Файл: Лекция Понятие, субъекты, источники, основные принципы и система современного международного права План. Введение. Вопрос Понятие международного права, его форма и источники.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В международной борьбе с преступностью постоянно возрастает роль неправительственных международных организаций: Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), также можно назвать Международную ассоциацию помощи заключенным, Международную амнистию, Международный центр предупреждения преступности в Монреале, Международную ассоциацию судей по делам несовершеннолетних, Всемирную ассоциацию полицейских (ИПА) и др.
Вопрос 4. Правовая помощь по уголовным делам и выдача
преступников.
В процессе расследования или судебного разбирательства уголовных дел обвиняемые, подсудимые, потерпевшие, свидетели либо доказательства и документы по делу могут оказаться на территории других государств. В связи с этим в международном праве существует институт оказания помощи по уголовным делам государствам.
Для унификации правил оказания такой помощи ООН принят Типовой договор о правовой помощи по уголовным делам в 1990 году, в котором регулируются такие вопросы как: содержание и исполнение запроса, доступа к арестованным лицам для получения доказательств, обысков и т.д. При этом в помощи может быть отказано, если она несовместима с законами запрашиваемого государства, наносит ущерб его суверенитету или обществу. Также был принят Типовой договор о передаче уголовного преследования, содержащий правила предания суду своего гражданина, выдача которого в страну совершения преступления не допускается законом. В настоящее время приняты многочисленные международные договоры о выдаче преступников. Они носят региональный или двусторонний характер. (Европейская Конвенция о выдаче 1957 г и два дополнительных протокола к ней 1975 и 1978 г.; также РФ имеет более 60 двусторонних договоров), также УПК РФ в 5 части регламентирует международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.
Правовая помощь по уголовным делам включает взаимное производство обысков, изъятия и передачи вещественных доказательств, вручение документов, проведение экспертиз, допросов, судебного осмотра, предоставления сведений о судимости, пересылку отпечатков пальцев и т.п. Поручение оформляется в письменном виде с соблюдением ряда закрепленных в договоре формальностей. Подробно регламентируется выдача преступников (экстрадиция) - это передача физического лица, совершившего преступление, одним государством (запрашиваемым), на территории которого он находится, другому государству (запрашивающему), на территории которого оно было совершено или гражданином которого является преступник, с целью привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вступившего в силу приговора. Иными словами, экстрадиция представляет собой процесс передачи преступника в соответствии с нормами международного права другому государству для применения уголовного наказания.
Экстрадиционная процедура громоздка и длительна по времени потому, что в ней участвуют несколько государств и ведомств внутри каждого из них.
Выдача преступников - является правом, а не обязанностью государства.
Условия выдачи преступников.
1. Совершенные преступления должны быть предусмотрены договором о выдаче. В одних договорах дается исчерпывающий перечень таких преступлений, в других критерием является тяжесть совершенного деяния.
2. Выдача осуществляется, когда совершенное деяние квалифицируется как преступление по законам запрашивающего и запрашиваемого государств.
-
Выдаваемое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности и наказано лишь за то преступление, которое явилось юридическим основанием для его выдачи (за исключением случаев, когда выдавшая сторона согласно на привлечение по другим преступлениям, либо когда лицо после освобождения не покинуло страну в течение 45 дней).
4. Выдаче не подлежат:
- собственные граждане (некоторые страны – Австрия, Англия, Израиль, Канада и США - допускают возможность выдачи собственных граждан на взаимной основе);
- лица, совершившие политические преступления, т.е. деяния, направленные против организации и функционирования государства;
- лица, получившие право убежища.
Процедурные вопросы выдачи преступников разрешаются центральными правоохранительными органами либо по дипломатическим каналам.
Требование о выдаче должно иметь письменную форму и его следует направлять по дипломатическим каналам. К требованиям о выдаче обычно прилагаются документы, доказывающие обоснованность самого требования.
Так, в Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года указывается, что требование о выдаче должно содержать:
а) наименование запрашиваемого учреждения;
б) описание фактических обстоятельств преступного деяния и текст закона запрашивающего государства-участника, на основании которого содеянное признается преступлением;
в) фамилию, имя, отчество лица, которое подлежит выдаче, его гражданство, место жительства или пребывания, по возможности описание внешности и другие сведения о его личности;
г) указание размера ущерба, если таковой имел место, причиненного преступлением (п. 1 ст. 58).
Для приведения приговора в исполнение к требованию о выдаче должны, быть приложены заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст уголовного законоположения, на основании которого лицо осуждено. Если осужденный уже отбыл часть наказания, сообщается и об этом (п. 3 ст. 58).
В тех случаях, когда требование о выдаче не содержит всех необходимых данных, запрашиваемое государство-участник может затребовать дополнительные сведения, для чего устанавливается срок до одного месяца. Этот срок может быть продлен еще до одного месяца по ходатайству запрашивающего государства-участника (п. 1 ст. 59). В то же время, когда запрашивающее государство-участник не представит в установленный срок истребуемых дополнительных сведений, запрашиваемое государство-участник должно освободить лицо, взятое под стражу (п. 2 ст. 59).
Право требования дополнительной информации компетентным органом стороны, которой предъявлено требование о выдаче, считается общепризнанным и в договорной практике западных государств. Закреплено такое право и в Конвенции Совета Европы 1957 года.
Следует отметить, что в истории экстрадиции и в настоящее время имели место случаи, когда возможность истребования дополнительной информации использовалась в качестве способа, чтобы в одностороннем порядке избежать взятых на себя обязательств. Не удивительно, что в таких случаях процедура выдачи иногда растягивается не только на многие месяцы, но и на годы. Это происходит, в частности, в тех случаях, когда государство, которому предъявлено требование, по тем или иным причинам не желает его удовлетворить, но не считает нужным или возможным заявить об отказе в экстрадиции. Поступление надлежаще оформленного требования о выдаче и документов, прилагаемых к нему, считается достаточным основанием для взятия под стражу лица, являющегося субъектом требования о выдаче.
Взятие под стражу возможно и до получения требования о выдаче, в порядке так называемого предварительного ареста, при наличии ходатайства заинтересованного государства, гарантирующего последующее представление требования о выдаче. О взятии под стражу до получения требования о выдаче уведомляется государство, от которого поступило ходатайство или на территории которого, как считают компетентные органы страны, арестовавшей преступника, было совершено преступление.
В системе Интерпола установлен особый упрощенный порядок выдачи преступников.
Заключение.
Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что важнейшее направление в борьбе с преступностью – активное устранение причин, лежащих в ее основе. Особое значение приобретают скоординированные усилия государств и международных организаций по устранению очагов международной напряженности, региональных кризисов и конфликтов, являющихся почвой для таких международных преступлений как апартеид, геноцид, терроризм и многие другие. О высокой степени сотрудничества свидетельствуют принятые и действующие здесь конвенции: о правовой помощи по уголовным делам, о выдаче преступников, о признании приговоров по уголовным делам, о передаче судопроизводства по уголовным делам, о правонарушениях в отношении культурных ценностей, об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и др.
Международное сообщество призвано изучать социальные аспекты преступного поведения с целью защиты общества от преступности, а индивидуумов - от возможности совершать противоправные деяния, проводить пропаганда идей гуманизации уголовной политики, а также международные конгрессы социальной защиты и научно-практические семинары.
Долг каждого государства – вносить свой вклад в международные усилия по ликвидации коренных причин этого явления. Однако не следует забывать, что эффективность данного принципа во многом зависит от уровня доверия между государствами, от их готовности сотрудничать между собой.
Лекция № 9. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов.
План.
Введение.
Вопрос 1. Понятие, источники и предмет регулирования права вооруженных конфликтов.
Вопрос 2 Начало войны и его правовые последствия. Участники войны.
Вопрос 3. Средства и методы ведения войны.
Вопрос 4. Защита жертв войны и культурных ценностей.
Вопрос 5. Правовые последствия окончания войны.
Заключение.
Литература.
Введение.
Современное международное право запрещает ведение вооруженных конфликтов. Однако, несмотря на международно-правовое запрещение агрессивных войн государства не редко еще прибегают к ним для разрешения возникающих между ними споров и конфликтных ситуаций. Войны в Корее и Вьетнаме, вторжение США в Гренаду (1983 г.) и Панаму (1989 г.), многолетняя война Израиля против арабских государств, ирано-иракская война, вооруженное вмешательство СССР в Афганистане, агрессия Ирака против Кувейта (1990 г.), войны на территориях бывших СССР и Югославии и в других регионах - вот далеко не полный перечень войн, унесших миллионы жизней уже после второй мировой войны. Это обуславливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникающих в ходе вооруженного конфликта, в целях его максимально возможной гуманизации. Соответствующая группа норм международного права иногда условно именуется “право вооруженных конфликтов”. Она включает ряд договорных и обычно-правовых принципов и норм, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права относительно применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, регулирующих отношения между воюющими и нейтральными сторонами и определяющих ответственность за нарушение соответствующих принципов и норм.
В лекции будут рассмотрены источники права вооруженных конфликтов, международно-правовая защита жертв войны, запрещенные средства и методы войны и другие важные вопросы.
Вопрос 1. Понятие, источники и предмет регулирования права
вооруженных конфликтов.
Международное право в период вооруженных конфликтов - совокупность договорных и обычных норм, регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами международного права по поводу начала и последствий войны, применения средств и методов ведения войны, нейтралитета, защиты жертв войны, прекращения войны и ответственности государств и физических лиц за нарушения этих норм.
Современное международное право и правовые системы большинства государств мира запрещают агрессивные войны и пропаганду войны
Вместе с тем в современных условиях могут иметь место и войны, не запрещенные международным правом: оборонительные войны в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии (ст. 51 Устава ООН); национально-освободительные войны; гражданские войны в отдельных странах; операции войск ООН или национальных (многонациональных) войск по решению Совета Безопасности ООН по ст. 42 Устава ООН (например, против КНДР в 1950-1953 гг., против Ирака в 1991 г.); при выполнении договорных обязательств (например, использование индийских войск против боевиков ТОТИ по договору Индии и Шри-Ланки в 1987 г.).
Международный вооруженный конфликт - вооруженное столкновение между государствами либо между национально-освободительным движением и метрополией, т.е. между восставшей (воюющей) стороной и войсками соответствующего государства.
Вооруженные конфликты немеждународного характера - это вооруженные столкновения между правительственными войсками и организованными антиправительственными военными формированиями на территории одного какого-либо государства.
принципы данной отрасли права:
- принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения войны;
- принцип запрещения использовать оружие, которое увеличивает страдания людей, делает их смерть неизбежной или имеет неизбирательное действие;
- принцип защиты жертв войны;
- принцип защиты гражданских объектов и культурных ценностей;
- принцип защиты интересов нейтральных государств;
- принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного права и др.
К источникам относятся: Декларация о морской войне 1856 г., Декларация о неупотреблении легко разворачивающихся и сплющивающихся пуль 1899 г., Гаагские конвенции 1907 г., Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Приложение к Лондонскому протоколу 1936 г.), Устав Международного военного трибунала 1945 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. с Дополнительными протоколами I и II 1977 г., Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими избирательное действие 1980 г., Конвенция о запрещении производства, накопления химического оружия и его уничтожении 1993 г. и др. большое значение имеют также резолюции Генеральной Ассамблеи, итоговые документы международных конференций по вопросам международного гуманитарного права, рекомендации Международного Комитета Красного Креста и др.