Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В широком смысле, профессиональная деформация – это след, который профессиональная деятельность накладывает на человека. В узком смысле, профессиональная деформация – это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. [15, с.114]

Исследователи предлагают разделять понятия личностной деформации и деформация деятельности. Это объясняется тем, что в профессиях типа «человек-человек» не существует отношений субъект-субъект, а есть лишь субъект-объект. Например, учитель учит, хирург оперирует, а начальник руководит подчиненным. В таких отношениях один выступает активным действующим лицом, а другой тем, на кого направлено действие. Личные качества субъекта также присутствуют, но только в рамках профессиональной деятельности и актуализируется черты, необходимые для качественного осуществления рабочего процесса. [14, с.75]

«Человек имеет возможность реализовать себя как личность и индивидуальность только в околопрофессианально-деятельностных областях. Только выйдя из исполнительской специальной позиции, он может личностно выражать мнение о профессии – пересматривать, совершенствовать свой труд». [3, с.99]

В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии – принцип неразрывного единства деятельности и сознания. Мы исходим из того, что профессиональная деятельность формирует личность и накладывает свой отпечаток на ее особенности. С другой стороны, личность, – во всем ее многообразии черт, – оказывает влияние на деятельность. [11, с.49]

Е. А. Климов пишет о «нежелательных ходах профессионального развития», изменениях психики человека-деятеля, последствия которых отражаются во внешних проявлениях – в труде человека [18, с.88]. Он подчеркивает, что профессиональное развитие должно идти от новичка, только вступившего в профессию, к настоящему профессионалу, тому, кто может сам обучать данной профессии и передавать опыт. Но на этом пути происходит некий сбой и развитие имеет некое отклонение. То есть вместо наработки профессиональных качеств и умений, уход в противоположную составляющую. Например, педагогическая профессия предполагает постоянное приобретение новых знаний, гибкость в профессии. Но ожидания участников процесса могут не совпадать, что приведет к рассогласованности в деятельности, что и будет считаться профессиональной деформацией. [17, с.110]


Г.Д.Трунов феномен профессиональной деформации определяет, как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. То есть после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. [28, с.156].

Е. В. Руденский в психологическом феномене профессиональной деформации выделяет два компонента [11, с.140]:

1) Изначальные склонности. Еще до соприкосновения со своей будущей работой у человека уже есть черты характера и особенности личности, присущие представителям этой профессии. Они могут осознаваться их обладателем, приниматься как желательные и вызывать чувство гордости (например, желание помогать людям) или же быть неосознанными, подавляться и скрываться (например, интерес к частной жизни других людей).

2) Собственно профессиональная деформация. Профессиональная деятельность развивает эти личностные особенности, очерчивает и рельефно выделяет их. Иногда (в случае с вытесненными и непринимаемыми чертами) профессиональная деятельность оправдывает их, дает им право на существование и проявление. Несомненно, изначальные склонности влияют на выбор соответствующей профессии. Они представляют собой благоприятный фон, «почву», на которой в последующем разворачивает свою деформирующую деятельность профессия. Такая деформация начинается уже во время учебы, когда у студентов (или учащихся) разрушаются обыденные установки и стереотипы и формируется профессиональная картина мира. [13, с.103]

Следует отметить, что если речь идет о профессиональной деформации, что закономерным будет вопросах о критериях этого термина и эталонной модели. Деформация – это искажение, изменение. Следовательно, есть и образец. Постепенно складывается понимание идеальных черт профессионала. Однако в реальной профессиональной деятельности работников социальной сферы наделяют чертами, которыми по мнению клиентов они должны обладать. Например, психологи должны быть понимающими, знающими, умеющими с первого взгляда распознать проблему человека и за одну встречу ее решить, также всегда должны быть готовы ответить на звонок пациента. Учителя должны быть образованными, умеющими объяснить все и всем, а также обладать высокоморальными качествами и всегда ими руководствоваться. Юрист должен знать все законы, владеть всей полнотой информации, быть настойчивым. Но это представления тех, кто является клиентом. Также есть образы, которые создает само профессиональное сообщество. Эти идеализированные образы уточняются, дополняются, конкретизируются в представлениях членов одной профессии, образующих данную профессию как социальный институт. В этом смысле можно говорить об обобщенной идеализированной модели как о некотором эталоне. Отклонение индивидуальных внутренних моделей, сформировавшихся у конкретного профессионала, от эталонной модели понимается как профессиональные деформации. [9, с.35]


Е. И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям. [23, с.86]

Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности... Профессиональная деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности".[13, с.107]

Возможно, профессиональная деформация личности с особой яркостью проявляется у тех людей, для которых выполняемая профессиональная роль непосильна, но они, имея повышенные амбиции, притязания на статус, успех, не отказываются от этой роли. [15, с.20]

Таким образом, когда говорят о профессиональной деформации, имеется в виду распространение привычного ролевого (профессионального) поведения, либо взаимодействия человека, – на непрофессиональные сферы.

Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. При этом профессиональные деформации рассматриваются как проявления дезадаптации специалиста. [24, с.105]

В данной главе мы рассмотрели содержание терминов субъект труда, личность, профессионально-личностные деформации. Вступаю в профессию, человек становится субъектом труда. В процессе выполнения работу личность задействована на всех ее уровнях: когнитивном, эмоциональном, физическом. Таким образом, человек имеет возможность реализовывать себя в профессии. Только выйдя из исполнительской позиции он может личностно выражать мнение о профессии, анализировать ее, совершенствовать, пересматривать. Подобное разделение целостного родового человека на две части – субъект и личность – являются важными для понимания сущности профессионально-личностной деформации. Только рассмотрев взаимодействие между двумя этими понятиями, можно понять влияние профессии на личность.


Глава 2 Причины, признаки и виды профессионально-личностной деформации субъекта труда

2.1. Причины профессионально-личностной деформации

Как писал Рубенштейн: «Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Каждое самое простое человеческое действие - реальное физическое действие человека - является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим». [27, с.185] Можно считать доказанным, роль объекта в формировании и деформировании сознания, личности человека. Следует рассмотреть в ходе исследования: причины, признаки и виды деформации.

В научной литературе выделяются следующие причины профессионально-личностных изменений в ходе выполнения трудовой деятельности: специфика деятельности; специфика ближайшего окружения, с которым работает специалист; специализация труда; период времени, в течение которого занят специалист. [23, с.48]

Проясним данные позиции. Существующие виды профессионального труда часто актуализируют одни стороны личности и ее психики, в то время как другие оказываются невостребованными. Тем самым, возникают предпосылки формирования предпочтительно развиваемых ущербных качеств субъекта труда (акцентуации). Они проявляются в разной степени и характерны для большинства работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней длительное время. Описывая изменения личности при профессиональном становлении, Э. Ф. Зеер подчеркивает: «Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала — не только совершенствование, но и разрушение, деструкция». [13, с. 229] Также окружение, с которым работает специалист будет требовать от него проявления определенных качеств и умений. Это можно показать на пример, который привел С.П. Безносов. Профессиональная деятельность сотрудника милиции – участкового – в сфере общения не имеет четких границ. Так как он занимается еще и профилактической работой, то должен выступать еще и в роли педагога-психолога. Постоянное общение с преступниками, людьми, преступившими закон, оказывает психотравмирующее влияние на самочувствие сотрудника. [3, с.165]


Разделение труда и узкая специализация являются причиной профессиональной деформации, так как работа человека направлена на выполнение одних и тех же задач. Соответственно другие его навыки не развиваются, но вырабатываются профессиональные привычки, знания и стереотипы. Четвертая причина также включена в вопрос профессиональной деформации. Объяснить это можно, продемонстрировав примером. В таможенной службе ряда стран принято за обязательное правило смена позиций сотрудника с одной операции на другую. Это позволяет включаться в процесс каждый раз с большим интересом, а также учитывать, что каждый этап работы является важным и непрерывно включенным в весь процесс.

Е. И. Рогов отмечает, что мотивационная сфера трудящегося может быть причиной профессиональной деформации. Субъект труда наделяет свою трудовую деятельность чертами сверхзначимости, уже не оценивает ее реальную ценность и качество выполнения. Также это дополняется низкими функционо-энергетическими возможностями при относительно низком интеллекте. [23, с.78]

Часто в качестве причин личностной деформации отмечают стаж работы в должности, возраст, степень удовлетворенности профессиональным ростом. Вестерхауз изучал эффекты пребывания в данной должности и ролевого конфликта у 140 молодых учителей. И значимой положительной связи выявлено не было. Исследователи пришли к выводу, что частота ролевых конфликтов связана не со стажем работы, а с собственной степенью неудовлетворенности ею, отсутствием перспективы личностного роста, а также личностные свойства, оказывающие влияние на напряженность общения на работе. [5, с.74]

Таким образом, мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся причины профессиональной деформации, к которым относятся: период времени, в котором специалист занят своим делом. Чем дольше человек работает на одной и той же позиции, тем скорее он приобретает нужные навыки и знания для эффективной работу, но и ослабевает его интерес к деятельности или слишком большое напряжение из-за ответственной должности, что приводит к стрессам и эмоциональному выгоранию. Также причинами являются: специфика деятельности, например, длительная монотонная работа; специфика ближайшего окружения, специализация труда.

2.2. Признаки и виды профессионально-личностной деформации