Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы работы. Благоприятное влияние на психику человека оказывает трудовая деятельность. Труд способствует развитию способностей личности, обогащению знаниями, ощущением причастности к процессу работы. Отмечают, что большинство субъектов труда в самых разных профессиях подвержено профессиональным заболеваниям. Проявление таких специфических заболеваний может быть разной степени тяжести. В данном случае имеются в виду не только вред, наносимый физическому здоровью человека, например, у людей, работающих с вредными химическими веществами. Также характер работы, окружение, с которым имеет дело специалист, организация, условия труда оказывают неблагоприятное на психическое состояние человека. Все чаще говорят об эмоциональном выгорании, о том, что долговременное (более 5 лет) выполнение одной и той же работы приводит к появлению усталости, снижению мотивации, потеря интереса, нежелание использовать инновации, утрачиваются профессиональные навыки, снижается качество и количество, выполняемой работы. В научной литературе такой процесс получил название профессионально-личностной деформации субъекта труда. Профессиональные изменения проявляются в нарушении целостности личности, некоторые черты актуализируются, переносятся с рабочих моментов на сферу общения за ее пределами, что приводит к конфликтам межличностным и внутриличностным. Считается, что наибольшие деформации личности происходят в сфере работы социальной. Исследование данной темы имеет важное практическое значение. Причины развития профессиональной и личностной деформации, процесс, последствия и профилактика деформации субъекта труда – все это влияет на эффективность труда и на психологическое здоровье общества в целом. Исследование данной темы повысит эффективности, результативности, и качества труда, а также поможет субъекту труда сохранять психическое здоровье.

Исходя из сказанного, можно говорить о высокой актуальности темы данного исследования: необходимо рассмотреть профессиональные и личностные аспекты деформации субъекта труда.

Цель исследования: изучить профессионально-личностную деформация субъекта труда.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть научные подходы к понятию «профессиональная деформация субъекта труда»;
  2. Рассмотреть особенности личностной деформации субъекта труда;
  3. Изучить особенности проявления и последствия профессионально-личностной деформации субъектов труда.

Значимость исследования состоит в том, что результаты могут способствовать качественному улучшению работы человека, профилактике профессиональных искажений. Выводы исследования можно применить в практической деятельности руководителям организаций по предупреждению профессиональной деформации, а значит способствовать сохранению психического здоровья своих сотрудников и поддержанию высокого качества работы своей организации.

Предмет исследования: профессиональная и личностная деформация.

Включение человека в процесс работы неминуемо будет влиять на личностные черты. Происходит это в следствии того, что деятельность, окружение, организация оказывают воздействие на человека. Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П.Безносова «Профессиональная деформация личности». Данный труд имеет четкую структуру. Анализируется литература по данному вопросу, отмечаются причины, факторы, особенности профессиональной деформации. Э.Ф. Зеер в работе «Психология профессий» рассматривает важнейшие вопросы профессионального самоопределения и становления, а также психологические издержки профессии. Данная тема отражена в работах Григорьевой, Климова и других.

Глава 1 Профессионально-личностная деформация субъекта труда и ее составляющие

Для понимания вопроса личностной деформации субъекта труда рассмотрим составляющие: субъект труда, личность, профессиональная и личностная деформация.

Научный интерес к вопросу профессионально-личностных искажений обусловлен тем, что связан и с качеством, выполняемой работы, и со стабильностью деловой жизни, также с самочувствием субъектов трудовой деятельности. Субъект – носитель активности во взаимодействии с объектом, действует осознанно, руководствуясь профессиональными требованиями к данной работе и опираясь на те принципы, которые были сформированы. Изучение личностных изменений человека как субъекта труда – предполагает исследование тех его сторон, свойств, процессов, которые важны для труда, или являются его следствием, сформированы трудом. [11, с. 35] У субъекта труда мы исследуем те качества личности, индивидуальные характеристики, которые либо были сформированы в результате выполнения определенной работы, либо деформировались в результате труда. В любом случае такие личностные изменения приводят к снижению качества жизни человека. Следует отметить, что субъектом труда становятся в процессе социализации. Следовательно, на человека оказывают влияния организация, в которой он трудиться, окружение, с которым работает, отношение общества к его профессии. [28, с.394] Люди проявляют свои уникальные качества в труде.


Производственный процесс требует проявления определенных качеств, чтобы был необходимый результат. Именно в процессе труда субъект работает на всех уровнях: когнитивном, эмоциональном, личностно-смысловом, психофизиологическом. [9, с.102] К компонентам субъекта труда относятся: психические регуляторы труда (опыт, интерес к работе, мотивация, склонности и способности, возможность развивать свои способности и проявлять их); функциональные состояния в труде (возможность выполнять работу эффективно в течение времени, трудоспособность, утомление, стресс, монотонность); индивидуально-личностные свойства (возраст, пол, характер). Каждый из этих компонентов переменчив как в положительную, так и отрицательную сторону.

Перейдем к определению термина личность. Среди множества определений, которое дают профессиональные психологи можно выделить общее. Личность – это субъект социальных отношений и активной деятельности. Е.Ф. Зеер выделяет четыре компонентa структуры личности. Первым системообразующим фактором личности является направленность. Компонентами профессиональной направленности являются интересы, склонности, идеалы человека, его ценностные ориентации и социально-профессиональный статус. Второй подструктурой субъекта труда является профессиональная компетентность. Включает в себя социально-правовую компетентность, специальную компетентность, персональную компетентность и аутокомпетентность. [6, с.45] А.К. Маркова выделяет еще один вид компетентности– экстремальную профессиональную компетентность, т.е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов. [19, с.103] Третьим компонентом являются профессиональные качества личности. Четвертым являются профессионально значимые психофизиологические свойства. В процессе работы каждый из этих составляющих личности подвергается изменениям. Под личностной деформацией понимается деструктивные перемены, которые происходят с человеком в процессе выполнения трудовой деятельности. Имеется в виду распространение привычного ролевого (профессионального) поведения, либо взаимодействия человека, – на непрофессиональные сферы. [19, с.55]

Интересно отметить, что не только деятельность накладывает отпечаток на личность, но и личность вносит свои черты в деятельность. При этом А. И. Китов замечает три направления влияния деятельности на личность:

1. совершенствуются механизмы психического отражения;

2. деятельность «оседает» в психике как система знаний;


3. деятельность переносит во внутренний мир личности свои аспекты, а том числе идеологические. [2, с.13]

Проанализировав существующие в отечественной литературе представления о профессиональной деформации личности, мы условно разделили их и выделили следующие теории механизмов формирования данного явления. Адаптационная теория, которой придерживаются Т. А. Жалагина и В. П. Подвойский. Они утверждают, что профессиональная деформация личности развивается в процессе адаптации к профессиональной деятельности. В качестве базового механизма возникновения и развития профессиональной деформации личности выступает негативное изменение психологического опыта. Ролевая теория. [11, с.96] Р. М. Грановская и А. П. Свенцицкий считают, что профессиональная деформация личности является результатом перенесения профессиональной роли в обыденную жизнь, когда стереотипы действий и отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки стереотипа. [12, с.48] Наиболее тщательно теория нормативного описания деятельности отражена в работе С. П. Безносова, который объясняет механизм формирования профессиональной деформации личности конфликтом между субъектом и личностью как компонентами единой структуры индивидуальности, при ошибочном переносе норм деятельности, являющимися регулятором активности, в непрофессиональную жизнь. [3, с.68] А. К. Маркова считает, что деформация развивается в том случае, когда единственный возможный путь реализации — профессиональный, но при условии неудач в профессиональной деятельности. Теория деформированных потребностей, в которой профессиональная деформация личности изначально рассматривается как отклонение. [19, с.111] Б. Д. Новиков утверждает, что психологическая организация профессиональной деформации личности имеет корни еще в детстве человека, то есть деформация существует еще до начала профессиональной деятельности, условия и требования которой являются провоцирующим фактором для ее дальнейшего углубления. Нарушения в выполнении профессиональных обязанностей могут проявляться в выпадении отдельных звеньев этой деятельности: например, когда специалист не использует имеющиеся в его распоряжении средства в силу психической усталости или утраты трудовых умений и навыков [11, с.15].Деформации и отклонения личности в условиях трудовой деятельности могут быть связаны с условиями труда, если у человека ослабевают или угасают некоторые необходимые позитивные психические качества (уменьшение эмпатии и сопереживания). Деформация профессионального общения предопределяет сужение круга общения, неумение устанавливать контакты с коллегами, а значит, «срабатываться», несовместимость и конфликтность в коллективе сотрудников. При крайней степени профессиональной деформации, которую принято квалифицировать как профессиональную деградацию, личность, пережившая изменения нравственных ценностных ориентиров, становится профессионально несостоятельной. Те случаи, когда эти нарушения распространяются на нервно-соматическую сферу, определяют как профессиональные неврозы и профессиональные заболевания. Следовательно, любые отклонения в профессиональном развитии должны рассматриваться как шаг не только к депрофессионализации, но и к десоциализации, означая выпадение человека из профессионального и в итоге из социального контекста [14, с.255]. Большой вклад, наряду с отечественными психологами и психиатрами, в исследование проблемы профессиональной деформации внесли и зарубежные представители данных профессий. Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») -- специфический вид Профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Х. Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание» [18, с.35]. Психолог Х. Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно — неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся [18, с.56]. Махер пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии. Синдром эмоционального выгорания проявляется в: а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); в) негативном самовосприятии в профессиональном плане -- недостаток чувства профессионального мастерства. Таким образом, можно констатировать: многолетнее выполнение одной и той же деятельности устоявшимися способами ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов. Деформации обусловлены также тем, что у каждого человека есть предел развития уровня образования и профессионализма. Он зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик. Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой и отсутствием моральных стимулов. Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. [20, с.103-105]


Влияет ли работа, которую выполняет профессионал на его личность, на его сознание, на сам процесс выполнения? Вопрос влияния профессиональной деятельности на субъект труда рассматривалась еще философами античности. Больше внимания этой проблеме стали уделять в конце ХIX в. Вероятно, это также связано с развитием и обособлением психологии как науки, повышенным вниманием к личности и ее сознанию. В начале ХХ в. социолог Питирим Сорокин для обозначения данного явления ввел в научный оборот специальное выражение «профессиональная деформация». Сегодня под профессиональными изменениями понимаются деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на ее продуктивность, искажают личностные качества, способствуют накоплению отрицательных признаков. [19, с.188]

В самом термине «деформация» заключается, что происходят изменения той структуры, которая уже существовала ранее, а не формирование новой личности и ее особенностей в процессе развития. То есть здесь обсуждаются феномены изменений сложившихся структурно-функциональных особенностей психики, личности, возникающих как следствие длительного профессионального функционирования. Другими словами, профессиональные деформации могут быть поняты как результат фиксации (сохранения) измененных под влиянием трудовой деятельности ранее сложившихся (в той части жизни, которая предшествовала освоению профессии и профессиональной деятельности) функциональных подвижных органов, средств организации поведения человека. [19, с.119] Речь идет о деформации установок, динамических стереотипов, стратегий мышления и когнитивных схем, навыков, знаний и опыта, профессионально ориентированных смысловых структур профессионала. Но в таком широком понимании профессиональные деформации - явление естественное, нормальное, повсеместное и широко распространенное, а острота его проявлений зависит от глубины профессиональной специализации, от степени специфичности трудовых задач, используемых предметов, орудий и условий труда (у работников, находящихся по возрасту в первой половине периода зрелости). На эти, нормальные по сути явления, сопровождающие профессиональное развитие в его восходящей, прогрессивной линии, во втором периоде зрелости могут накладываться возрастные ограничения, усиливающие необходимость в избирательности форм активности, компенсаторных проявлениях и других описанных выше формах приспособительного поведения. [22, с.78]