Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ(Теоретические основы финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем не менее, главной целью финансовой политики государства долж­на быть создание макроэкономического равновесия и создание условий для устойчивого экономического роста, следствием чего является качественный рост ВВП, и повышение и уровня жизни населения. В этой связи хотелось бы сказать о том, что эти условия при реализации финансовой политики, особенно на региональном уровне в Российской Федерации не соблюдаются. [27, стр. 45]

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и рациональном их размещении на территории страны. Она должна способствовать обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтере­сованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сы­рьевых ресурсов. Финансовая политика должна способствовать укреплению и развитию экономических связей с развитыми странами мира, обеспечивая условия для повышения темпов роста российской национальной экономики. [4, стр. 24]

Вышеизложенное позволяет дать отличное от существующей трактов­ки определение финансовой политики государства. Финансовая политика - система отношений, характер и направление действия которых определяется еще на этапе формирования этой политики, проводящейся в жизнь путем осуществления государством соответствующих уже определенным финансо­вым отношениям мероприятий по ее реализации.

Формируя финансовую политику, государство конкретизирует главные направления развития экономики страны, определяет общий объем финансо­вых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами соци­ально-экономических процессов. Поэтому финансовая политика и является не просто составной частью, а центральным элементом экономической поли­тики современного государства. [17, стр. 74]

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования фи­нансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особен­ностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновре­менно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы [176, с. 123].

К задачам финансовой политики можно отнести: обеспечение условий для накопления максимально возможных финансовых ресурсов, необходи­мых для достижения экономического роста; установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ре­сурсов, позволяющих выполнить им политико-экономических, социальных и др. задач; создание эффективной системы управления финансами.


В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспе­чение ее взаимосвязи с другими составными звеньями экономической поли­тики - денежной, кредитной, ценовой, налоговой бюджетной, инвестицион­ной.

Мировой практикой развития рыночных отношений накоплен богатый опыт сочетания звеньев финансовой политики. Основополагающими услови­ями оптимальной взаимосвязи этих элементов в рамках общей финансовой политики являются: стабильная система законодательства и разумная, с точ­ки зрения учета интересов всех участников налоговых отношений, налоговая система. [43, стр. 435]

С учетом мирового опыта общая финансовая политика может быть с некоторой условностью разделена на два основных направления: первое - де­нежно-кредитная политика; второе - налогово-бюджетная политика.

Оба направления финансовой политики тесно взаимодействуют и должны быть согласованы между собой. Вопрос инфляции, к примеру, зави­сит от денежной и бюджетной политики. Также должны быть согласованы и проблемы: государственного долга, платежного баланса, уровня безработи­цы, объема инвестиций и т.д. Можно сказать, что любая важная экономиче­ская задача требует для своего решения использование всех средств финан­совой политики, выработанных в обществе в ходе его развития. [45, стр. 5]

1.2. Особенности формирования финансовой политики государства

Принципами формирования финансовой политики государства являются:

Выработка научно обоснованной концепции развития финансов.

Целью научно обоснованной концепции развития финансов является

наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удо­влетворения потребностей развития общества. Она предусматривает созда­ние благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяй­ственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности [10, с. 101].

Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных ор­ганов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накоп­ления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонно­го значения. [43, стр. 45]


Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального до­хода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспре­деления в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения. Централизация части финансовых ресурсов ха­рактерна для всех государств [24, с. 273].

Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их, прежде всего, в приоритетные сферы, в том числе в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта. [32, стр. 44]

4. Осуществление практических действий, направленных на достиже­ние поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финан­сового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает: методы распределения национального дохода; способы образования государственных бюджетных фондов: общегосударственного и региональных; методы образования государственных целевых фондов; виды платежей в бюджет и целевые фонды; финансовое планирование и прогнозирование; финансовый контроль [ 19, с. 269].

Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию при­оритетных отраслей, обновлению основных фондов [9, с. 312].

Государственная политика в области финансов зависит от развитости финансовой системы, в общем, и ее элементов в отдельности. К элементам финансовой политики можно отнести: бюджетную политику; налоговую по­литику; денежно-кредитную политику; ценовую политику; таможенную политику; социальную политику; инвестиционную политику; политику в обла­сти международных финансов [25, с. 250].


Под бюджетной политикой понимают определение государством: ис­точников формирования доходов государственного бюджета; приоритетных направлений расходов бюджета; допустимых пределов разбалансированности бюджета; источников финансирования бюджетного дефицита; принци­пов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ста­вок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы госу­дарства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновре­менно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной де­ятельности [24, с. 275].

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчиво­сти денежного обращения через управление эмиссией, регулирование ин­фляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевремен­ности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных зве­ньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельно­сти банковской системы; управление деятельностью финансового рынка че­рез регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоратив­ных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др. [24, стр. 74]

В финансовой политике относительную самостоятельность приобрета­ют эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика - а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инве­стиционная политика.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на моно­польные товары и услуги.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли финансов в развитии экономики страны создание условий для инвестирования сбереже­ний населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций. [4, стр. 54]

На современном этапе особое значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных ор­ганизаций, в том числе и в международных финансовых организациях [5, с. 315].

Основной целью современной международной финансовой политик государств является развитие национальных экономик, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала, а также сохранение и уве­личение золотовалютных резервов государства.


Проводя собственную протекционистскую политику, государство за­щищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенно­сти которых определяются степенью заинтересованности государства в рас­ширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможен­ный режим. [4, стр. 454]

Таким образом, степень развитости национальной экономики во мно­гом определяется возможностью реализации государством возложенных на него функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособ­ности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Реализация этих обязанностей государством невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их осуществления в соответствии с целями экономического развития. [43, стр. 24]

Цели экономической системы общества динамичны, подвержены изме­нениям, поскольку развивающиеся производительные силы на основе науч­но-технического прогресса приводят не только к необходимости совершен­ствования производственных отношений, составной частью которых и явля­ются и финансовые отношения, но и к изменению цели развития экономики.

Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пере­сматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствую­щую финансовую политику, представляющую собой совокупность целена­правленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства [9, с. 496].

2. Условия и специфика реализации финансовой политики государства

2.1. Экономическое равновесие как основное условие финансовой политики