Файл: Построение организационных структур (ООО «Атистрейд»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в работе любого предприятия или организации все большее внимание акцентируется на вопросах совершенствования и развития организационных структур управления. Требуется улучшение процессов производства и рост производительности труда. Опыт перехода от административной системы управления к рыночной показывает, что от системы управления в организации требуется более гибкая и своевременная реакция на возникающие вызовы. Эти проблемы имеют прямое отношение к построению и развитию организационной структуры управления.

Процесс построения организационной структуры управления на предприятии очень индивидуален и на него влияет больше количество определенных факторов. Изучение реально существующих на практике организационных структур управления позволяет выделять определенные относящиеся к разряду типовых. Они могут быть условно разделены на две большие подгруппы: базирующиеся на административных, иерархических (классических) принципах менеджмента и адаптивные организационные структуры управления. 

Целью данной курсовой работы является исследование построения организационной структуры управления на основе принципов административной школы менеджмента.

В курсовой работе необходимо решить следующие основные задачи:

  • определить понятие организационных структур управления;
  • изучить основные положения классической (административной) школы менеджмента;
  • исследовать построение и типы организационных структур управления;
  • проанализировать организационную структуру ООО «Атистрейд»;
  • предложить рекомендации по совершенствованию построения организационной структуры управления ООО «Атистрейд».

Объектом исследования в курсовой работе является ООО «Атистрейд».

Предметом исследования курсовой работы являются организационные структуры управления на основе принципов административной школы менеджмента.

В первой главе курсовой работы представлены основные типы организационных структур, их положительные и отрицательные стороны, принципы ее построения и факторы действующие на организационную структуру управления. Изучены основные положения классической (административной) школы менеджмента.

Во второй главе курсовой работы представлена общая характеристика ООО «Атистрейд», проанализирована организационная структура управления.


В третьей главе работы освещены направления по совершенствованию построения организационной структуры предприятия.

В курсовой работе были использованы работы отечественных и зарубежных экономистов, периодические издания по менеджменту, а также информация о структуре и истории развития компании ООО «Атистрейд».

Глава 1. Теоретические основы построения организационных структур

1.1 Понятие организационных структур управления

Организационная структура предприятия это состав, взаимосвязи, соподчиненность определенных организационных подразделений предприятия, выполняющих определенные функции менеджмента.[1]

Подобие организационных структур начали появляться еще до нашей эры в армии. С начала своего образования организационную модель была и у церкви. Также как и управленческий термин «иерархия» берет свое начало из церкви. [2]

Организационная структура предприятия – форма распределения и консолидации процессов управленческой деятельности, в рамках кᴏᴛᴏрой реализуется управленческий процесс, направленный на достижение результатов и целей организации.

Элементами организационной структуры являются:

  • самостоятельное структурное подразделение организации – административно независимая часть, как правило, выполняющая одну или несколько определенных функций менеджмента;
  • звено управления – может быть представлено одним или несколькими подразделениями, кᴏᴛᴏрые не всегда обособлены административно, но реализуют определенную функцию менеджмента организации;
  • управляющая ячейка – отдельный менеджер или независимое структурное подразделение, реализующее одну или несколько специфических функций менеджмента. [3]

Управление предприятием, организацией должно осуществляться через применение определенной организационной структуры. Структуру для предприятия в целом и для его подразделений менеджмент выбирает самостоятельно. Организационная структура представляет собой некоторый каркас (скелет), который выступает основой для создания отдельных административных функций. [4]Структура определяет и закрепляет взаимоотношения сотрудников внутри подразделений и организации в целом.


Структура организации включает в себя структуру подцелей, которая является критерием выбора при разработке решений на различных уровнях организации. Она определяет ответственность различных подразделений организации за подробное исследование внешней среды и за передачу информации о событиях которым необходимо особое внимание. [5]

Организационная структура - это схема, которая состоит из подразделений и отдельных сотрудников компании, распределенных по уровням ответственности и значимости, определяющая взаимосвязи между ними и порядок их подчиненности.[6]

На каждом уровне развития компании (формирование, рост, стабилизация, кризис) необходимы различные подходы к формированию организационной структуры. [7] Особенно необходимо контролировать ситуацию на переходе от одного этапа к другому и на стадии активного роста и развития организации.

Структуру организации графически можно представить в виде схемы, на которой отображены не только подразделения предприятия, но и их группировка, координация. А также раскрывается состав отделов, секторов служб.

При построении структуры учитываются размеры, масштаб предприятия, имеющиеся у него технологии (т.к. это влияет на то, каким образом сотрудники связываются друг с другом, обмениваются данными и информацией, сотрудничают в процессе выполнения своих функций) и персонал (у крупных корпораций будет другая структура, нежели у малых предприятий). [8]Нужно стремиться к такому построению структуры, чтобы она позволяла обеспечить быстрое и эффективное взаимодействие как внутри организации, так и своевременное реагирование с внешней средой. [9]В результате, структура организации должна способствовать тому виду деятельности предприятия, которая удовлетворяла бы запросам и требованиям потребителей.

Построение структуры организации реализуется через разделения ее на производственные компоненты – блоки. Блоки, как правило объединяются в более крупные единицы. Это и есть департаментализация.

Разделять организацию на блоки можно разными способами:

  • по реализуемым функциям, т.е. четко определяются задачи и обязанности сотрудников – данный процесс можно назвать функциональной департаментализацией.
  • построение блоков организации по направлениям выпускаемой продукции (услуг) – продуктовая департаментализация.
  • с развитием компании создаются департаменты в других городах, областях, странах. [10] В данном случае формируется структура организации по территориальным признакам– географическая департаментализация.
  • формирование блоков компании по группам потребителей.
  • создание команд сотрудников и специалистов в различных отраслях. Цели команд могут меняться – от разработки нового товара до формирования программы стратегического развития предприятия – командная департаментализация.

Избранный способ управления оказывает большое влияние на структуру организации.

Способы управления можно разделить на единовластный и соучастный.[11]

Единовластие (единоначалие) означает, что управление производится без учета мнения сотрудников. В результате возникает жесткая вертикаль власти в организации.[12]

Соучастие (партисипативное управление) вовлекает работников в управление предприятием. В результате каждый член коллектива имеет право знать стратегические и тактические цели организации, ее материально-финансовое состояние, выражать свое мнение и высказывать свои предложения. Соучастное управление может быть сильным мотивирующим фактором.[13]

Поскольку предприятие – это, прежде всего, люди, то для ее работы необходимы материалы, оборудование, здания, сооружения, денежные средства и др., в том числе временные и информационные ресурсы.

Необходимо особо отметить формирование внутренней культуры предприятия, которая включает в себя систему ценностей, убеждений, взглядов и норм поведения, сложившихся в компании, и проявляется в отношениях между сотрудниками и с внешней средой.

1.2 Основные положения административной школы менеджмента

Родоначальником классической или административной школы в управлении считается француз инженер горного университета, выдающийся менеджер-практик, Анри Файоль один из родоначальников теории управления (1841–1925). [14] [15]

Основоположники классической школы разрабатывали методы совершенствования для управления организацией в целом. Школа научного управления изучала прежде всего вопросы рациональной организации условий труда отдельного работника. [16]

Часто классическую школу называют административной т.к. Файоль, как и многие представители этой научной школы относились к администрации организаций. [17]

Создание универсальных принципов управления было основной целью классической школы управления. Следование этим целям приведет организацию к успеху[18].

Во всяком предприятии имеется два организма, считал Файоль, материальный и социальный. Материальный включает сам труд, средства и предметы труда в их взаимосвязи; под социальным он рассматривал отношения людей в процессе труда. Файоль сознательно ограничил область своих исследований, рассматривая эти социальные отношения.


Анри пытался обосновать науку управления людьми, как часть большой теории об управлении предприятием.

Управлять, утверждал Файоль, значит направлять предприятие к его целям, используя все возможности и ресурсы.

Никто до Файоля не изучал управление как отдельный вид деятельности. Он полагал, что деятельность по управлению организацией необходимо отдельно анализировать. Анри Файоль разделил все функции управления на общие, которые можно применить к любому виду деятельности, и специфические, которые можно отнести только к управлению промышленным предприятием. [19]

Файоль разделил всю деятельность по управлению на пять основных функций: предвидение (планирование), организацию, руководство (распорядительство), координацию и контроль.

Он сформировал правила и технику их реализации[20]:

Предвидение (планирование). Определяется в создании плана управленческих решений предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим действиям в далекой и текущей перспективе. Главной задачей предвидения является создание программы стратегических и тактических действий. Отдаленная перспектива достаточно туманна, но ближайшие события можно проанализировать достаточно подробно. [21]

Организация. Организацию деятельности предприятия Файоль определял как обеспечение предприятия нужными для работы составляющими. Файоль выделял материальную и социальную составляющую организацию. Материальная составляющая организации предполагает обеспечение организации определенными материалами, капиталом, оборудованием. Социальная составляющая организации предполагает обеспечение предприятия персоналом. Социальный организм выполняет все функции, необходимые для реализации производственного процесса. [22]

Распорядительство (руководство). Главной задачей распорядительства должно быть получение наибольшей пользы и результатов от подчиненных руководителю работников для интересов всего предприятия. Руководителю, выполняющему функцию распорядительства, как правило необходимо руководствоваться следующим:

  • хорошо знать своих подчиненных;
  • по возможности сокращать неспособных сотрудников;
  • понимать обстоятельства, связывающие организацию и служащих;
  • быть примером для своих подчиненных;
  • проводить постоянное обследование социального организма предприятия;
  • общаться с лидерами предприятия для определения единства направлений;
  • стараться, чтобы среди сотрудников организации преобладали активность и преданность;
  • концентрировать внимание на решении главных проблем.