Файл: Субъекты малого предпринимательства (Поддержка малого предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важную роль в активизации деятельности и повышении роли малого бизнеса в экономической жизни страны играют меры по обеспечению и расширению доступа субъектам малого бизнеса к закупкам для государственных и муниципальных нужд, а также к закупкам товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Так, согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок[26]. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг»[27], для крупнейших заказчиков, осуществляющих закупки на основании Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ[28], годовой объем закупок у субъектов МСП устанавливается в размере не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных с субъектами МСП по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, должен составлять не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок.

Также государством реализуются меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства[29], прежде всего, за счет предоставления грантов и субсидий субъектам Российской Федерации для реализации ими различных региональных и муниципальных программ по поддержке приоритетных направлений развития малого предпринимательства.

§ 2. Меры поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Татарстан

Республика Татарстан традиционно является одним из флагманов реализации большинства инновационных проектов, что позволяет ей привлекать значительные объемы финансовых ресурсов, в том числе предназначенных для поддержки субъектов малого предпринимательства.


Например, в Республике Татарстан утверждена и реализуется программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014 - 2017 годы», которая является составной частью Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы» [30]. Целью программы является создание условий для эффективного функционирования и развития малого и среднего предпринимательства как важнейшего компонента формирования инновационной экономики, а также увеличение его вклада в решение задач социально-экономического развития Республики Татарстан.

В рамках программы решаются такие задачи, как:

  1. Содействие технологическому перевооружению производства и повышению производительности труда субъектов малого предпринимательства в промышленности, а также создание условий для устойчивого развития малых форм хозяйствования в сельской местности;
  2. Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого предпринимательства;
  3. Создание новых форм и развитие имеющейся инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  4. Повышение качества оказания государственных услуг субъектам малого предпринимательства, научно-методическое, нормативно-правовое и консультационное обеспечение субъектов малого предпринимательства;
  5. Вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность;
  6. Развитие внешнеэкономических связей, создание условий для продвижения продукции, производимой субъектами малого предпринимательства, на региональные и зарубежные рынки.

Аналогичные программы с похожими целями и задачами, но с адаптацией под индивидуальные социально-экономические условия создаются и претворяются в жизнь муниципальными образованиями республики.

Также на протяжении нескольких лет субъектам малого предпринимательства успешно предоставляется государственная поддержка в форме субсидии[31] (далее - субсидия) в рамках реализации следующих мероприятий:

    1. развитие лизинга оборудования: субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса (аванса) по договору лизинга оборудования ("ЛИЗИНГ-ГРАНТ");
    2. субсидирование затрат, связанных с приобретением оборудования;
    3. субсидирование затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях.

Указанные мероприятия позволили реализовать десятки проектов предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере сельского хозяйства, производства различной направленности, переработки вторсырья, а также пассажирских и грузовых автомобильных перевозок.

Отдельно следует отметить, что в Республике Татарстан создана и продолжает развиваться и совершенствоваться инфраструктура поддержки малого предпринимательства[32], которая включает в себя в том числе такие институты, как:

  • Центр поддержки предпринимательства Республики Татарстан, осуществляющий финансовое, маркетинговое, патентно-лицензионное, юридическое и информационное сопровождение деятельности малого бизнеса;
  • Гарантийный фонд Республики Татарстан, основной задачей которого является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, банковским гарантиям) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки предпринимательства;
  • Центр поддержки экспорта Республики Татарстан, основной задачей которого является содействие в расширении внешнеэкономического сотрудничества субъектов малого предпринимательства республики;
  • Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан, основной целью деятельности которого является обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов для реализации проектов в таких приоритетных отраслях, как сельское хозяйство, строительство, производство и переработка (в том числе обеспечивающее импортозамещение), услуги, инновации и деятельность, направленные на развитие науки и техники;
  • 4 бизнес-инкубатора, осуществляющих поддержку малого предпринимательства на ранних стадиях развития за счет предоставления на льготных условиях производственных и офисных помещений, осуществления консультационных, маркетинговых, рекламных и образовательных услуг;
  • Камский центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, целью которого является создание условий для эффективного взаимодействия производственных предприятий, учреждений образования и науки, некоммерческих и коммерческих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития отраслевых кластеров, обеспечение реализации совместных (кластерных) проектов. На сегодняшний день оказывается государственная поддержка предприятиям, входящим в состав машиностроительного, пищевого, строительного, мебельного, ИТ кластера, кластера производителей полимерных изделий, строительных технологий и материалов, аквабиотехнологий.

Большое внимание руководство республики уделяет поддержке предпринимателей, осуществляющих деятельность в стратегической для каждого государства в целом и региона в частности отрасли – сельском хозяйстве.

Малое предпринимательство в сельском хозяйстве, как составная часть всей системы малого предпринимательства в экономике, имеет свою специфику и особенности. Во-первых, это обусловлено самой спецификой сельского хозяйства по отношению к другим отраслям, а именно: сезонным характером получения продукции при постоянном спросе на продовольствие в течение года, что проявляется в нерегулярности получения выручки и её зависимости от цикла производства, значительном углублении отраслевой, внутрихозяйственной и региональной специализации производства, необходимостью комплексного подхода к производству, переработке, транспортировке, сохранению качества, особенно скоропортящейся продукции, а также зависимости результатов деятельности от погодных условий.[33]

Учитывая сложные для ведения сельского хозяйства в средней полосе погодные условия, обусловливающие высокую себестоимость готовой продукции, а также тенденцию оттока сельского населения в города, в том числе из-за отсутствия работы и бытовой неустроенности, важность оказания государственной поддержки фермерским хозяйствам приобретает первостепенное значение.

В 2013 году в г. Казани был запущен в эксплуатацию Агропромышленный парк, основным назначением которого является создание условий для республиканских сельхозпроизводителей на базе многофункционального технологического комплекса, позволяющего перерабатывать, хранить и реализовывать произведенную продукцию.

Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 февраля 2017 года № 77[34] и 78[35] «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2017 году». Предусмотрено 16 мер поддержки с софинансированием из федерального бюджета и 27 республиканских в виде субсидий и грантов. Из них 9 мер поддержки предусмотрено на малые формы хозяйствования - личные подсобные хозяйства, фермеры, сельскохозяйственные потребительские кооперативы. С 1 января 2017 года выделение кредитов сельхозтоваропроизводителям производится банковскими учреждениями напрямую по льготной ставке не более 5% годовых, минуя сложный, трудоемкий и затратный по времени механизм субсидирования. Не менее 20 процентов общего объема льготных кредитов отводится для малых форм хозяйствования - (крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, сельскохозяйственные потребительские кооперативы). В общей сложности в 2017 году Минсельхоз РТ выделит на поддержку фермерских хозяйств почти один миллиард рублей, из них 140 миллионов рублей – это гранты начинающим фермерам.[36]


По словам заместителя министра сельского хозяйства Татарстана Назипа Хазипова, «на сегодняшний день республика занимает первое место по производству молока в России и четвертое место по мясу на убой. Неписаный закон нашего министерства — первыми помощь получают фермеры, а потом уже крупные инвесторы. Это не достижение, это правило».[37]

Подводя итог сказанному в данной главе, можно отметить, что в настоящее время в России реализуется целый комплекс мероприятий, направленный на стимулирование развития малого предпринимательства. В него входят как меры прямого воздействия – льготное финансирование, субсидирование, дотации, гранты из федерального и регионального бюджета, так и косвенного – предоставление налоговых преимуществ, снижение административных барьеров и упрощение бюрократических процедур, расширение доступа к государственным и корпоративным закупкам, создание инфраструктуры поддержки предпринимателей, обеспечение правовой защиты.

Глава 3. Основные проблемы малого предпринимательства

Реализация государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развития малого бизнеса, требует создание правовой, финансовой и институциональной среды, эффективное функционирование которой предполагает постоянное взаимодействие и координацию деятельности всех ее элементов при минимальном дублировании функций, а также ориентацию как на общие цели социально-экономической политики государства, так и на интересы субъектов малого бизнеса[38].

Несмотря на попытки государства в последние годы обеспечить для предпринимателей комфортные и удобные условия ведения бизнеса, остается достаточно много проблем и слабых мест, связанных как с несовершенством нормативно-правовой базы, так и с особенностями российской экономики и менталитета.

Проблемы, которые более всего волнуют предпринимателей, можно разделить на 4 группы:

  • общие проблемы;
  • проблемы на стадии организации малого предприятия;
  • проблемы на стадии старта деятельности;
  • проблемы на стадии становления и развития предприятия.

К общим проблемам можно отнести:

  1. Нестабильность законодательства.

Существует огромное количество нормативно-правовых актов, регулирующих как общие для всех предпринимателей вопросы осуществления деятельности (регистрация фирм и предпринимателей, сдача отчетности, ведение кассовых операций, кадровое делопроизводство), так и специфичные нюансы, характерные для определенной сферы (лицензирование отдельных видов деятельности, получение допусков СРО). И во все эти акты периодически вносятся изменения. Соответственно, чтобы выполнять требования законодательства и не получать штрафные санкции, предпринимателям необходимо постоянно отслеживать корректировки, а при небольшом количестве сотрудников малых предприятий выполнить эту задачу достаточно непросто;