Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психолог - это своего рода "сапожник без сапог": он помогает другим, но часто не в силах помочь самому себе. Профессиональная деформация психологов может выражаться в стремлении копаться в чужих проблемах (чаще надуманных) и заваливать человека советами, или же в стремлении манипулировать другими людьми, ведь психолог лучше других знаком с механизмами манипуляции и часто пытается подтвердить теорию на практике. [10, с.115].

А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие последствия профессиональных деформаций: отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии); несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.; упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом; ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде; рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития; ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных способностей, снижение работоспособности и т. д.); утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом; отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми, деформация профессионального сознания и др.); прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности. [20, с.86]. Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации.

Как отмечалось ранее изучение проблемы профессионально-личностной деформации субъекта труда носит важное практического значение. В этом случае можно привести аналогию с круговоротом в природе, только в данном случае в профессии. В случае негативных профессиональных и личностных изменениях человека в результате трудовой деятельности, последствия касаются объекта труда. Если это неодушевленный объект, то снижается качество работы над ним. Если одушевленный объект – заказчик, то снижается качество работы с ним. Следовательно, снижается заинтересованность покупателей, падают материальные доходы руководителей предприятия, что приводит к вынужденным мерам в виде оптимизации кадров, например. И это снова приводит нас к субъекту труда и его личностным изменениям. [18, с.135].


Э.Ф. Зеер обозначает возможные пути профессиональной реабилитации, позволяющие в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкций: [15, с.118].

    • повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;
    • диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;
    • прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах;
    • рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;
    • профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;
    • овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;
    • повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизны работы).

Также к этим пунктам можно добавить: необходимость осознать сколько задач способен выполнить сотрудник; оптимизация и структурирование времени, в том числе выделять время на отдых; снимать профессиональную роль, когда заканчивается трудовой день. Для того, чтобы снизить темп развития профессиональной деформации, личности важно уметь отделять себя от той роли, которую она берет на себя на работе.

В данной главе мы рассмотрели факторы, которые являются важными элементами в процессе появления негативных профессионально-личностных изменений. Необходимость их рассмотрения состояла в том, чтобы на основе изученного, определить наиболее адекватные способы профилактики или преодоления негативных искажений личности. Основными факторами развития профессиональных негативных искажений являются: неудовлетворенность материальным поощрением, снижение статуса, престижа специальности, ухудшение социально-экономических условий жизнедеятельности, возрастные психофизиологические изменения, полная поглощенность только профессиональной деятельностью. Возможные реабилитационные методы: диагностика различных направлений, профилактика, рефлексия, тренинги и другие.

Заключение

Профессиональная деформация личности - изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Вследствие неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Стоит отметить, что это довольно обширное явление, которое захватывает все стороны жизни и деятельности личности. Не всегда профессиональная деформация имеет исключительно отрицательно влияние, существуют и положительные стороны этого явления, которые можно и нужно использовать.


В проблеме профессиональной деформации выделяют две стороны — деятельностную и личностной, позволяет не относиться к рассматриваемому явлению как к некоторому фатальному результату. Выявление деформации личности (как диагноз) во многих случаях означает, что на личность ставится некоторое клеймо, отнюдь не способствующее исправлению сложившегося положения. Выявление же в трудовом поведении, сопровождающем деятельность, деструктивных элементов и связей позволяет предложить систему воздействий, направленных на исправление деформированного поведения и оптимизацию профессиональной деятельности.

Следовательно, сам труд предполагает развитие определенных черт, навыков, знаний. Личность актуализирует черты необходимые в профессии. На вредных производствах изменениям подвержена физическая составляющая человека. Исследователями отмечается, что и личностная сфера подвержена изменениям, которые могут носить отрицательный характер, что и будет являться деформацией. В процессе длительного выполнения профессионального труда изменениям подвергаются все уровни человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Проявляться же эти изменения будут в разнообразных ситуациях: в поведении, в деятельности, а также в общении. Изменяться могут и сами результаты труда, снижаться его качество и эффективность работы.

Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, военные, руководители, депутаты, чиновники, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи.[11, с.46]

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Необходимо осваивать техники управления сознанием, развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, укреплять силу воли, а главное, не зацикливаться на стереотипах, стандартах, шаблонах и действовать по ситуации, в реальном времени, исходя из непосредственных условий.

В целях снижения негативного влияния профессии необходимо принимать ряд мер. [2, с.35] В первую очередь это постоянный самоконтроль и соответствующая работа над собой, необходимо научиться разделять профессиональную сферу жизни и не профессиональную. Во-вторых, нивелировать влияние профессии может помочь профессиональная психологическая (при необходимости и психо-коррекционная) помощь. Особенно важно проводить такую работу в организациях, где существуют особенные условия для профессиональных деформаций (например, правоохранительные органы).


Список литературы:

  1. Анциферова Л. И. Условия деформации личности [Текст] // Л. И. Анциферова // Новые исследования. — М.: Наука, 1998. — С. 32–38.
  2. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности: подходы, концепции, методы. [Текст]: Автореф. дисс…докт. псих. наук / С.П.  Безносов. – СПб, 1997. – 42 с.
  3. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. 400 с.
  5. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] // В. В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. — 105 с.
  6. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 258 с.
  7. Выготский Л.С. Собрание соч. В 6 т. - М.:Наука,1981-1984. – 257 с.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. 320 с
  9. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — 6-е. — СПб.: Речь, 2010. — 560 с.
  10. Григорьева, М.В. Психология труда: Конспект лекций [Текст]: / М.В. Григорьева. – М.: Высшее образование, 2006. - 192 с.
  11. Гришина Н. В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы [Текст] // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд–во СПб. ун–та, 1997. С.143–156.
  12. Дружилов С. А. Психология профессионализма. — Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2011—296 с.
  13. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. — 2004. — № 3. — С. 56-62.
  14. Зеер, Э.Ф. Психология профессий/ Э.Ф. Зеер. - М.: Акад. Проект, 2003. - 336 с.
  15. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития/ Э.Ф. Зеер. - М.: Акад. Проект, 2004. - 240 с.
  16. Иванов С. М. Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 19-22.
  17. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  18. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 400 с.
  19. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебник/ Е.А. Климов. - М.: Юнити, 1998. - 350 с.
  20. Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 312 с.
  21. Носкова, О.Г. Психология труда: учеб.пособие/ О.Г. Носкова, под ред. Е.А. Климова. - М.: Академия, 2004. - 384 с.
  22. Пуховский, Н.Н. Терапия ментальных расстройств или другая психиатрия: учеб.пособие/ Н.Н. Пуховский. - М.: Акад. Проект, 2003. - 233 с.
  23. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2003. - 336 с.
  24. Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности / научный редактор А.А.Греков. — монография. — Ростов-на-Дону: Ростовского педагогического университета, 1994. — С. 161—162. — 240 с.
  25. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. М.: "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с.
  26. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. 448 с.
  27. Психология зависимости [Текст]: Хрестоматия/ Сост. Сельченок К.В. - Минск: Харвест, 2004. –566 с.
  28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
  29. Толочек В.А. психология труда: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2017. – 480 с.: ил.
  30. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Вече, 1999. - 672с.
  31. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000. 416 с.