Файл: Лекция Понятие, субъекты, источники, основные принципы и система современного международного права План. Введение. Вопрос Понятие международного права, его форма и источники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


История развития консульского института во многом объясня­ет существующие различия в консульских иммунитетах и приви­легиях по сравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной, и на предста­вительной основе. А вот за консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер, и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время на­блюдается и тенденция к должному учету представительных ас­пектов деятельности консульских учреждений. Тем не менее определяющим в отношении консульских иммунитетов и привиле­гий во многом еще сохраняется функциональный подход. Из числа иммунитетов и привилегий консульских учреждений наибольшее значение имеет неприкосновенность консульских помещений. В Венской конвенции о консульских сношениях содержится поло­жение о предполагаемом согласии глав консульского учреждения на доступ в помещения представителей властей государства пре­бывания "в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты". Это отличает кон­сульские учреждения от дипломатических представительств, на доступ в которые требуется явно выраженное согласие его главы.

Неприкосновенностью пользуются также архивы и документа­ция консульского учреждения в любое время и независимо от их местонахождения. Венская конвенция о консульских сношениях допускает возможность выдвижения со стороны властей государ­ства пребывания требования о вскрытии консульской вализы при наличии подозрения, что в ней содержится что-либо другое, кроме разрешенных к провозу предметов или служебной переписки кон­сульства.

Иммунитетом от реквизиции пользуются как сами консульс­кие помещения, так и предметы их обстановки, средства передви­жения и все имущество.

К числу привилегий консульского учреждения относятся: нало­говые льготы (кроме оплаты конкретных видов услуг); таможен­ные привилегии, аналогичные дипломатическим; право пользо­ваться консульским щитом (эмблемой с изображением герба своей страны и наименованием консульства на языке представляемого государства и государства пребывания) и устанавливать флаг своей страны на здании консульства.

Иммунитеты и привилегии членов персонала консульского учреждения носят функциональный характер. Они не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению иначе, как на основании постановлений компетентных властей в случае со­вершения тяжких преступлений.


К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные приви­легии (освобождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и других личных повинностей; право главы консульского учреждения уста­навливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средст­вах и др.

Заключение.
В лекции мы познакомились с понятием, функциями дипломатических и консульских учреждений, с организацией деятельности дипломатических представительств. Проследили об изменениях с течением времени круга вопросов входящих в компетенцию органов внешних сношений. Важно отметить, что в настоящее время консульские учреждения призваны содействовать не только экономических, торговых, но и научно-технических, культурных и туристских, а в некоторых случаях и политических связей между государствами. Тем не менее исторические особенности развития консульских отношений и в настоящее время продолжают определять специфику и отличие от дипломатических.

Анализ договорной практики многих государств подтвержда­ет вывод о том, что приближение консульских иммунитетов и при­вилегий к дипломатическим представляет собой устойчивую тен­денцию прогрессивного развития консульского права.

Дипломатическое право — наиболее древняя отрасль междуна­родного права. Нормы дипломати­ческого права регламентируют статус, функции и порядок диплома­тической деятельности органов внешних сношений государств как субъектов международного права.

С образованием государств стали складываться отдельные обычаи, которые затем постепенно находили отражение в договорах, регули­рующих международные отношения.

Дипломатическое право возникло и развивалось прежде все к как посольское право, то есть как совокупность норм, определяющих положение посла. Лишь к началу XX века посольское право стало постепенно превращаться в дипломатическое, то есть в совокупность норм, регулирующих все официальные отношения государств.

В современных условиях двусторонняя дипломатия осуществля­ется в основном через дипломатические представительства или через специальные миссии. С распространением в конце XVI — начале XVII века практики учреждения посольств значение консульского института начало уменьшаться. Но вскоре выяснилось, что посольства, занятые общеполи­тическими вопросами, не обеспечивали торговых и других подобных интересов, и со второй половины XVII века вернулись к испытан­ному на практике институту консульств. В 1769 году была заключена первая консульская конвенция — франко-испанская. В первой половине XX века получает распространение практика создания консульских отделов посольств. В этот же период заклю­чаются отдельные соглашения многостороннего характера (межаме­риканская Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г.).



В России первый Консульский устав был принят в 1820 году, пос­ле чего в него неоднократно вносились изменения; в 1903 году он был заменен новым уставом, действовавшим до 1917 года. Первое россий­ское консульство было учреждено в 1707 году в Амстердаме. После 1917 года предпринимались попытки урегулировать вопро­сы консульской службы РСФСР путем издания инструкций, декретов и т.п. актов. Только после нормализации в середине 20-х годов отношений с большинством государств стала развиваться консульская сеть СССР; в 1926 году был принят Консульский устав СССР, кото­рый в 1976 году был заменен новым.

Важнейшим направлением, по которому ведется работа как по­сольствами России, так и ее консульствами в странах, ранее входив­ших в состав СССР, является защита интересов своих граждан. Для координации консульской деятельности создан Консультативный совет руководителей консульских служб МИД стран СНГ. По сравне­нию с тем, что было свойственно консульской службе СССР, у Рос­сии сменилась ориентация консульской работы. Основной функцией стала защита прав и интересов российских граждан за рубежом, тогда как раньше на первое место ставились потребности государства. Новым направлением для деятельности российской консульской службы является участие в обслуживании сферы бизнеса.


Лекция № 8. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
План.
Введение.

Вопрос 1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и формы.

Вопрос 2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений.

- Борьба с незаконным оборотом наркотиков.

- Борьба с международным терроризмом.

- Борьба с работорговлей и другими преступлениями международного характера.

Вопрос 3. Международные организации по борьбе с преступностью.

Вопрос 4. Правовая помощь по уголовным делам и выдача преступников.

Заключение.

Литература.
Введение.

Важным условием прогресса государств является успешная борьба с преступностью, которая относится к их внутренней функции. Однако давно известны преступления, которые посягают не только на государст­венный, но и на международный правопорядок. Поэтому борьба с ними требует совместных усилий и особых форм международного сотрудни­чества. В начале XXI века на первый план в этой сфере выходит противодействие терроризму, наркоэкспансии, транснациональной организованной преступности, которые затрагивают основы безопасности государства, общества, личности. Эти криминальные явления имеют глобальный характер. Обозначились тенденции к их взаимопроникновению и срастанию. Носителя исходящей от них угрозы являются негосударственные структуры, которые не связаны ни нормами права, ни морали. Как показали трагические события в г. Беслане, ради достижения своих целей они готовы творить варварство и беспредел. Современный криминал финансово самодостаточен на столько, что может эффективно противостоять государствам. Одним словом, международному сообществу противостоит хорошо подготовленный и организованный противник. Борьба с ним требует объединения усилий всех государств.

С учетом того, что во всех случаях в отношении преступления действует принцип юрисдикции того или иного государства, мы и рассмотрим, что же подразумевается под международной борьбой с преступностью, как развивалось сотрудничество в этой области, какие действия предпринимаются государствами и международными организациями для предупреждения, пресечения и раскрытия незаконного оборота наркотиков, терроризма, работорговли, торговли оружием и других преступлений, носящих транснациональный характер.

В современных условиях такое сотрудничество диктуется рядом факторов.


Во-первых, это постоянный рост международной преступности. Ши­рокое распространение получили международный терроризм, преступле­ния на воздушном транспорте, незаконный оборот наркотиков, контра­банда оружием и др.; во-вторых, изощренность способов совершения таких преступлений, что затрудняет их раскрытие силами одного госу­дарства. Научно-технический прогресс оказывает негативное влияние на сокрытие фальшивомонетничества, террористических актов и других преступлений; в-третьих, появление транснациональных преступных со­обществ, для которых не существует границ.

В процессе сотрудничества государства решают задачи согласования вопросов квалификации отдельных преступлений, координации мер по их пресечению и предупреждению, определению юрисдикции, обеспече­нию, неотвратимости наказания, оказанию правовой помощи по уголов­ным делам и т.п.

Эти и другие важные вопросы в сфере международной борьбы с преступностью, мы и рассмотрим в лекции.

Вопрос 1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и формы.
Под международной борьбой с преступностью подразумевается сотруд­ничество государств в борьбе с определенными видами преступле­ний, совершаемых индивидами. Сфера сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью зависит от того, в какой мере преступления затрагивают интересы сообщества государств. В этой связи их подразделяют на две группы:

- международные преступления (апартеид, геноцид, массовые нарушения прав человека, военные преступления), т.е. субъектами которых являются государства (или отдельные лица, действующие от имени государства), они несут международную ответственность;

- преступления международного характера. Они не имеет определенной связи с преступной деятельностью государства, однако представляю опасность для международного и национального правопорядка. В своем большинстве они могут быть отнесены к общеуголовным преступлениям, осложненным «иностранным элементом». Например, членами преступной группировки являются граждане нескольких стран; преступники действуют в одном государстве, а ущерб своей деятельностью наносят другому государству; преступная группа действует на территории нескольких стран. Преступники, как правило, несут не международную, а уголовную ответственность.