Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 3 Профессиональные деструкции: факторы развития и профилактика

3.1. Профессиональные деструкции и факторы развития

В процессе овладения профессией выделяется несколько ступеней, начиная от фазы новичка и заканчивая – мастером, профессионалом, передающим свои знания и опыт. Но в этом процессе выделяют также кризисы. Зеер выделяет факторы кризисов профессионального становления: сверхактивность в работе, которая является показателем неудовлетворенности своим положение, статусом, престижем своей работы; социально-экономические условия жизнедеятельности (сокращение персонала, оптимизация рабочего процесса, закрытие организации, смена места проживания); возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром "эмоционального выгорания"); вступление в новую должность (а также - участие в конкурсах на замещение, в аттестациях, конкурсах на уровень профессионализма и др.); полная поглощенность только деятельностью в профессии. [14, с.39] Примеры можно найти в известной книге Барбары Киллинджер "Трудоголики, респектабельные наркоманы". При этом, вопреки распространенному мнению, сами "трудоголики" характеризуются как: специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях. [27, с.65]

Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности. Что также является предметом для изучения в рамках профессионально-личностных деформациях. Изучая данный вопрос в научной литературе отмечается, что изменяется не только личность, но и способ деятельности. В общем под этим комплексом изменений понимают профессиональные деструкции.

В первом приближении можно говорить о профессиональных деструкциях как крайней форме выражения профессиональных деформаций. Но дифференциация (различение) понятий «профессиональные деформации» и «профессиональные деструкции» — не в степени нарастания негативных проявлений. Здесь действуют разные психологические механизмы. [17, с.45]


При профессиональных деформациях происходят искажения, — структуры деятельности или свойств личности профессионала.

А при профессиональных деструкциях происходит разрушение (либо деструктивное построение) — структуры выполняемой деятельности (изменение её направленности на иные цели и результаты) или личности (её ориентация на противоположные ценности — трудовые и жизненные) профессионала.

При рассмотрении профессиональной деформации деятельности будем опираться на психологическую макроструктуру деятельности «цель → мотив → способ → результат», предложенную К. К. Платоновым [3, с. 151]. Г. В. Суходольский ввел понятия полезного и вредного результата. Полезен результат, удовлетворяющий общественную или личную потребность. Вреден результат, препятствующий удовлетворению потребности либо гипертрофирующий ее удовлетворение. Полезный результат насыщает, а вредный – отвращает субъекта деятельности. Вредный результат лаконично называют также «антирезультатом» [3, с.48].

С. П. Безносов выделяет следующие варианты проявления профессиональной деформации [3, с. 89]: а) человек правильно понимает и стремится выполнять предписанные нормы деятельности, но не имеет нужных способностей, следствием чего может явиться неэффективная деятельность, вред окружающим, разочарование в себе; б) человек имеет нужные профессиональные способности, но не знает, не понимает, не принимает некоторые нормы своей деятельности, либо осознанно переносит их в другую зону деятельности; в) человек, имеющий нужные способности, переносит их другую зону деятельности, например, криминальную.

По мнению исследователя, «если варианты А и Б свидетельствуют о плохом выполнении своих профессиональных обязанностей, то вариант В – о профессиональной деформации личности, что и проявляется в трудовом поведении» [3, с. 21]. Выражая согласие с интерпретацией автором первых двух вариантов, тем не менее считаем необходимость выразить и аргументировать свое отношение к третьему варианту, который мы относим не к профессиональным деструкциям, связанным извращенной системой трудовых и жизненных ценностей человека-деятеля.

Исходя из вышесказанного, профессионально-деструктивную деятельность можно рассматривать как деятельность, направленную на получение вредного результата («антирезультата») – по терминологии Г. В. Суходольского [9, с.125]. Здесь мы сталкиваемся не с профессиональной некомпетентностью и непрофессионализмом человека, а с проявлением «антипрофессионализма». 


В нынешней реальности антипрофессионализм встречается чаще, чем хотелось бы. С приходом рынка уходит в прошлое «советский» продавец, ориентированный не на удовлетворение потребностей покупателей, а на создание дефицита, очередей, и на этой основе получение возможности самоутверждения.

В то же время нельзя не заметить, что легализация рыночных отношений в экономике сопровождалась легализацией «рыночных ориентаций» личности (по Э. Фромму). [8, с.68] У личности с «рыночной ориентацией» этика профессионала (как нравственная норма) подменяется этикой прагматизма. Это значит, что в условиях нравственно-психологического конфликта (конкурирования) между ценностями профессиональной морали и ценностями выгоды предпочтение отдается последним, т.е. побеждают деструктивные ценности. Как результат – появление множества примеров «антипрофессионализма». Это и нынешний чиновник, мобилизующий весь свой профессионализм на служение собственной выгоде, а не общественному благу. Это и работник прокуратуры или следственных органов, в корыстных целях оказывающий помощь преступным элементам. Это и работник ГАИ (ГИБДД), весь арсенал своих внутренних и внешних средств профессиональной деятельности направляющий не на повышение безопасности дорожного движения, а на поимку нарушителей, часто им же спровоцированных. Это и врач, целью которого порой становится не излечение пациента, а своеобразный «бизнес» по распространению дорогостоящих пищевых добавок под видом лечения (или «профессионально торгует органами человеческого тела» о которой качестве примера, пишет С. П. Безносов в рассматриваемом выше варианте В [3, с. 21]). Это и учитель, если его ценностью является не личностное развитие и повышение социальной компетентности учеников, а самоутверждение за счет них, вымогательство денег у родителей и т.д.

Социальная опасность такой профессиональной деформации учителя тем более велика, потому что профессионально деформированные педагоги школы и вуза (как показал в своем исследовании С. П. Пронин) воспроизводят себе подобных «деформированных выпускников» [12, с.124].

Е.Ф. Зеер отмечает: «Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности" [15, с.203].

А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций: отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами; несформированность профессиональной деятельности (работник как бы "застревает" в своем развитии); дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты; низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация; рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания); свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления; искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности; появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции - особенно в профессиях с выраженной властью и известностью); прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности. [20, с.124].


Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.        

В научных исследованиях выделяют факторы развития психологических деструкций. К первой группе факторов относят: объективные, связанные с престижем и статусом профессии в обществе, а также профессиональная среда; субъективные, к которым относится характер взаимоотношений личности в профессиональной сфере, объективно-субъективные, которые складываются в процессе деятельности организации. [21, с.115]. Вторая группа психологических детерминант: неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (либо несоответствующие реальности, либо имеющие негативную направленность); завышенные ожидания, особенно в момент вхождения в профессию. [12, с.118].Это можно рассматриваться, как часть мыслей о всемогуществе, которое описывал З.Фрейд. Молодой специалист максималист, уверенный, что знает и умеет многое и еще не предвидит трудностей овладения новой профессией. Когда же встречаются неудачи, то начинается поиск радикальных методов работы. К этой же группе относится образование стереотипов профессионального поведения; с одной стороны, стереотипы придают работе стабильность, помогают в формировании индивидуального стиля труда, но, с другой стороны, они мешают адекватно действовать в нестандартных ситуациях, которых достаточно в любой работе; разные формы психологических защит, позволяющих человеку снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность - это: рационализации, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение; эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния (синдром "эмоционального сгорания"); на стадии профессионализации (особенно - для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития; снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными (невостребованные способности быстро угасают); индивидуальный "предел" развития работника, который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; причинами образования предела может быть неудовлетворенность профессией; акцентуации характера (профессиональные акцентуации - это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности); старение работника. [19, с.135]. Виды старения: психобиологическое (интеллектуальные процессы замедляются, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении); нравственно-этическое старение (навязчивое морализирование, скептическое отношение к молодежи и всему новому, преувеличение заслуг своего поколения); профессиональное старение (невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к изменяющимся условиям, снижение темпа выполнения профессиональных функций). [22, с.24].


Таким образом, основными факторами развития профессиональных негативных искажений являются: неудовлетворенность материальным поощрением, снижение статуса, престижа специальности, ухудшение социально-экономических условий жизнедеятельности, возрастные психофизиологические изменения, полная поглощенность только профессиональной деятельностью.

3.2. Профилактика профессиональных деструкций

Проявления профессиональной деформации имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, взаимодействии с объектом деятельности, во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем, а также и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике[7, с. 69]. Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов[10, с.110]. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

Профессия бухгалтера стала синонимом дотошности и занудства. Профессиональная деформация бухгалтеров проявляется в постоянном стремлении к порядку, четком планировании всего и вся, педантизме, нелюбви к переменам. В семейной жизни это выражается в тяге к поддержанию чистоты и порядка. Такая дотошность может иногда раздражать, зато семейный бюджет всегда будет в полном порядке. [10, с.114].

Журналисты часто излишне любопытны. Также эта профессия подразумевает работу с огромным количеством информации, поэтому профессиональная деформация журналистов иногда выражается в поверхностности - они просто не привыкли "копать глубоко". Некоторые журналисты со стажем любят привлекать к себе внимание, много и долго рассказывать, а при общении "перетягивают одеяло на себя", не давая собеседнику и двух слов вставить.