Файл: Развитие самостоятельности младших школьников (Развитие самостоятельности - актуальная проблема теории и практики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характеризуя особенности организации самостоятельной работы учащихся, нужно отметить, что каждый случай требует индивидуального подхода и видоизменения в зависимости от ситуации. Вариативность обусловлена ​​тем, что система самостоятельной работы ориентирована на субъекта учебной деятельности. А любой человек- неповторимая индивидуальная личность. Предусмотреть темпы развития каждого и, соответственно, прогресс в развитии навыков самостоятельной деятельности практически невозможно.

В научных исследованиях А. М Леонтьева представлены эти компоненты деятельности: мотив, цель, задачи (условия их достижения), результат.

Мотив побуждает к деятельности, цель - осознанное человеком стремления. Это означает, что деятельность важный акт осознания личностью мотива. То есть здесь важный момент положительного самоопределения к деятельности - без этого она не происходит. Таким читал, положительное самоопределение - необходимое условие деятельности, а, следовательно, - одно из условий непрерывности образования

Способность ученика к деятельности иначе можно назвать самореализации. Акт самореализации предполагает достижение поставленной цели. А вместе - способность к самоопределению, и самореализации - гарантируют ученику готовность к развитию на всех этапах его жизни. Следовательно, осуществление как самореализации, так и положительного самоопределений отражая структуру деятельности, - необходимы, условие непрерывности образования.

Именно такие представления о непрерывности образовательного процесса представлены в трудах Л. Петерсон. Она рассматривает непрерывность образования как непрерывность процесса саморазвития личности, основанной на самоопределении и рефлексивной самоорганизации. Такой подход позволяет выделить внутренние психолого-педагогическое подгруппы для построения системы образования, исключающие их разрывы, делает возможным построение траектории саморазвития личности.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


2.1 Организация самостоятельной работы на уроках в младших классах

Теперь образование ориентировано на индивидуальное развитие личности, поэтому учитель должен целенаправленно формировать у учащихся способности к самореализации и саморазвитию, целенаправленно формировать и развивать отдельные качестве ученика, которые помогут ему "найти себя" и реализовать свой потенциал. Процесс обучение стоит сегодня понимать как знание, воспринимать как убеждение, воплощать в действие. Считаем, что одна из главных задач современной школы- научить учащихся самостоятельно работать, поскольку темпы поступления научной информации выросли и практически каждому человеку, который хочет иметь работу и продуктивно работать, необходимо все время обновлять свои знания, а то и переучиваться, а это возможно только при наличии у него умений и навыков самостоятельной работы.

Организуя самостоятельную работу на уроке на этапе формирования эксперимента руководствовались следующими дидактическими требованиями: организовывать самостоятельную работу на всех звеньях учебного процесса, в том числе и во время усвоения нового материала.

Необходимо обеспечить овладение учащимися не только знаниями, но и общими умениями, средствами умственного труда, с помощью которых усваиваются знания.

Задача самостоятельной работы должны быть направлены не столько на усвоение отдельных фактов, сколько на решение различных проблем. В самостоятельной работе надо научить учащихся видеть и формулировать проблемы, самостоятельно решать их, избирательно используя для этого имеющиеся знания, умения и навыки, проверять полученные результаты.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся надо давать им работу, требующую посыльного умственного напряжения [27, с.46].

С одной стороны, эффективность самостоятельной работы учащихся зависит от подготовленности учителя к ее организации, то есть его умение осуществлять диагностику индивидуальных реальных возможностей учащихся, анализировать содержание учебного материала и определять характер возможных трудностей для усвоения его учениками, разрабатывать систему заданий для самостоятельной работы учащихся, оказывать им консультативную помощь.

С другой стороны, она зависит от подготовленности учащихся к самостоятельной работе, от их отношения к ней и владения необходимым запасом знаний по предмету, умение анализировать и структурировать учебный материал с целью его осмысления [28, с.90].


Любая работа дает положительные результаты только тогда, когда она является системной, что удовлетворяет определенные требования. Организуя самостоятельную работу стоит придерживаться следующих основных требований:

а) помогать ученикам усваивать предмет глубоко и прочно;

б) развивать их познавательные способности;

в) формировать умение самостоятельно расширять и углублять знания и применять их на практике;

г) соответствовать основным принципам дидактики, а именно: доступности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности, творческой активности, обучению на высоком уровне.

Задачи, которые входят в систему самостоятельной деятельности, должны быть разными с дидактической целью и содержанием.

Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ должна быть такой, чтобы выполнение одних работ логически вытекало из предыдущих и подготавливало учащихся к выполнению последующих.

Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, что достигается четким определением ее цели; недооценка этого требования приводит к тому, что ученики неправильно выполняют задания, или требуют от учителя дополнительных объяснений, отчего происходит нерациональное использование времени.

Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной, а ее содержание и объем-посильным для учащихся на данном этапе.

Сначала у учащихся необходимо сформировать элементарные навыки самостоятельной деятельности, как при работе с учебником, так и при выполнении практических заданий, рисунков, простых измерений, решению задач. Этому должна предшествовать наглядная демонстрация учителем этих видов деятельности, которая сопровождается четкими объяснениями и записями на доске.

Для самостоятельной работы учащимся необходимо предлагать задачи, решаемые с готовыми алгоритмами, а также и такие, которые требуют их создания. Необходимо учитывать то, что разным ученикам требуется разное количество времени для усвоения одних и тех же знаний, умений и навыков.

Задачи должны быть интересными для учеников. Чрезмерное увлечение самостоятельной работой учащихся может замедлить темп обучения. Учитель определяет цель, содержание, объем, методы и виды самостоятельной работы [2, с.46].

Эффективность самостоятельной работы увеличивается, если она является одной из составляющих учебного процесса и проводится планомерно и систематически, если на каждом уроке для нее отводится определенное время. Только при таких условиях у учащихся формируются устойчивые умения и навыки по выполнению различных видов самостоятельной работы.


Итак, с помощью самостоятельной работы нужно стремиться развивать способности каждого, организовать обучение так, чтобы хорошо подготовленные ученики имели возможность выполнять более сложные задачи, учиться быстрее, а недостаточно подготовлены выполняли менее сложные задачи, но постепенно повышали свой уровень знаний.

Ученики, которые хорошо владеют навыками самостоятельной работы должным работают в группе на этапе начального восприятия нового материала, что особенно важно в старших классах при организации лекционно-семинарских занятий.

Эффективность урока зависит и от того, как учитель умеет реализовать развивающие цели урока.

На этапе урока нужно учить детей осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценку, использую групповую и парную форму взаимоконтроля и взаимного анализа, рефлексивного анализа и контроля.

Основная задача-просто добиться, чтобы все ученики работали на уроке, к тому же охотно, с интересом, результативно, а создать такие условия обучения, при которых каждый ученик мог бы работать на уроке в соответствии с уровнем общей подготовленности на сегодняшний день.

Для ученика, который менее подготовлен должна быть поставлена только посильная задача, чтобы выполнив ее, он увидел положительную перспективу в обучении. А тому, кто хорошо знает учебный материал, предлагаются задания творческого характера.

Следует приучать учащихся внимательно слушать, наблюдать, приобретать навыки, делать выводы. Поэтому объяснение некоторого материала должно быть связано с выполнением практической работы, которая часто помогает создать проблемную ситуацию, которую ученики решают сами или с небольшой помощью учителя. Это способствует лучшему пониманию учебного материала. Чтобы научить учеников слушать и слышать, можно заслушивать ученические рецензии на ответы коллег по классу. В рецензии ученик дает оценку теоретических знаний, указывает на недостатки, дополняет ответ. При проведении практической работы учащиеся вслух комментируют наблюдения, делают выводы, записывают в тетрадь достигнутые результаты. [15, с.35].

Каждый учитель преследует цель - учить детей мыслить, жить, а это значит решать задачи. Конечно частичные способы решения задачи можно забыть, но общее умение, общий подход сохраниться у каждого ребенка на всю жизнь. При решении новой задачи каждый ученик самостоятельно разыскивает подобные ей, уже решались, и использует их как вспомогательные. Так воспитывается умение обращаться к собственному опыту и привлекать его при решении, что развивает самостоятельность мышления [27, с.16].


2.2 Развитие самостоятельности на примере урока английского языка

Главной целью изучения иностранного языка в начальной школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, включающей в себя языковой, речевой, социокультурной, поликультурной, лингвострановедческий и страноведческой компоненты. Одним из главных условий успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции является способность к самообразованию.

Условно можно определить следующие этапы процесса формирования навыков младших школьников к самостоятельному изучению иностранного языка: мотивация и интерес учащихся, обучение организовывать самостоятельную работу, подбор форм, методов и средств обучения, проведения своевременной проверки задач и корректировки ошибок.

Итак, рассмотрим сущность каждого этапа процесса формирования навыков к самостоятельной работе по английскому языку. Учеников начальной школы мотивирует оценка к самостоятельному изучению дополнительного материала. Учитель иностранного языка важно заинтересовать учащихся.

Для возбуждения познавательных интересов нужно создавать условия, воспитывают осознание у учащихся потребности в получении знаний, акцентируя внимание на их полезности для общества и личностной значимости.

В процессе формирования навыков самостоятельной работы по английскому языку можно использовать индивидуальную, групповую и парную формы организации работы. Во время групповой и парной форм работы младший школьник формирует умение работать в коллективе, поэтому каждый ученик пытается внести значительный вклад в работу, а в процессе индивидуальной работы самостоятельно выполняет задания, и учитель может оценить каждого ученика в отдельности.

Система работ должна предусматривать обоснованную последовательность, осложнения их содержания. Учитель к самостоятельной работе должен включать задания всех уровней самостоятельности учащихся для того, чтобы младшие школьники были заинтересованы в совершенствовании и расширении знаний.

Ученые выделяют три уровня самостоятельности учащихся:

  1. Репродуктивный-отвечает за формирование вербальной лексически грамматической базы. На этом уровне происходит усвоение и закрепление языкового материала;
  2. Наполовину творческий уровень-осуществляется перенос приобретенных умений и навыков на аналогичные ситуации;
  3. творческий уровень-связан с формированием умений осуществлять поиск при решении коммуникативных задач.