Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Развитие самостоятельности - актуальная проблема теории и практики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но, не умея еще дифференцировать задачи (запомнить и ответить) от других учебных задач (понять и т.п.), младшие школьники производят установку на дословное запоминание и воспроизведение. При правильном педагогическом руководстве ученики осмысленно запоминают доступный для них материал.

Однако, дословное запоминание и воспроизведение имеет и положительное значение. Оно является важным средством накопления словарного запаса, развития произвольной памяти.

В процессе заучивания развиваются самоконтроль, умение замечать ошибки в воссозданном и их исправлять. Растут производительность, объем, прочность, точность запоминания материала. В этот период учащиеся чаще прибегают к специальным мнемоническим приемам запоминания [9, с.78].

Развитие памяти заключается в изменении соотношения между непроизвольным и произвольным запоминанием (растет произвольное), образной и словесно-логической памяти.

Для развития логической памяти важна установка учителя - понять (проанализировать, сравнить, соотнести, сгруппировать и т.д.) материал, заучить его.

Развитие воображения происходит в направлении от репродуктивных ее форм к творческому осмыслению представлений, от произвольного их комбинирования в логически обоснованные совокупности образов.

Мышление становится конкретно-образным, но все большее значение приобретают абстрактные компоненты. Под влиянием обучения меняется соотношение между его образными и понятийным, конкретными и абстрактными компонентами [3, с.45].

Дедукция - процесс перехода от суждение, выражающего общее положение, к суждению, что выражает узкие положения или частный случай.

Эти умозаключения переплетаются в мышлении, направленном на решение познавательных задач, в том числе требующих раскрытия причин различных явлений, мотивов поведения человека.

В развитии речи важным является использование различных форм слова, письменной и внутренней речи, которое проявляется в функциональных формах: повторение, монолог, коллективный монолог, сообщение, критика, приказ, просьба и угрозы, вопросы и ответы.

Происходят также сдвиги в морфологической структуре устной и письменной речи, развитие словесных ассоциаций, овладение письменной речью, расширение взаимосвязей между компонентами структуры речи. Значительно увеличивается количество слов, которыми дети обозначают предметы, явления, их признаки, действия, процессы.

Однако, есть еще немало дефектов в устной речи (шепелявость, замена одного звука другим. Показателем успехов учащихся в овладении речью является чтение молча. Оно отличается от громкого свернутость внешних культурно-двигательных актов: сначала ребенок читает шепотом, а потом молча. Чтение молча развивает самоконтроль, внимание, внутреннюю речь [23, с.6].


Преобладает непроизвольное внимание: дети активно реагируют на все новое, яркое и необычное. непроизвольное внимание имеет положительное значение, но его недостаточно для достижения успехов в учебе. С возрастом растет объем и устойчивость внимания в зависимости от значимости учебного материала. Осознание учениками важности его усвоения - условие устойчивости внимания.

1.2.3 Формирование личности.

В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие личностных качеств не только в интеллектуальной, но и в эмоциональной, волевой сферах. Источником эмоций у младших школьников является учебная и игровая деятельность.

Формированию чувств способствуют успехи и неудачи в учебе, взаимоотношения в коллективе, чтение художественной литературы, фильмы, интеллектуальные игры и тому подобное.

Переживание нового, удивление, сомнение, радости познания - основы формирования познавательных интересов, любознательности учащихся. Коллективные занятия способствуют развитию нравственных чувств и формированию таких черт характера, как ответственность, общительность [14, с.32].

Младшие школьники эмоционально уязвимы. Происходит дифференциация застенчивости, которая проявляется в реагировании на человека, мнение которого важно для них. Развивается чувство самолюбия, проявляющееся в гневном реагировании на унижение их достоинства и положительное эмоциональное переживание за признание их положительных личных качеств.

Развития нравственных чувств (дружбы, товарищества, долга, гуманности) способствует пребывание учащихся в коллективе, объединенном общей учебной деятельностью. Развивается чувство симпатии, важное для образования малых групп, из которых состоят коллективы.

Формированию волевых качеств (самостоятельности, уверенности в своих силах, выдержки, настойчивости) способствует школьное образование, которое требует от учащихся осознание и выполнение обязательных заданий, подчинение им активности, произвольного регулирования поведения, умение активно управлять вниманием, слушать, думать, запоминать.

Эффективность этого процесса зависит от использования учителем приемов убеждения, замечания, поощрения и других средств воздействия на ребенка. Злоупотребление негативными оценками, нотациями, наказаниями приводит к ухудшению отношения учащихся к учебным обязанностям, снижение активности, возникновения лени и других отрицательных черт [15, с.46]. Появляется осознание обязанностей, понимание того, что невыполнение правил поведения вредит интересам коллектива и каждого ученика.


Дети склонны к подражанию и доверчивости, что как положительно, так и отрицательно влияет на усвоение норм и правил поведения. В связи с развитием самосознания и малым жизненным опытом дети могут подражать нежелательные формы поведения. Отношения между детьми в классе формируются благодаря учителю, который всегда указывает на некоторых учеников как на образец, одновременно обращая внимание и на недостатки в поведении других.

Большинство детей воспроизводит в своем отношении к одноклассникам отношение учителя, не осознавая критериев, которыми он пользуется при их оценке.

Начинает формироваться общественное мнение по отношению к ученикам, которые успешно учатся и являются дисциплинированными, появляются попытки оценить поступки сверстников. В классном коллективе возникают объединения. Важно держать их в поле зрения, знать, что именно объединяет их участников и находить способы для корректировки их деятельности [16, с.46].

Этот период является невероятно важным для формирования социальной составляющей личности ребенка. От того, как он социализируется в коллективе, какие отношения будет поддерживать с одноклассниками будет зависеть его дальнейшая жизнь.

Также этот период играет определяющую роль в учебной деятельности. Гораздо легче удерживать высокий или средний уровень, если в начале ребенок будет замотивирован и начнет с высоких результатов.

Учитель должен учитывать все анатомо-физиологические, психологические и индивидуально личностные особенности каждого ребенка. В процессе разработки методики развития самостоятельности обращать внимание на состав класса, его структуру, формировать методику в зависимости от имеющейся в данный момент ситуации, но опираясь на теорию.

1.3 Самостоятельная работа как форма организации обучения

Б.П. Есипов, анализируя самостоятельную работу как метод учебной деятельности, пишет: «Самостоятельная работа учащихся, что происходит в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально отведенное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, прилагая свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий »[21, с.56].


Как видим, он отмечает, что для правильной организации процесса обучения во всех его звеньях нужна активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организованной согласно учебно-воспитательной цели. В приведенном высказывании существенно важна положительная оценка самостоятельной работы и руководящая роль педагога.

Анализ психолого-педагогической литературы [8, 5] показал, что развитие самостоятельности в процессе учебной деятельности включает в себя такие стороны: отношение учителя к проявлениям самостоятельности; умение учащихся самостоятельно планировать свою учебную работу; умение выделять главное и второстепенное; оценку учеником трудности в изучении материала; наличие или отсутствие у ученика интереса к материалу, который изучается; самостоятельное применение усвоенных знаний; оценка учеником своей работы и ее результатов.

Умения и навыки самостоятельной работы у учащихся формируются не сами по себе, а в результате специально организованных упражнений, которые органично включаются в учебный процесс. В разделе 2 мы характеризуем отдельные виды таких упражнений.

Умение самостоятельно учиться программирует индивидуальный опыт успешной работы ученика, предотвращает перегрузку, способствует познавательной активности, инициативе, рациональному использованию времени и средств учения. Не менее важно, что человек, привыкший самостоятельно учиться, не теряется в новой познавательной и жизненной ситуации, не останавливается, если нет готовых решений, не ждет подсказки, а самостоятельно ищет источники информации, пути к разрешению. Таким образом, умение учиться меняет стиль мышления и жизни личности.

Раскрытие содержания и объема понятия "умение самостоятельно учиться обусловлено тем, как мы понимаем сущность процесса обучения. В современной психологии и дидактике это целенаправленная взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, которая охватывает мотивацию, планирование, подготовку и ее осуществления, рефлексию и оценки результатов. Только понимая деятельность как целостный и многофункциональный процесс, можно обосновать состав ее компонентов с учетом специфики учебной деятельности.

Самостоятельность в получении знаний предполагает овладение сложными умениями и навыками видеть смысл и цель работы, организацию, умение по-новому подходить к вопросам, которые требуют решения, познавательную и умственную активность и самостоятельность, способность к творчеству.


То есть, при самостоятельной деятельности ученик сам определяет цель деятельности, предмет деятельности и средства деятельности. В процессе деятельности ученик постоянно соотносит предсказуемый результат с условиями и предметом деятельности, благодаря чему отбирает средства деятельности, соответствующие способы выполнения действий и устанавливает последовательность их применения.

Эти положения были положены нами в основу экспериментального исследования указанной проблемы. Характеризуя особенности организации самостоятельной работы учащихся, нужно отметить, что она ни в коем случае не является постоянной, неизменной. Вариативность ее обусловлена ​​тем, что система самостоятельной работы ориентирована на субъекта учебной деятельности.

Предусмотреть темпы развития каждого и, соответственно, прогресс в развитии навыков самостоятельной деятельности довольно трудно.

На современном этапе развития школы стоит вопрос о построении системы самостоятельной работы на основе синтеза новейших педагогических технологий и эффективных методов из арсенала традиционной педагогики. Поэтому перед образованием встает проблема внедрения качественно новых видов, форм и методов организации самостоятельной работы, ориентированных на творческую деятельность учащихся [5, с.47].

Принципы построения дидактической системы организации самостоятельной работы учащихся следующие: системность и последовательность (система организации самостоятельной работы учащихся должна соответствовать таким требованиям, как постепенное усложнение работы, логическая связь между всеми элементами, причинно-следственные связи, относительная логическая завершенность каждого элемента системы, поэтапность представления материала, формирование навыков и др.) посильность (необходимость представления на каждом этапе организации самостоятельной работы задач соответствующих уровню знаний и умений учащихся).

Необходимо предлагать задания, предполагающие самостоятельность работы учащихся, при этом уровень сложности задачи должен соответствовать уровню развития навыков самостоятельной работы учащихся и уровню их знаний. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию положительного отношения к дальнейшему обучению и побуждать к проведению самостоятельных исследований уже на качественно более высоком уровне.

В процессе организации самостоятельной работы учащихся постепенно должна повышаться степень их непосредственного участия в планировании и реализации того или иного учебного задания. При этом под активной позицией ученика мы понимаем его сознательное отношение к выполнению самостоятельной работы. Он вправе сам определять методы работы над задачей и планировать график выполнения. Также ученик должен самостоятельно анализировать полученные в процессе работы результаты.