Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Развитие самостоятельности - актуальная проблема теории и практики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Образование, как организованная система познания, развития мышления и творчества, является одним из важнейших средств формирования всесторонне развитой личности. В мире сложились две системы образования - поддерживающая и инновационная. Онb существенно отличаются в зависимости от целей образования.

Поддерживающая система образования имеет целью обучение учащихся знаниями по определенным наук, необходимых для повседневной жизни; инновационная - ставит целью развитие творчества личности учащихся, выработке у них самостоятельного подхода к любой проблеме, формирование умения глубоко понимать эти проблемы, анализировать.

Как следствие, возникает проблема коренных изменений приоритетов отечественного образования, ориентированной ранее на подаче учащимся максимального объема теоретического материала.

Необходимость перехода к инновационной системы образования обусловлено тем, что знания, современные сегодня, являются устаревшими уже через несколько лет.

Возникает проблема формирования у учащихся такого механизма мышления, который бы дал возможность быстро адаптироваться к требованиям постоянно меняется, самостоятельно находить и анализировать новые источники информации, творчески применить их в профессиональной деятельности.

Итак, благодаря реформированию системы образования, направленной на формирование ученика как личности, резко возрастает роль самостоятельной работы как важного компонента обучения. А именно: процесс включения учащихся в самостоятельную переработку учебного программного материала, формирование у них собственных оценочных суждений необходимые для глубокого усвоения научных знаний и их последующего творческого использования. Самостоятельная работа как метод обучения предполагает формирование важных общих учебных умений (анализировать, планировать, сравнивать, контролировать и т.д.), определенных рефлексивных качеств, в конечном счете обеспечивает развитие самостоятельности как качества личности. Проблема развития активности и самостоятельности учащихся не является новой задачей для дидактики. Взгляд на роль самостоятельной работы меняется со временем. Ее значимость в обучении нашла свое отражение в классическом педагогическом наследии (А.Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Руссо, В. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский).


Актуальность исследования заключается в том, что самостоятельная работа-это фундамент формирования человека как самостоятельной личности.

Цель исследования: обосновать и охарактеризовать методические подходы к самостоятельной работе учащихся начальных классов.

Объект исследования - процесс формирования навыков самостоятельной работы в начальной школе.

Предмет исследования - формы и методы, приемы формирования навыков самостоятельной работы в начальной школе.

Задачи исследования:

-осуществить анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

-теоретически обосновать дидактические условия организации самостоятельной работы;

-исследовать развитие самостоятельности учащихся начальных классов;

изучить организацию самостоятельной работы учащихся начальных классов.

В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов. Среди теоретических методов использовались: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация.

Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, обсуждение, беседа. Практическая значимость исследования заключается в анализе передового теоретического и практического опыта по формированию навыков самостоятельной работы в начальной школе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

1.1 Развитие самостоятельности - актуальная проблема теории и практики

Первые научные педагогические данные относительно самостоятельного учения были в основном частью философии, которая в то время объединяла все знания о природе, человеке и обществе.

Так, философы античности (Конфуций, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель [2, с.34]) считали самостоятельность определяющей и утверждали, что развитие человека осуществляется качественно только в процессе самостоятельного совершенствования личности, в процессе самопознания (М. А. Константинов [ 2, с.56], М. Ф. Шабаев [29, с.67]).


Педагоги античной эпохи высказывались за развитие самостоятельности мышления учащихся.

Самостоятельность рассматривалась в то время и как цель воспитания, и как средство активизации обучения. Педагоги Западной Европы развили и обогатили идеи греческих и римских философов о необходимости самостоятельности в познании мира, процесс образования должен быть надлежащим образом организован, т.к. он играет важную роль для формирования самопознания.

Почетное место среди просветителей XVIII века. принадлежит С. Сковороде [29 с.98], который утверждал всемогущество человеческого разума: с помощью ума человек познает себя и, овладевая знаниями, определяет свой истинный путь в жизни. Особенно часто в своих произведениях С. Сковорода ставит вопрос о значении собственных, то есть самостоятельных усилий человека в учебе.

Под наблюдением К.Д. Ушинского [9, с.93] был разработан проект учительских семинарий, в котором были сформулированы принципы подготовки специалистов.

По его мнению, в учебно-воспитательном процессе семинарий должен преобладать принцип самостоятельности; классные уроки должны быть только проверкой самостоятельных занятий и руководством для них; обучение, как отдельный вид деятельности, обязательно включает самостоятельную работу учащихся над усвоением знаний.

В 20-х годах ХХ в. происходит процесс становления начального образования. В учебных заведениях активно использовались разнообразные формы, методы и средства обучения, среди которых значительное место отводилось самостоятельной работе учащихся (Л. Д. Березовская [2, с.87], В. П. Кравец [29 с.100]).

В 50-х - 70-х годах ХХ в. под влиянием социальных факторов ( пересмотра содержания образовательного процесса, успехов научно-технической революции и достижений психологии) теория обучения самостоятельной работе значительно обогатилась.

В 80-х-90-х годах ХХ в. в результате проведения значительного количества групповых психолого-педагогических исследований самостоятельная работа в образовании приобрела научно-исследовательскую базу (Т. И. Шамова, П. И. Пидкасистый, Л. Г. Вяткин, М. В. Кухарев, А. Я Савченко, В. А. Тюрина, А. В. Скрипченко и др.).

Е. Я. Голант, не давая определение понятия, подчеркивает, что в теоретическом анализе проблемы самостоятельной работы, не следует отождествлять самостоятельность студентов в работе как черту личности с самостоятельной работой, как условием воспитания этого качества.

Заслугой Е. Я. Голанта является то, что он подчеркивает внутреннюю сторону самостоятельной работы отмечая, что она выражается в самостоятельности суждений и умозаключений. При этом Е. Я. Голант выходит из структуры деятельности обучаемого, и тем самым справедливо утверждает, что многочисленные выполнения домашних заданий далеко не всегда можно рассматривать как самостоятельную работу по той простой причине, что выполнение их протекает в плане «повторение изученного».


В своих публикациях он выделяет признаки самостоятельной работы: наличие учебного задания (состоит из нескольких действий выполнения работы); выполнение работы без непосредственного руководства педагога; немедленная проверка ним каждого действия [12, с.43].

Иного мнения придерживается Р. Микельсон, который определяет самостоятельную работу методом учебной деятельности, при применении которого учащиеся выполняют задания без всякой помощи, но под наблюдением учителя.

По мнению П.И. Пидкасистого, основным признаком самостоятельной работы является наличие в каждом виде самостоятельной учебной работы учащихся так называемой «генетической ячейки», то есть конкретной познавательной задачи, что предусматривает последовательное увеличение количества знаний и их качественное усложнение, овладение рациональными методиками и приемами умственного труда, умение систематически, ритмично работать, соблюдать режим занятий, открывать для себя новые способы учебной деятельности [6, с.46].

Итак, проблема организации самостоятельных работ всегда была в центре педагогических поисков. Но в зависимости от уровня развития педагогической теории и педагогической практики в разные периоды исследовался этот феномен по-разному.

1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся 1-4 классов

Период жизни детей от 6-7 до 11 лет называют младшим школьным возрастом. При определении его границ учитывают особенности психического и физического развития детей, переход их к учебной деятельности.

1.2.1 Анатомо-физиологические особенности

Физически ребенок в этом возрасте развивается достаточно равномерно. Увеличивается рост и вес тела, повышается иммунитет, быстро развиваются мышцы сердца. Артерии у школьника несколько шире, чем у взрослого человека, и именно этим объясняются особенности артериального давления. Частота сердечных сокращений устойчива под влиянием различных движений, положительных и отрицательных эмоций.

Костно-соединительный аппарат младших школьников достаточно гибкий, поскольку в их костях еще много хрящевой ткани. Но это нужно учитывать, чтобы предотвратить возможное искажение позвоночника [49, с.46].


Развитие мышечной системы способствует увеличению физической силы детей. Но малые мышцы кисти рук развиваются медленнее.

Первоклассникам трудно писать в пределах строки, координировать движения руки, не делать лишних движений, вызывающих быструю утомляемость. Поэтому следует проводить физкультминутка, которые снимают напряжение малых мышц пальцев и кистей рук.

Дети этого возраста дышат чаще, чем взрослые. Для поддержания их работоспособности особенно важно, чтобы в классе и дома было чистый воздух. У детей хорошо развиты все органы чувств, но некоторые из них имеют свои особенности.

Так, глаза, благодаря эластичности хрусталика, могут быстро менять свою форму в зависимости от позы во время чтения и письма. Если не учитывать этой особенности органов зрения младших школьников и не исправлять их позы во время уроков, то это может привести к повышению внутриглазного давления, нечеткости изображений на сетчатке и к близорукости.

Вес мозга младшего школьника приближается к весу мозга взрослого человека. Особенно увеличиваются лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы.

В то же время происходят значительные изменения в развитии и работе центральной нервной системы. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга усложняется [6, с.96].

1.2.2 Развитие психики и познавательной деятельности.

Во время учебы - основной деятельности учащихся - качественно и количественно развиваются познавательные процессы. Они оказываются в развитии восприятия.

Количественные изменения заключаются в увеличении скорости процесса восприятия и количества воспринимаемых объектов, расширении объема их запоминания и тому подобное.

Качественные изменения свидетельствуют о росте познавательной эффективности. Восприятие становится целенаправленным и категориальным процессом, но случаются трудности в восприятии формы и ее отображении, написании букв, цифр. Развивается способность различать высоту звуков, чему способствуют занятия по музыке и пению.

Для начала занятий по музыке младший школьный возраст является наиболее благоприятным.

Значительные качественные изменения происходят в развитии памяти. Под влиянием обучения формируется логическая память, которая имеет решающее значение в получении знаний.