Файл: Субъекты малого предпринимательства (Поддержка малого предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Пробелы в законодательстве.

Права предпринимателей по многим вопросам защищены очень слабо. В качестве примера можно привести ситуацию с потерей денежных средств многими предпринимателями из-за массового отзыва лицензий Центробанком у многих банковских организаций. В результате тысячи человек остались без работы, были сорваны контракты, сотни предпринимателей стали банкоротами. Конечно, предпринимательская деятельности основана на риске. Но нельзя оставлять безнаказанными по сути мошеннические действия руководства банков, выводящего деньги клиентов в офшоры. И это уже задача и обязанность государства. Для частичного решения данной проблемы 7 июня 2017 года на рассмотрение в Государственную Думу внесен законопроект[39], который предполагает распространить систему страхования вкладов на микропредприятия и малые предприятия.

  1. Несовершенство налоговой системы.

Существующее налоговое законодательство нуждается в радикальном рефомировании, так как при нынешнем уровне налогов вести успешный прибыльный бизнес является невыполнимой задачей.

По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в «теневой» бизнес и т.п.[40]

Отдельной проблемой является размер страховых взносов, которые предприниматели-работодатели должны платить за работников из собственных средств. При этом данные средства являются недоступными для применения, и использование их государством до момента наступления пенсионного возраста является абсолютно непрозрачным.

Показательной и достойной подражания является в этом отношении лицензионная система, применяемая, например, в Объединенных Арабских Эмиратах. Согласно данной системе, предприниматель при открытии бизнеса оплачивает на несколько лет вперед лицензионный сбор, который заменяет все налоговые платежи. Соответственно, в течение этого времени не нужно сдавать отчетность, вести кассу, платить налоги. При этом отпадает необходимость в содержании на бюджетные деньги значительного количества чиновников.

Кроме того, вместо использования критериев, установленных законом 209-ФЗ, законодательство о налогах и сборах вводит собственные требования, которым должны отвечать хозяйствующие субъекты для получения возможности применения налоговых льгот в рамках общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов. Так, сопоставив закрепленные налоговым законодательством максимально допустимые значения годового дохода налогоплательщика, при превышении которых налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения, можно сделать вывод о том, что фактически данным специальным налоговым режимом могут воспользоваться только микропредприятия.[41] Действительно, указанные максимальные значения годового дохода налогоплательщика, использующего упрощенную систему налогообложения, закреплены в п. 4 ст. 346.13 НК РФ в размере 150 миллионов рублей, что соответствует критерию выручки для субъектов микро- и частично малого предпринимательства. То есть малые предприятия с выручкой более 150 миллионов рублей не могут применять упрощенную систему налогообложения. Таким образом, в данном случае наблюдается рассогласованность налогового и специального законодательства, что обусловливает чисто декларативный характер анонсируемых государством мер поддержки малого предпринимательства.


  1. Низкий уровень развития финансово-кредитной системы.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются мелкие предприниматели на любом этапе своей деятельности, - это трудноступность и дороговизна заемных средств. Особенно сложно получить кредит на реализацию стартапа и вдвойне сложнее, если этот стартап предполагает производственную деятельность, поскольку любой банк требует, чтобы у фирмы уже имелись обороты. Однако у компании, которая учреждается именно с целью создания какого-либо производства, априори не может быть оборотов. В этом случае обязательным условием является предоставление в залог какого-либо имущества, преимущественно недвижимого, которое также есть не у всех мелких предпринимателей. Не лучше обстоит ситуация с приобретением оборудования по системе лизинга, так как ликвидом для лизинговой компании являются только транспортные средства. Если все же удается получить кредит, то проценты, под которые его выдают, значительно превышают уровень рентабельности любого бизнеса. При этом виноваты в данной ситуации не банки, а установленная Центробанком крайне высокая ставка рефинансирования. Для сравнения, в европейских странах или США процентная ставка по кредитам составляет в среднем всего 2-3%.

На стадии организации бизнеса до сих пор достаточно серьезной проблемой является непосредственно процедура регистрации своего дела. Несмотря на то, что за последние годы она сильно упростилась (не нужно самостоятельно вставать на учет в фонды, направлять в ФНС информацию об открытии и закрытии расчетных счетов), все равно требуется пройти несколько этапов, некоторые из них не один раз, если будут допущены ошибки в документах. При этом каждый раз требуется заверять документы у нотариуса и оплачивать государственную пошлину, что влечет дополнительные расходы. В качестве эталона в данном вопросе можно назвать Сингапур – страну, ставшую по праву экономическим чудом нескольких последних десятилетий. Здесь можно зарегистрировать бизнес в режиме онлайн за 15 минут.

На стадии старта деятельности у предпринимателей возникают такие проблемы, как:

  1. Высокая арендная плата.

При этом речь идет не об обычных торговых или бизнес-центрах, а об объектах инфраструктуры поддержки малого бизнеса – промышленных парках, бизнес-инкубаторах, которые создаются за бюджетные средства именно для того, чтобы на начальном этапе своей деятельности предприниматели могли сократить свои постоянные затраты до момента выхода на точку окупаемости. Но в реальности указанные организации пытаются заработать на предпринимателях, не предоставляя каких-либо ощутимых льгот и преференций. В итоге многие предприятия оказываются неконкурентоспособными в самом начале своего пути, поскольку не обладают таким запасом финансовой прочности, как большие компании.


  1. Более высокие по сравнению с крупными компаниями закупочные цены.

Также абсолютно неправильной является политика производителей по предоставлению разных закупочных цен для крупных сетей и мелких предпринимателей. Разумеется, объемы, закупаемые сетями, несопоставимы с объемами владельцев маленьких магазинчиков. В результате они проигрывают в конкурентной борьбе, так как не могут позволить себе держать такие же цены, как соседние большие магазины. Но экономика любой развитой страны в отношении товаров первой необходимости держится исключительно на мелком предпринимательстве, поскольку только владелец бизнеса может обеспечить полный контроль над качеством и ассортиментом продукции, уровнем обслуживания клиентов. При этом проводимая сетями политика предельно ясна – сначала убрать с рынка конкурентов в виде мелких предпринимателей, а затем установить монопольно высокие цены.

На стадии развития предприятия возникает потребность в расширении каналов сбыта. Одним из перспективных инструментов выхода на новые рынки является участие в государственных, муниципальных и корпоративных закупках. Как говорилось выше, данные закупки регулируют Закон о контрактной системе и Закон о закупках отдельными видами юридических лиц. Оба закона номинально устанавливают преференции для субъектов малого предпринимательства, в том числе миниально необходимый объем закупок у таких субъектов и ответственность за невыполнение установленных нормативов, сокращенные сроки оплаты выполненных работ. Но на практике предприниматели сталкиваются с различными сложностями, в том числе с недобросовестностью заказчиков, которые прибегают к различным хитростям и уловкам, чтобы не допустить к исполнению заказа «несвоего» поставщика, с нехваткой собственных средств для оплаты обеспечения заявки и исполнения договора и одновременной трудноступностью банковских гарантий. При этом на сегодняшний день наблюдается дефицит доступных, а еще лучше – бесплатных образовательных программ, предусматрвающих обучение предпринимателей по вопросам, связанным с участием в закупках, защитой нарушенных прав и процедурами обжалования незаконных действий заказчиков. В результате инструмент закупок на сегодняшний день пока очень мало востребован мелким бизнесом, и деньги государства и крупных корпораций распределяются между аффилированными с заказчиками лицами.

Что касается программ государственной поддержки малого бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне, то они носят в своем большинстве декаларативный характер, поскольку представляют собой расплывчатый план мероприятий, для которого характерны:


  • нечеткость определения конечных целей и неопределенность ожидаемых результатов мероприятий;
  • неполнота мер, предусматриваемых для достижения желаемых результатов;
  • нечеткость определения ответственности за реализацию различных мер;
  • нескоординированность мер поддержки, осуществляемых по разным направлениям;
  • необоснованность сроков реализации мер и несогласованность логически связанных мер по срокам выполнения;
  • нереалистичность программ из-за их ресурсной необеспеченности;
  • изначальная нацеленность на «освоение», прямое и косвенное «растаскивание» бюджетных средств (насколько известно, средства из внебюджетных источников за все годы реализации всех федеральных программ так и не были привлечены);
  • повторяемость одних и тех же мероприятий из программы в программу с изначальным пониманием того, что большинство из них снова не будет выполнено.

При этом региональные и муниципальные программы, как правило, представляют собой почти точную копию федеральной программы и утверждаются «для галочки», чтобы можно было отчитаться перед центром за выполнение установленных директив.

Основным недостатком осуществления федеральных и большинства региональных программ следует также назвать отсутствие глубокого анализа результатов, достигнутых или не достигнутых в ходе реализации предыдущих программ. Ни в одной федеральной, региональной или муниципальной программе не дается развернутая оценка эффективности предыдущей (влияние вложенных в реализацию программ средств бюджета на основные параметры развития малого предпринимательства, перечень выполненных и невыполненных мероприятий). Вследствие этого из программы в программу перетекают одни и те же мероприятия, большинство из которых не реализуется.

Следует отметить, что степень знакомства малого бизнеса с федеральными законами, Федеральными и региональными программами поддержки предпринимательства год от года неуклонно растет. Однако, несмотря на все проводимые мероприятия, самым действенным инструментом их поддержки предприниматели называют невмешательство государства и чиновников в их деятельность.

Чтобы разрабатываемые программы поддержки и развития малого предпринимательства стали действенным инструментом управления и выполняли основное свое назначение как средства интеграции действий различных субъектов для решения проблем малого предпринимательства, необходимо учесть недостатки предыдущих программ и обеспечить более высокую их целенаправленность, адресность, скоординированность и контролируемость. Необходимо также обеспечить согласованность этих программ с программами поддержки и развития малого предпринимательства, принятых на других уровнях власти. Основные требования к программам касаются:


  • четкости определения проблем малого предпринимательства, их структурирования и ранжирования по значимости;
  • обоснования выбора стратегии поддержки малого предпринимательства, исходя из оценки возможностей изменения условий для хозяйственной деятельности и ожидаемой полезности этих изменений;
  • обоснования состава мер поддержки, планирования сроков их реализации, оценки ожидаемых результатов их выполнения, координации связей между ними;
  • планирования ресурсного обеспечения программы и обоснования его реалистичности;
  • прогнозирования ожидаемых результатов программы, четкости и обоснованности их оценок;
  • распределения ответственности за реализацию программы и ее частей, построения механизмов контроля, анализа хода работ по программе, а также принятия решений по корректировке программы в случаях необходимости.[42]

Таким образом, несмотря на понимание на всех уровнях государственого управления значимости развития малого предпринимательства для формирования здоровой экономической, социальной и политической системы страны и установление на законодательном уровне различных мер поддержки предпринимателей, фактически многие из декларируемых мероприятий и механизмов не находят своей реализации и существуют только на бумаге. Кроме того, многие нормативно-правовые акты не адаптированы под цели и задачи, устанавливаемые в рамках поддержки малого предпринимательства, и требуют значительной реформации. Чтобы малое предпринимательство получило новый импульс для своего развития, необходимы унификация и упрощение законодательства, реформирование системы налогообложения, пенсионной, финансово-кредитной системы, более активное внедрение онлайн-технологий на всех этапах регистрации и ведения бизнеса, снижение административных барьеров при получении разрешительных документов, внедрение более строгого контроля за деятельностью институтов инфраструктуры поддержки предпринимательства и установление реальных санкций в виде административной, дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение законодательства и произвол в отношении субъектов малого предпринимательства, за злоупотребление служебным положением при распределении выделяемых государством и регионами ресурсов на реализацию адресных программ поддержки предпринимателей, установление на законодательном уровне обязанности для производителей предоставлять всем субъектам равные закупочные цены вне зависимости от объемов закупки, реализация большего количества бесплатных специализированных образовательных программ.