Файл: Лекция Понятие, субъекты, источники, основные принципы и система современного международного права План. Введение. Вопрос Понятие международного права, его форма и источники.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие сотрудничества государств в этой области прошло длительный путь: от самых простых форм (достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, или о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным отдельным преступлением), до наиболее сложных (обмен информацией практически во всех сферах борьбы с преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т.п.).
В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. Например, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись которой в состоянии далеко не все государства.
Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут успешно бороться с отдельными видами преступлений, и прежде всего с организованной преступностью.
Виды сотрудничества государств:
1. Заключение международных договоров по различным аспектам борьбы с преступностью.
2. Участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью.
3. Обмен информацией, научными данными и техническими средствами.
4. Проведение совместных мероприятий по предотвращению и раскрытию конкретных преступлений.
5. Оказание правовой помощи по уголовным, гражданским и семейным делам, выдача преступников.
Сотрудничество государств развивается на трех уровнях:
1. Сотрудничество на двустороннем уровне. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.
В договорной практике России насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном это договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. Межгосударственные и межправительственные двусторонние договоры, как правило, сопровождают межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств, например МВД, Таможенного комитета, более детально определяются их задачи, порядок решения вопросов входящих в их компетенцию.
2. Сотрудничество на региональном уровне. В его осуществлении существенную роль играют такие региональные организации, как ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, СНГ и др. Большая работа в этом отношении проводится в Совете Европы. О высоком уровне сотрудничества в европейском регионе свидетельствуют конвенции: о выдаче преступников; о правовой помощи по уголовным делам; о признании приговоров по уголовным делам; о передаче судопроизводства по уголовным делам; о правонарушениях в отношении культурных ценностей; об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Например, Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г., Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г., Европейская конвенция о выдаче 1957 г., Европейская конвенция о взаимной правовой помощи 1959 г и дополнительный протокол к ней и др.
Быстро развивается сотрудничество в этой области и в рамках СНГ. Его актуальность особенно очевидна как в связи с ростом преступности в странах СНГ, так и по причине открытости границ, что лишает государства возможности успешно бороться с преступностью в одиночку. В августе 1992 года все государства - члены СНГ, а также Грузия подписали Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией. Также действуют: Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ о борьбе с терроризмом 1999 г.; Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и прекурсов; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.
3. В ходе развития сотрудничества между государствами довольно быстро обнаружилось, что нельзя ограничиться двусторонними региональными соглашениями. Стало ясно, что некоторые преступления затрагивают интересы всего мирового сообщества, что создало предпосылки для выхода сотрудничества государств в данной области на универсальный уровень. Большое значение имеет Конвенция против транснациональной организованной преступности 15.11.2000 г. и другие документы, которые будут рассмотрены в следующих вопросах лекции.
Вопрос 2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений.
По мере развития торговли, мореплавания, связей между государствами расширилась и сфера сотрудничества в борьбе с конкретными видами преступлений, затрагивающих общие интересы.
Направления борьбы.
-
Борьба с незаконным оборотом наркотиков.
Международная борьба с незаконным оборотом наркотиков - одна из наиболее злободневных транснациональных проблем. Масштабы незаконного оборота наркотиков в настоящее время толь обширны, а получаемые от такой деятельности финансовые средства столь велики, что создается угроза для экономики и безопасности многих стран, правоохранительные органы которых бессильны что-либо сделать. Львиная доля в незаконном обороте наркотиков принадлежит международным преступным синдикатам, которые сконцентрировали в своих руках сотни миллиардов долларов. Годовой объем прибылей от незаконной торговли наркотиками вышел на второе место в мире после торговли оружием, опередив торговлю нефтью. Это позволяет наркомафии все активнее вмешиваться в политическую и экономическую жизнь многих стран. Стоимостное выражение российского наркорынка сегодня превышает 7 млрд. дол.1 Международная преступная наркогруппировка, как правило, состоит из следующих групп: 1) изготовители (производители); 2) «кладовщики»; 3) «почтальоны»; 4) «экспедиторы»; 5) мелкооптовые сбытчики; 6) крупнооптовые сбытчики; 7) организаторы преступной группы.
Международные документы в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
1. Первая многосторонняя международная Конвенция по опиуму была подписана в Гааге 23 января 1912 г
-
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года и дополнительный Протокол 1972 к ней. Она заменила девять ранее заключенных соглашений по различным вопросам борьбы с наркотиками. В Единой конвенции государства признали, что все операции с наркотическими средствами, совершенные в нарушение постановлений Конвенции, будут преследоваться в уголовном порядке с конфискацией как самих средств, так и предметов оборудования, использованных или предназначенных для их изготовления.
3. Венская конвенция о психотропных веществах 1971 года, в соответствии с которой устанавливается контроль над психотропными веществами, способными оказывать сильное воздействие на центральную нервную систему. Согласно Конвенции, лица, виновные в ее нарушении, должны преследоваться государствами в уголовном порядке.
4. Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ (Заключена в г. Вене 20.12.1988), которая вступила в силу 11 ноября 1990 г. В отличие от документов 1961 и 1972 годов, новая Конвенция делает упор на принятие международно-правовых мер по пресечению незаконной торговли наркотиками и обеспечению неотвратимости наказания преступников. Она предусматривает возможность ареста и конфискации иностранной собственности, доходов, банковских счетов, если для этого имеются основания, и направлена на активизацию сотрудничества правоохранительных органов разных стран в этой области. Конвенция предусматривает ряд новых форм сотрудничества, например применение метода контролируемых поставок, который стал довольно широко и успешно применяться в международной практике. Смысл метода заключается в том, что соответствующие органы государства, обнаружив незаконную перевозку наркотиков, не задерживают перевозчика, вступают в негласный контакт со своими коллегами в стране, куда следует груз. Таким образом удается выявить не только перевозчика, но и получателей груза, а иногда и более полную цепь преступников, занимающихся наркобизнесом. В Конвенции имеются также специальные положения, устанавливающие порядок сотрудничества государств в тех случаях, когда для незаконного оборота наркотиков используются морские суда, несущие флаг какого-либо государства или не несущие флага либо опознавательных знаков, указывающих на их регистрацию.
Россия придает большое значение также и региональному сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Так, в ноябре 1990 года в Москве состоялось первое совещание глав европейских национальных правоохранительных органов по борьбе с наркотиками.
Значительное место отводится также двустороннему сотрудничеству. Россия имеет двусторонние соглашения с Великобританией, США, Францией, ФРГ, Канадой, Италией, Турцией и рядом других стран. В соответствии со сложившейся практикой заключаются межправительственные рамочные договоры о сотрудничестве в борьбе с наркотиками, а на их основе - межведомственные соглашения, в которых конкретизируются задачи ведомств в осуществлении такого сотрудничества. Наиболее активно вовлечены в этот процесс такие ведомства, как МВД, Таможенный комитет, Федеральная служба контрразведки России.
-
Борьба с терроризмом.
Терроризм, в том числе в его трансграничных формах, - одна из наиболее опасных форм преступности (признан преступлением в 1937 г.). На современном этапе это явление превратилось в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений. Особую опасность могут представлять террористические посягательства с использованием ядерных и иных средств массового поражения. Акты международного терроризма осуществляются, как правило, лицами, не находящимися в официальной связи с какими-либо государствами. Однако, поскольку они затрагивают интересы многих государств, часто возникает конфликт национальных юрисдикций, государства должны сотрудничать в предотвращении и пресечении терроризма, прежде всего уголовно-процессуальными средствами. Наиболее опасной формой терроризма является государственный терроризм, то есть использование потенциала государства в террористических целях с целью подрыва суверенитета, независимости других государств. Терроризм как явление очень сложное, динамичное и многоплановое, затрагивает ряд других проблем – исторических, психологических и т.д. не случайно международному сообществу так и не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма. В примерный перечень актов международного терроризма входят убийства глав иностранных государств и правительств, дипломатов и других лиц, пользующихся международной защитой, взрывы и обстрелы дипломатических помещений, посольств, штаб-квартир международных организаций, диверсионные акты на улицах, в аэропортах, вокзалах и других общественных местах, стремление запугать широкие слои населения и т.д. Терроризм может также выражаться в попытке разрушения или разрушении каких либо объектов: самолетов, административных зданий, объектов жизнеобеспечения и т.д. Таким образом, терроризм - общественно опасное в международном масштабе деяние, влекущее массовую гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, а также транспортных связей между государствами.
Международное сообщество разработало и приняло ряд международных документов по предотвращению и борьбе с терроризмом.
1. Универсальные. Конвенция о предупреждении терроризма и наказании за него 1937 г. (не вступила в силу); Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой 1973 г.; Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.; Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997г.; Конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. и др.
2. Региональные. Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г.; Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ о борьбе с терроризмом 1999 г.; Решение о создании Антитеррористического центра государств-участников СНГ 2000 г.; Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2003 г; Решение Совета министров ОБСЕ о борьбе с терроризмом и другие.
3. Двусторонние. Меморандум между Правительством РФ и Правительством Турции в борьбе с терроризмом 1996 г.; Меморандум о взаимопонимании между Правительством РФ и Правительством Индии в борьбе с терроризмом 2002 г. и др.
Несмотря на обилие международно-правовых актов по борьбе с терроризмом, все уголовно-правовые вопросы до сих пор не разрешены и требуется принятие единого акта об ответственности за совершение таких деяний.
Субъектами преступления являются отдельные лица, преступные группы или организации, все члены которых должны нести ответственность как соучастники преступления. Форма вины только умышленная. Цель – вызвать международные осложнения.
Принципы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом:
- всеобщее осуждение и признание противоправности терроризма во всех его проявлениях, где бы и кем бы ни совершались террористические акты;
- принцип неотвратимости наказания лиц, совершивших преступление.
- принцип универсальной юрисдикции
Россия как государство — продолжатель СССР — участник действующих универсальных соглашений по вопросам борьбы с терроризмом.
Российское законодательство приводится в соответствие с международными обязательствами, ведется работа по его совершенствованию
-
Борьба с рабством, работорговлей и институтами сходными с рабством.
Проблема рабства стала вновь предметом рассмотрения в Специальном комитете по вопросам рабства, созданном ЭКОСОС. По данным ООН: 27 млн. человек – число рабов в мире; 700 тыс. чел. – ежегодно попадает в рабство; 7 млрд. дол. – в год составляют доходы современных рабовладельцев только от перепродажи невольников. Россия сегодня занимает первое место в списке стран – поставщиков рабов. Следом в этом перечне идут Украина, Таиланд, Нигерия, Албания, Китай, Белоруссия и Болгария. Всего по подсчетам ООН, за последние 30 лет было продано в секс-рабство более 30 млн. женщин и детей. Мировой оборот от торговли людьми в год достигает 12 млрд. долл.