместе с тем, допускает возможность, если иное не предусмотрено соглашением сторон, заключения агентом субагентского договора (п. 1 ст. 1009). Ответственным перед принципалом за действия субагента остается агент.

2.2. Договор аренды и договор авторского заказа

В тех случаях, когда реклама осуществляется с помощью стационарных рекламных конструкций, распространители рекламы заключают с собственниками таких конструкций договоры аренды (имущественного найма). По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ч. 1 ст. 606 ГК РФ).

В результате заключения договора аренды возникает обязательство по передаче имущества в пользование.

Закон особо подчеркивает, что в качестве арендодателя выступает собственник сдаваемого в аренду имущества, однако делает оговорку о том, что арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ) [26].

В ГК РФ проводится разграничение между пользованием арендованным имуществом, соединенным с владением им, и пользованием им без такового.

В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (п. 3 ст. 607 ГК РФ). Это значит, что в договоре должно быть четко указано, какая именно вещь передается в аренду (ее наименование, характеристики), а для недвижимости - и место нахождения. При отсутствии в договоре этих данных условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не признается заключенным [39].

Специальные правила действуют в отношении формы заключаемого договора аренды. Если хотя бы одной из его сторон является юридическое лицо, договор должен быть заключен в простой письменной форме. Если же в договоре участвуют только граждане, простая письменная форма необходима лишь в случае, если договор заключается на срок более одного года (п. 1 ст. 609 ГК РФ).


Гражданский кодекс не устанавливает ни максимальных, ни минимальных сроков договора аренды, предоставляя тем самым возможность сторонам решить этот вопрос в договоре. Вместе с тем для отдельных видов аренды специальным законодательством могут быть установлены максимальные (предельные) сроки. При этом договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному [26].

Важным условием договора аренды является арендная плата, однако ГК РФ не относит это условие к числу существенных. Единственное исключение составляют договоры аренды зданий и сооружений, для которых условие о размере арендной платы является обязательным (ст. 654 ГК РФ).

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды. Наибольшее распространение получила арендная плата в денежной форме. При аренде некоторых видов государственного и муниципального имущества могут устанавливаться минимальные ставки арендной платы.

Применительно к рекламным правоотношениям можно выделить такие разновидности договора аренды как аренда рекламного места, рекламного щита билборда, рекламного места на фасаде здания, аренда места на транспортном средстве.

Рассмотрим теперь договор авторского заказа.

Как известно, основной целью рекламы является формирование или поддержание интереса потребителей рекламы к товарам и услугам рекламодателя. В связи с этим в рекламе используется целый комплекс средств, направленных на привлечение внимания потребителя рекламы: изображения (графические, видео-, фото-), наборы звуков, в том числе человеческой речи, объемно-пространственные объекты и др. Многие из этих средств являются объектами интеллектуальной собственности, на которые возникают исключительные права. Соответственно, для того, чтобы использовать эти объекты, необходимо заключение соответствующего договора с правообладателем [24].

В большинстве случаев производитель рекламы в качестве рекламного продукта использует не уже имеющееся произведение, охраняемое нормами авторского права, а заказывает создание нового. Для этого используется договор авторского заказа.

Согласно ст. 1288 ГК РФ по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме [26].


Таким образом, в данном случае автор обязуется сначала создать произведение, а затем уже передать его пользователю. В этом случае автор обычно подготавливает так называемую творческую заявку, в которой излагает сведения о будущем произведении (название произведения, объем, сроки исполнения и т.д.). Указанный договор является рисковым, поскольку заказчик несет риск творческой неудачи автора.

В договоре заказа должно быть подробно урегулировано, какие требования предъявляются к будущему произведению. В частности определяется его жанр, назначение, объем и другие параметры, устанавливается срок и форма представления работы заказчику, порядок устранения замечаний и т.д.

Предусмотрена ограниченная ответственность автора по договорам авторского заказа. В частности согласно п. 2 ст. 1290 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа, за которое автор несет ответственность, автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику.

Материальный носитель произведения, созданного по договору авторского заказа, передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Согласно абз. 3 п. 1 ст.1288 ГК РФ договор авторского заказа является возмездным, однако это правило носит диспозитивный характер и соглашением сторон может быть предусмотрено иное. Таким образом, законодательное закрепление возможности заключения безвозмездного договора авторского заказа положило конец спорам относительности правомерности заключения подобных договоров.

Срок является существенным условием данного договора. Как следует из п. 1 ст. 1289 ГК РФ, произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным [26].

Заказчик вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору. Например, произведение носит тематический характер и автору заказывают его создание к определенной знаменательной дате.


Основная обязанность автора по договору авторского заказа заключается в том, чтобы создать предусмотренное по договору произведение и передать его пользователю. При этом автор, если только речь не идет о технических помощниках, должен самостоятельно создать произведение, привлекая соавторов только с согласия своего контрагента. Созданное произведение передается в указанный в договоре срок, оформленное в надлежащем виде [41].

Следует отметить, что заказчик произведения не может настаивать на том, чтобы автор менял свою позицию, хотя бы она и противоречила воззрениям пользователя.

В договоры заказа обычно включается условие о том, что автор обязуется не передавать другим лицам право на использование произведения третьим лицам. Это обусловлено тем, что такое использование создает ненужную конкуренцию и тем самым наносит ущерб организации пользователю, с которой был заключен авторский договор.

Одним из наиболее распространенных рекламных продуктов, который может рассматриваться как результат интеллектуальной деятельности, являются рекламные слоганы (в буквальном переводе с английского - лозунги), то есть словосочетания, которые принесут рекламируемому продукту не только узнаваемость на рынке товаров, но и интерес потребителей, вызванный его необычностью. Они могут использоваться как в целях продвижения какого-либо товара, так и в качестве напоминания о том, что та или иная компания присутствует на рынке [26].

Перечень объектов, охраняемых нормами авторского права, достаточно велик, однако в нем отсутствуют такие распространенные объекты, как слоганы. В качестве примера можно привести известный слоган фирмы Икея "Есть идея - есть Икея.

В некоторых случаях рекламные слоганы регистрируются как товарный знак, т.е. обозначение, которое служит для индивидуализации товаров индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1 ст. 1477 ГК РФ). Как известно, в качестве словесных товарных знаков могут охраняться и словосочетания, и даже целые предложения.

Вместе с тем вопрос, возможна ли охрана рекламного слогана как объекта авторского права при отсутствии или вместо товарного знака, остро встал в правоприменительной практике нашей страны.

Помимо слоганов в рекламе могут использоваться и другие виды произведений. Это могут быть музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, аудиовизуальные произведения (кинофильмы, телефильмы и т.д.) [41].

На практике возникает вопрос о том, являются ли они применительно к рекламному продукту, охраняемыми нормами авторского права произведениями. В качестве примера можно привести известный слоган фирмы Икея "Есть идея - есть Икея".


Как правильно отмечено в литературе, объектом авторского права является не любой рекламный слоган, а только тот, который обладает всеми признаками, присущими авторскому произведению с точки зрения закона: творческим характером, оригинальностью и неповторимостью, выраженностью в какой-либо объективной форме (письменной, в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и т.д.) 26.

2.3. Лицензионные договоры и договоры об отчуждении исключительного права на использование произведения в рекламном продукте, договоры об отчуждении исключительных прав на произведения, охраняемые авторским правом, договор подряда

В тех случаях, когда производитель рекламы хочет использовать в рекламном продукте уже существующее произведение, охраняемое авторским правом, и на которое есть исключительное право, он должен с правообладателем на это произведение заключить соответствующий договор. Речь может идти либо о лицензионном договоре либо о договоре об отчуждении исключительного права.

Различие между ними заключается в следующем.

По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации предоставляет или обязуется предоставить другой стороне право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным. Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. Если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор по общему правилу считается заключенным на 5 лет [41].