Файл: Субъекты малого предпринимательства (Поддержка малого предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третьим критерием, который должен быть соблюден для отнесения организации или индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, является критерий, впервые введенный законом 209-ФЗ. Это предельное значение дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год без учета НДС. Предельные значения дохода для отнесения субъектов к той или иной категории устанавливает Правительство Российской Федерации.

На сегодняшний день такие предельные значения составляют 120 миллионов рублей для микропредприятий и 800 миллионов рублей для малых предприятий[12].

Категория субъекта определяется в соответствии с наибольшим по значению условием из трех вышеназванных критериев и изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений по среднесписочной численности и доходу в течение трех календарных лет подряд.

Хозяйственные общества, соответствующие условию в отношении структуры уставного капитала, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом, зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям[13].

§ 2. Нормативно-правовое регулирование сферы малого предпринимательства

Субъекты малого предпринимательства, как и любые другие хозяйствующие субъекты, осуществляют свою деятельность в правовой среде, установленной законодательством. Правовая среда малого бизнеса представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, которые определяют понятие малого предпринимательства, регулируют правила осуществления предпринимательской деятельности, формируют права и обязанности малых предприятий при взаимодействии с иными субъектами экономики, устанавливают ответственность за нарушение установленных норм и правил во всех областях деятельности. Кроме того, правовая среда малого бизнеса включает в себя совокупность мер по обеспечению государственной и иной поддержки[14].


Основополагающим документом для осуществления предпринимательской деятельности является Конституция Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности[15].

Ключевые вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, регулирует ГК РФ, в том числе договорные и иные обязательства, имущественные и личные неимущественные отношения.

При осуществлении гражданского и арбитражного судопроизводства применяются соответственно нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации[16] (далее – ГПК РФ) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации[17] (далее – АПК РФ).

Правовое положение наиболее распространенных организационно-правовых форм предприятий малого бизнеса – общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества, права и обязанности их участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации обществ определяются соответственно федеральными законами «Об обществах с ограниченной ответственностью»[18] и «Об акционерных обществах»[19].

Порядок налогообложения при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе меры налогового стимулирования для повышения привлекательности создания малого бизнеса, такие, как специальные налоговые режимы, упрощенные формы налоговых деклараций, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации[20] (далее – НК РФ).

Основные цели, направления, формы и инструменты поддержки малого предпринимательства определены, как уже было сказано выше, в законе 209-ФЗ.

Таким образом, в настоящее время в России сформирован базовый нормативно-правовой фундамент, на основе которого реализуется государственная политика для достижения основных целей в области развития малого предпринимательства, в том числе таких, как повышение его конкурентоспособности, обеспечение благоприятной экономической и социальной среды, создание новых рабочих мест. Но ввиду наличия значительного количества пробелов в законодательстве, его несоответствия фактическим реалиям российской экономики, национальных особенностей бюрократического аппарата, а также регулярных волн финансового кризиса и связанной с этим нестабильностью банковской системы малый бизнес постоянно сталкивается с различными трудностями, препятствующими его полноценному развитию. Более подробно содержание данных проблем будет рассмотрено в третьей главе работы.


Глава 2. Поддержка малого предпринимательства

§ 1. Основные направления и мероприятия по поддержке малого предпринимательства

В настоящее время в России идет активная пропаганда развития предпринимательства, в первую очередь, малого как базиса здоровой экономической системы.

Для достижения основной цели – создания благоприятных условий для создания и функционирования института малого предпринимательства – необходимо планомерное решение ряда задач.

  1. Необходима логичная и адаптированная к существующим рыночным и политическим условиям нормативно-правовая база.
  2. Должно соблюдаться сбалансированное сочетание прямых и косвенных мер поддержки.
  3. Обязательно должны разрабатываться и реализовываться целевые программы по развитию и поддержке малого предпринимательства на всех уровнях: государственном, субъектов и муниципальном, поскольку условия и приоритеты в разных регионах могут радикально отличаться друг от друга и требовать принципиально иных форм, методов и масштабов поддержки.
  4. Необходимо создание реальной, а не номинальной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства. Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.[21] Существующие институты инфраструктуры господдержки (гарантийные и венчурные фонды, технопарки, промышленные и индустриальные парки, бизнес-инкубаторы, центры кластерного развития, лизинговые компании, микрофинансовые организации и т.д.) призваны выполнять следующие функции: оказание финансовой, имущественной, информационной, технологической, консультационной, маркетинговой, кадровой и образовательной поддержки. Кроме государственных органов власти содействие малым предприятиям должны оказывать также общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства, торгово-промышленные палаты).

Определяя меры государственной поддержки в России, следует выделить три главных направления государственной деятельности по оказанию помощи малому предпринимательству:

1) наведение порядка во внешней среде;

2) осуществление регулирующего воздействия на внутреннюю среду малого предпринимательства;

3) организационное самосовершенствование системы институтов поддержки малого предпринимательства.[22]

Для каждого направления можно определить свой комплекс мероприятий.

Так, для наведения порядка во внешней среде необходимо совершенствование правовой базы, реформирование налогообложения, устранение административных барьеров, реализация мер антимонопольной направленности, обеспечение доступа к информации, популяризация имиджа предпринимателя.

С целью оказания регулирующего воздействия на внутреннюю среду необходимо осуществление мер финансовой поддержки, в том числе обеспечение доступа малых предприятий к доступным кредитным ресурсам, а также рефинансирование части процентной ставки, субсидирование и дотирование, предоставление государственных гарантий, развитие системы лизинга, помощь в подготовке и переподготовке кадров для малых предприятий, строительство объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, предоставляющих возможность арендовать оборудованные для работы помещения на выгодных условиях, обеспечение доступа к государственным и корпоративным закупкам.

Для организационного самосовершенствования системы целесообразно выстраивать прозрачную структуру институтов поддержки на всех уровнях власти, разрабатывать региональные и муниципальные программы, направленные на развитие и поддержку малого предпринимательства.

Несмотря на существование значительного количества сложностей, с которыми сталкиваются предприниматели в своей деятельности, нельзя отрицать, что за последние пару десятилетий государством было предпринято немало шагов, которые вывели малый бизнес нашей страны на принципиально иной уровень, сделали его более цивилизованным, создав условия и предпосылки для комфортного осуществления предпринимательской деятельности. Практически ушли в историю, по меньшей мере, в крупных городах, такие понятия, как «крыша», «рэкет», «рейдерский захват». Вести бизнес стало намного безопаснее.

С целью разработки и реализации предложений по совершенствованию условий и мониторинга актуального состояния бизнес-среды Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 №287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» была создана специализированная организация – Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация МСП). Корпорация МСП осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) в целях координации оказания субъектам МСП поддержки, предусмотренной законом 209-ФЗ.


Основными целями деятельности Корпорации МСП являются:

  • оказание поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;
  • привлечение денежных средств российских, иностранных и международных, организаций в целях поддержки субъектов МСП;
  • организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП;
  • организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, которые определяются Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, а также в годовом объеме закупки инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП;
  • подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов МСП, в том числе предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере[23].

Намного упростилась процедура открытия своего дела за счет внедрения ресурса www.gosuslugi.ru, на котором можно в режиме онлайн подать документы в Федеральную налоговую службу на регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Сдавать необходимую отчетность в налоговую инспекцию, фонды, органы статистики и другие инстанции, обращаться с исковыми заявлениями в Арбитражный суд также стало намного удобнее и быстрее благодаря внедренной системе электронного документооборота.

Следует отметить, что повышению привлекательности и финансовой устойчивости малых предприятий способствует наличие специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения), которые позволяют вести упрощенный налоговый и бухгалтерский учет, сдавать по упрощенным формам налоговые декларации. Специальные режимы являются вынужденной мерой и направлены как на определенную поддержку малого предпринимательства, так и на облегчение налогового администрирования с целью получения возможно большей суммы налогов в государственную казну[24].

Некоторые регионы идут еще дальше. Так, в Чеченской Республике и Тюменской области ставка по УСН «доходы» снижена с 6% до 1% для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с численностью работников до 20 человек[25], что обеспечивает еще большее снижение налоговой нагрузки на субъектов МСП и дает им дополнительные конкурентные преимущества за счет снижения себестоимости продукции.