Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяют также виды профессиональных деформаций субъекта труда.

По предложенной Роговым классификации отмечают: общепрофессиональные деформации. То есть те качественные изменения, которым подвержены все субъекты деятельности вне зависимости каких бы то ни было факторов. [23, с.38] Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. Чем больше степень специализации предмета и средства труда, тем в большей мере проявляются такие черты, как дилетантство «новенького» и профессиональная бедность инструментария человека, погруженного только в профессию. Представители «социального» типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технической сферы труда. Также он отмечает, что даже в рамках одной профессии, например, педагога можно выделить типичных «математиков», «физкультурников». [23, с.58] Не секрет, что и в профессии психолога можно выделить типичных «гештальтистов», «аналитиков», «коучей».

2.Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности (так в среде педагогов выделяются педагоги-организаторы и педагоги-предметники, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности).

3.Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, педагоги начальной школы в своей деятельности выступают в роли организатора, руководителя, наделенного властными полномочиями по отношению к маленьким детям, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди педагогов начальной школы нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие педагоги оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности. [23, с.62]

Зеер Э.Ф. выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформации. Первый уровень – это общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель). Второй уровень – это специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации. [14, с.58] Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность. Третий уровень профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:


а) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

б) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм).

в) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность).

Также выделяется четвертый уровень - индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например, сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и др. [14, с.63]

Е.Ф. Зеер отметил, что исследования сферы преподавания, привели к выделению таких изменений у учителей: усиление авторитарности, нежелание менять мнение, догматизм, консерватизм, социальное лицемерие. [14, с.70]

Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет) выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста, материальной заинтересованности и снижение статуса социального престижа. Это подтверждают исследования, так как работники государственно-административного аппарата больше подвержены профессиональному выгоранию, чем сотрудники сферы бизнеса. [15, с.21] Это связано с тем, что во второй сфере требуется применение творческого потенциала человека, постоянное пополнение его знаний и умений, что приведет к увеличению материального достатка. Так же это относится и к профессии психотерапевта. Как отмечают исследователи повышение материального вознаграждения снимает нежелание работать с особо трудными клиентами.

Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии важные качества в противоположную сторону. Это способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей, к «антирезультату». Некоторые исследователи предлагают обозначать личностные изменения в следствии профессиональной деятельности как обусловленные акцентуации личности. Они проявляются в разной степени и характерны для большинства работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней продолжительное время. [24, с.138]


Разные исследователи оказываются единодушны в понимании того, что в одних профессиях велик риск профессиональной деформации, а в других он меньше, а также в том, что характер и динамика профессиональной деформации зависит от индивидуально-психологических и личностных свойств самого человека.

Для того, чтобы стать профессионалом, человеку необходимо задействовать весь арсенал своих средств и способностей. Это не проходит бесследно, происходит формирование его субъектных и личностных качеств. [28, с.258]

В научной литературе отмечается, что одно из важнейших качеств – это установки личности. Именно они влияют на то, как человек будет относиться к своей работе, как будет вести себя и относиться к чему-либо. В процессе выполнения работы изменение установок и будет являться личностной деформацией. Таким образом, если даже человек ответственно относится к своей работе, считает, что выполняет нужную и полезную работу, при негативном отношении со стороны общества, он может начать отрицательно относится к организации и к своей работе. [29, с.65]

Важно понять, как происходит формирование личностных качество профессионала и каким образом они меняются при продолжительном выполнении одной и той же работы.

Традиционно в психологии труда рассматривают развитие профессионально важных качеств, которые определяют успешность труда, его производительность и т.п. Но спецификой собственно психологического подхода является перенесение акцента на проблему развития самой личности человека-работника. [28, с.125] Поэтому рассмотрение ценностно-смысловых, личностных аспектов развивающегося субъекта труда становится достаточно перспективным направлением. При этом важно понять, как происходит формирование ценностно-нравственной, смысловой, личностной структуры его профессионального сознания.

Существующие виды профессионального труда часто актуализируют одни стороны личности и ее психики, в то время как другие оказываются невостребованными. Тем самым, возникают предпосылки формирования предпочтительно развиваемых ущербных качеств субъекта труда (акцентуации). Они проявляются в разной степени и характерны для большинства работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней длительное время. Описывая изменения личности при профессиональном становлении, Э. Ф. Зеер подчеркивает: «Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала — не только совершенствование, но и разрушение, деструкция» [14, с. 229]. Одной из самых частых причин профессиональной деформации является специфика деятельности и ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и узкая специализация профессионалов [5 с.135]. Наиболее интересны, на наш взгляд, причины, детерминированные объектом труда. По мнению С. П. Безносова «для того чтобы точно воздействовать на объект, необходимо хорошо, полно и точно знать не только общие и особенные свойства, но и единичные, максимально конкретные особенности именно данного экземпляра. Любой процесс вхождения в образ другого не проходит бесследно. Долгое, частое пребывание в чужой роли может приводить к потере собственного «Я» и к срастанию с чужой маской». Автор также доказывает, что очень важным моментом в возникновении профессиональных деформаций личности является «одушевленность — неодушевленность» объекта профессиональной деятельности [3, с. 42]. С. П. Безносов считает, что психологическим механизмом профессиональной деформации выступает процесс конфликта или борьбы между личностью и субъектом как компонентами единой структуры индивидуальности по поводу соотнесения норм применительно к особенностям конкретной ситуации. Ошибочные действия этого механизма проявляются в неадекватном переносе норм деятельности как регуляторов активности профессионала в подпространство «жизни его личности» — сферу личностного быта, поведения, делового общения с представителями других профессий. [3, с.68]


Р. М. Грановская пишет: «Профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его облик. Ежедневное решение на протяжении многих лет типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стили общения». [9, с.104] И далее: «Осуществление той или иной социальной или профессиональной роли, особенно если она лично значима для человека и выполняется им продолжительное время, оказывает значительное влияние на такие элементы структуры его личности, как установки, ценностные ориентации, мотивы деятельности, отношение к другим людям. Таким образом, личность в некоторой степени характеризуется системой усвоенных ролей. Например, каждая профессия накладывает специфический отпечаток на психический облик человека» [9, с. 405].

Таким образом, можно констатировать, что профессиональная деятельность оказывает формирующие влияние на личность, приводя порой к изменениям в структуре самой личности. Очевидна взаимная обусловленность личности и характеристик деятельности. Поскольку личность формируется и развивается в деятельности, то в определенном смысле можно говорить о личности как следствии особенностей деятельности. С другой стороны, характеристики личности оказывают влияние на особенности реализации той или иной деятельности. При этом деформации трудового поведения могут рассматриваться в качестве внешнего проявления внутренних деформаций личности.

Р. М. Грановская считает, что профессиональная деформация проявляется в стереотипных действиях. Вначале выработанные стереотипы ускоряют и повышают эффективность работы, но когда они начинают доминировать, восприятие ситуации становится упрощенным, а уверенность в непогрешимости используемых методов – излишней, что понижает аналитические способности, гибкость мышления и умение взглянуть на ситуацию с другой позиции [9, с. 410].

Профессиональные стереотипы могут восприниматься как высокий уровень мастерства, т.е. проявление не только знаний, но и вполне автоматизированных умений и навыков, управляемых подсознательными установками и уже не загружающих сознание. Профессиональные стереотипы развиваются, как правило, из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. [13, с.57] Однако если слишком большая доля поведения строится на таких стереотипных действиях или указанные специфические установки начинают распространяться на внепрофессиональную среду, то это неблагоприятно влияет и на работу, и на общение человека, в том числе в быту.


У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек оказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным. [11, с.64]

Б. Д. Новиков пишет о ценностных установках личности как факторе развития профессиональной деформации личности. Формирование профессиональной деформации личности начинается еще в детстве, в определенные периоды жизни человека как отрицательные социально-психологические новообразования. Постепенно они углубляются, становятся устойчивыми, ригидными, стержневыми для личности и затем в профессиональной деятельности избирательно реагируют на отрицательные социальные воздействия. Он говорит о том, что нарушение иерархии ценностей личности ведет к замедлению и остановке личностного и, следовательно, профессионального роста [12, с.201]. У людей, которые проявляют склонность к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным. Эти люди оказываются все более закрытыми для новых знаний. Мировоззрение у таких людей ограничивается ценностями, установками и стереотипами круга профессии, оно становится узко профессионально ориентированным. [21, с.117]

Личностные деформации личностно-смысловой сферы, носящие деструктивный характер, могут выступать в качестве специфического механизма психологической защиты личности от травмирующих переживаний. Деструкции проявляются в искажении реальности, обесценивании значимости происходящего, неадекватной профессиональной Я-концепции, циничном отношении к миру, переносе ответственности или ее субъективном непринятии, «уплощении» смысла и сведении его к ситуативным целям, сужении жизненных смыслов до уровня профессиональных, центрировании на сиюминутных выгодах. А. Маслоу обозначал личностные деформации как метапатологии, которые, в свою очередь, являются причиной нарушений смысловой регуляции деятельности и ведут к «снижению человечности». [28, с.68]

Таким образом, каждая профессия отмечает личность определенными чертами. Профессиональные деформации неизбежны. Их причинами являются: специализация труда, специфика деятельности, период времени нахождения в профессии. Выделяют виды профессиональной деформации: общепрофессиональные, типичные и индивидуальные. Каждый из видов профессионально-личностных искажений следует рассматривать обособленно, для определения методов профилактических мероприятий. Выделяют признаки профессиональных изменений, особо важным из которых считается, когда личность переносит черты, которые помогают ему в профессии на личную сферу. Выйдя из профессиональной роли человек уже не является субъектом труда, но продолжает применять и в жизни сложившиеся стереотипы поведения и мышления, что приводит к конфликтах межличностного характера.