Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Развитие самостоятельности - актуальная проблема теории и практики).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Развитие самостоятельности - актуальная проблема теории и практики
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся 1-4 классов
1.2.1 Анатомо-физиологические особенности
1.2.2 Развитие психики и познавательной деятельности.
1.3 Самостоятельная работа как форма организации обучения
2.1 Организация самостоятельной работы на уроках в младших классах
2.2 Развитие самостоятельности на примере урока английского языка
На примере изучения на уроках иностранного языка темы «Мои домашние любимцы» в 1 классе хотим привести примеры задач самостоятельной работы.
1) Работа с видео. Учитель дает задание ученикам начальной школы дома посмотреть видео, выписать в словарь названия домашних любимцев, повторять за спикером, пока не изучат слова. А в таблице успехов самостоятельной работы записать тех любимцев, которые они хотели и не хотели бы иметь. Также во время внеурочной работы учитель может показывать картинки, а ученики должны сказать, какие животные изображены на рисунке те, которые были упомянуты в видео. А также указать какого цвета каждое животное.
2) Работа с песней. Учитель дает задачу ученикам прослушать песню дома и пытаться ее спеть. Дети, поет, запоминают названия животных и их звучание. В таблицу успехов младшие школьники записывают количество названий животных, которое они изучили (всего в видео их 40).
Во время внеурочной работы учитель может дать следующие задачи:
- предложить ученикам спеть песню вместе, а затем с выключенным звуком. Дети видят картинки и написаны названия животных, которые им нужно озвучить в песне. А потом каждый школьник называет необычное животное, которое ему нравится.
- можно предложить задание с рисунками. Представить ученикам несколько рисунков, дети должны выбрать из них животных, которых они видели в видео и назвать их на английском языке.
- написать на доске перечень различных животных, которые были предложены в видео, добавив к ним слова другой категории (например, растений), и дать задание ученикам вытереть с доски слова, которые не означают животных. Слова, которые остались, перевести и прочитать.
3) Работа со стихотворением. Как уже отмечалось, мы можем использовать интернет-сервисы для изучения языков, например, http://lingualeo.com. Учитель дает задание ученикам изучить предложенный стихотворение, повторяя за спикером. А потом продекламировать в классе.
4) Творческий уровень. Учитель предлагает ученикам самостоятельно найти названия животных, которые не изучаются по учебнику на уроках, изучить название на английском языке. Дети находят и приносят рисунки на урок, представляют одноклассникам животное.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование навыков учащихся к самостоятельной работе по английскому языку начинается с начальной школы. Для этого учителям нужно мотивировать и заинтересовать учеников, научить организовывать самостоятельную деятельность, подобрать формы, методы и средства обучения и провести своевременную проверку и корректировку задач.
Традиционная теория обучения, которая взята за основу в общеобразовательной школе базируется на информационной модели образования. На современном этапе развития методики и теории преподавания данная модель теряет свою актуальность.
В первую очередь это связанно с процессом глобализации. Ведь в эпоху научно-технологической революции объем учебной информации удваивается каждые десять лет и ставить целью усвоения всей информации становится нецелесообразным.
На первое место выступает задача развития личности ученика, который становится субъектом учебно-воспитательного процесса. Основным методом обучения становится не передача готовой информации от учителя к ученику, а самостоятельная учебная деятельность ученика.
Мы исследовали процесс обучения в начальной школе и проработали психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, обосновали и охарактеризовали основные методические подходы к самостоятельной работе.
Рассмотрели все требования к организации самостоятельной работы для учащихся начальной школы. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема организации самостоятельных работ всегда была в центре педагогических поисков. Но в зависимости от уровня развития педагогической теории и педагогической практики в различные периоды исследовался этот феномен по-разному.
Под самостоятельной работой мы понимаем такую форму организации процесса обучения, которая осуществляется с целью приобретения новых знаний и умений в специально отведенное время без предварительного участия учителя, но под его руководством.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы, мы определили, что основным компонентом готовности в дидактике считают комплекс опорных знаний и умений; положительную мотивацию, которая побуждала бы личность к постоянному самосовершенствованию; высокий уровень самообразования; комплекс умений и навыков самоорганизации и самоконтроля.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования умений и навыков самостоятельной работы учащихся младших классов, а именно развитие самостоятельности - актуальная проблема теории и практики, и психолого-педагогические особенности учащихся 1-4 классов, и самостоятельную работу как форму организации обучения.
Во второй главе исследованы педагогические условия формирования умений и навыков самостоятельной работы учащихся начальной школы, где изучено организацию самостоятельной работы на уроках в младших классах, и анализ передового педагогического опыта по формированию умений и навыков самостоятельной работы у учащихся начальных классов.
Выполнен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обработано состояние развития самостоятельности учащихся начальных классов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Баев Б.Ф. Психология обучения. - М., 1994. - С. 59-61.
- Базелюк И. Организация групповой самостоятельной работы учащихся на этапе усвоения новых знаний // Педагог .: Республ. наук. метод. сб-к. - М .: Сов. шк., 1988. - 117с.
- Бугрий А. Формирование у учащихся приемов умственной деятельности // Начальная школа. - 2005. - № 8. - С. 25-28.
- Буряк В. Самостоятельная работа как вид учебной деятельности школьника // Начальная школа. - 2001. - № 9. - С. 49 - 51.
- Свекла В. К. Самостоятельная работа учащихся. - М .: Просвещение, 1984. - 64 с.
- Голант Э.Я Некоторые Принципиальные вопросы развития самостоятельности школьников. - М., 1944. - С. 11-17.
- Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М .: Просвещение, 1983. - 144 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972. - 268 с. Демченко А. Реализация основных подходов, методов и форм организации самостоятельной работы в современной педагогической практике // Начальная школа. - 2006. - № 7. - С. 19 - 22.
- Деснянский В.П. Самостоятельные работы учащихся 1-4 классов // Начальная школа. - 1998. - № 8. - С. 44-45. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. - М .: Просвещение, 1982. - 319 с.
- Дидора М.И., Ковальчук Т., Стельмах В.А. Условия формирования самостоятельности младших школьников // Начальная школа. - 1989. - № 3. - С. 15 - 16.
- Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М .: Учпедгиз, 1961. - 239 с. Жарова А. В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. - Л .: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. - 75 с.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М .: Просвещение, 1968. - 230 с. Карпова В.А. Об изучении фундаментальных дисциплин. В основе - бригадно-модульная структура // Вестник высшей школы. - 1990. - № 5. - С. 47 - 48.
- Кларк М. Технология образования или педагогическая технология? // Перспективы. Вопросы образования. - М., 1983. - С. 47 - 54.
- Коваль Л. Г. Обоснование понятия педагогическая технология // Гуманитарные аспекты реформирования и развития национальной системы образования. - М., 1994. - С. 192 - 193.
- Коваль Н.С. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М .: Просвещение, 1982. - 96 с.
- Кононко А.Л. Как выявить уровень самостоятельности учащихся // Начальная школа. - 1989. - № 1. - С. 40 - 44.
- Крутецкий В. А. Формирование и развитие способностей учащихся // Сов. школа. - 1972. - № 4. - С. 3 - 7.
- Лернер И. Я. Внимание технологии обучения // Советская пеадгогика. - 1990. - № 3. - С. 139 - 141.
- Лында А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. - М .: Высшая школа, 1979. - 159 с.
- Логачевська С.П. Дифференциация в обычном классе. - М .: Просвещение, 1992. - 180 с. Лозовая В. И. Познавательная активность школьников. - Харьков: Основа, 1990. - 88 с.
- Махмутов М. И. Современный урок. - М .: Педагогика, 1981. - 190с. Марчук Л.Б. Самостоятельная работа как метод разнообразие учебной деятельности учащихся // Начальная школа. - 2000. - № 4. - С. 84-88
- Мелешко В., Мельник Ю. Формирование логических умений как компонента алгоритмической культуры младших школьников // Начальная школа. - 2006. - № 11 - С. 55 - 58.