Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере МО «г. Северодвинск»). Понятие, сущность и принципы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По состоянию на 01.01.2018 на учете состоит 276 семей, желающих получить субсидии на строительство и приобретение жилья за счет средств местного бюджета, из них приняты на учет в 2017 году 4 семьи.

Таблица 3[50]

Количество субсидий на строительство и приобретение жилья, полученных и реализованных жителями Северодвинска.

Год выдачи

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Количество семей

3

21

12

8

7

4

Результатом реализации программы является улучшение жилищных условий граждан и уменьшение количества очередников на жилье, в том числе граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.

Краткие выводы. Изучив социальную сферу МО «Северодвинск» на основе отчета мэра и Администрации города Северодвинск за 2017 год, мы можем сделать следующие выводы. На территории муниципального образования существует достаточное количество территорий для жилищного строительства, однако они не подготовлены с точки зрения инфраструктуры. Существует острая проблема ветхого и аварийного жилья. При этом в сельской местности муниципального образования (п. Палозеро, Ненокса) существует фонд бесхозны домов.

В городе существует достаточное по вместимости количество учреждений образования и здравоохранения. Сформированы условия для развития культуры и творчества. Однако наблюдается значительный моральный и физический износ учреждений социальной сферы.

Также к проблемам следует отнести недостаточный уровень инженерной инфраструктуры в сельской местности муниципального образования, высокий процент износа инженерных сетей.

4.ФИНАНСЫ МО «СЕВЕРОДВИНСК»

4.1. Финансы.

Наибольший удельный вес в собственных доходах местного бюджета занимают налоговые доходы. Основные поступления в бюджет Северодвинска обеспечены тремя доходными источниками: налогом на доходы физических лиц, единым налогом на вменённый доход и земельным налогом.

Значительная доля доходов местного бюджета приходится на средства, полученные в рамках межбюджетных отношений (дотации, субвенции, трансферты).[51]


Основные расходы бюджета направлены на устойчивое финансовое обеспечение отраслей бюджетной сферы с целью сохранения и развития системы образования, культуры, физической культуры и спорта, повышения уровня жизни и социальной защищенности населения города, обеспечение доступности и качества основных социальных благ.

Начиная с 2014 года основная часть расходов местного бюджета производится в рамках реализации мероприятий 15 муниципальных программ Северодвинска. Список программ представлен в Приложении Д.

За последние годы в бюджете Северодвинска возросла доля расходов, направляемых на развитие и модернизацию объектов муниципальной формы собственности. Это объясняется значительным увеличением расходов на жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, включающее расходы на благоустройство города.

Расходы на осуществление бюджетных инвестиций производятся в рамках Адресной инвестиционной программы муниципального образования «Северодвинск», ежегодно утверждаемой постановлением Администрации Северодвинска на очередной финансовый год и на плановый период последующих двух лет.

На территории муниципального образования реализуются следующие программы:

1. Программа развития судостроительного инновационного территориального кластера (СИТК) Архангельской области. Программа развития СИТК Архангельской области утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 07.10.2014 № 390-пп «Об утверждении программы развития судостроительного инновационного территориального кластера Архангельской области на 2014–2016 годы». [52]

2. Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Северодвинска Архангельской области на 2010–2020 годы.[53]

Утвержден в 2010 году распоряжением Правительства Архангельской области от 23.11.2010 № 594-рп «Об утверждении комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Северодвинска Архангельской области на 2010–2020 годы»[54] и постановлением Администрации Северодвинск от 30.11.2010 № 447-па «Об утверждении комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Северодвинска Архангельской области на 2010–2020 годы».[55]

За период 2010–2017 годов в рамках реализации инвестиционных проектов и мероприятий КИП Северодвинска (включая Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства) организовано 776 новых рабочих мест, а также сохранено – 4599 рабочих мест, в том числе в 2017 году – организовано 79 новых рабочих мест, сохранено – 279 рабочих мест.


В 2018-2020 годах планируется продолжить работу по реализации проектов и мероприятий КИП Северодвинска и привлечению для их реализации инвестиций из федерального и регионального бюджетов.

3. Программа «Комплексное развитие моногорода Северодвинска Архангельской области».[56] С целью обеспечения комплексного развития моногорода Северодвинска продолжена реализация мероприятий программы «Комплексное развитие моногорода Северодвинска», запланированных на период с декабря 2016 года по декабрь 2025 года. Программа реализуется в рамках приоритетной федеральной программы «Комплексное развитие моногородов». Предусмотрены мероприятия и проекты по следующим приоритетным направлениям:

- повышение инвестиционной привлекательности моногорода;

- повышение эффективности муниципального управления;

- развитие городской среды и благоустройство;

- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

- содействие реализации инвестиционных проектов;

- получение мер государственной (федеральной и региональной) поддержки моногородов;

- развитие образования;

- развитие здравоохранения;

- развитие промышленности;

- развитие объектов транспортной инфраструктуры;

- развитие коммунальной инфраструктуры;

- развитие физической культуры и спорта;

- экологическое развитие;

- развитие туризма.

4. Генеральный план муниципального образования «Северодвинск».

Генеральный план муниципального образования «Северодвинск» (I раздел – город Северодвинск) утвержден решением Совета депутатов Северодвинска от 14.12.2017 № 35.[57]

Генеральный план определяет основные направления реализации государственной и региональной политики в области градостроительства с учётом особенностей социально-экономического развития и природно-климатических условий территории муниципального образования «Северодвинск».

Одной из основных задач генерального плана является выработка предложений по развитию и укреплению сложившихся систем расселения за счет комплекса мероприятий, направленных на улучшение социально-бытового обслуживания и развитию инженерных сооружений и коммуникаций.

Положения генерального плана муниципального образования "Северодвинск" (I раздел - город Северодвинск) являются основанием для разработки документации по планировке территории города, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, охраны окружающей среды и учитываются при разработке (актуализации) правил землепользования и застройки.


5. Муниципальные программы. В целях реализации положений Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» органами Администрации Северодвинска - ответственными исполнителями муниципальных программ были разработаны новые муниципальные программы на шестилетний период со сроком реализации 2016-2021 годы[58]. В соответствии с распоряжением Администрации Северодвинска от 25.06.2015 № 138-ра «Об утверждении Перечня муниципальных программ Северодвинска», на территории Северодвинска в 2016 - 2018 годах реализуется 15 муниципальных программ (см. Приложение Д).

Муниципальные программы сгруппированы в три ключевых блока:

1. Повышение качества жизни и развитие человеческого капитала.

2. Инновационное развитие и модернизация экономики.

3. Совершенствование системы управления.

В свою очередь, данные блоки можно разделить на направления, которые ориентированы, с одной стороны, на разрешение имеющихся в экономике и социальной сфере Северодвинска проблем, с другой стороны, – на закрепление и усиление существующих позитивных тенденций.

Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.[59]

Рассмотрим таблицу.

Таблица 4.[60]

Объем межбюджетных трансфертов МО «Северодвинск», получаемых из областного бюджета в 2019 году.

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙСИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 551 695,3

СУБСИДИИ БЮДЖЕТАМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ СУБСИДИИ)

66 029,7

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

СУБВЕНЦИИ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

2 253 216,9

Субвенции бюджетам городских округов на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации

27 643,7

Субвенции бюджетам городских округов на компенсацию части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования

55 043,7

Субвенции бюджетам городских округов на предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

10 132,7

Субвенции бюджетам городских округов на осуществление полномочий по составлению (изменению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

62,9

Прочие субвенции бюджетам городских округов

2 160 333,9

ИНЫЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

232 448,7

Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам городских округов на создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования

229 993,1

Прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам городских округов

1 522,8


Для сравнения, рассмотрим направления межбюджетных трансфертов в 2018 году: 19 миллионов рублей направлено на увеличение МРОТ работникам сферы культуры и образования, 400 тысяч рублей - на установку автобусной остановки на Карла Маркса. 56,2 миллиона рублей было выделено на строительство нового детского сада. Ещё 1,9 миллиона рублей из областного бюджета было направлено на повышение МРОТ подразделениям, входящим в структуру администрации города.[61]

Таким образом, межбюджетные трансферты, направляемые в бюджет МО «Северодвинск», носят преимущественно субвенциальный характер и направлены, прежде всего, на социальную сферу развития муниципального образования. Объем трансфертов в 2019 году значительно превышает показатели 2018 года.

4.2. Сравнительная характеристика бюджетов МО «город Архангельск» и МО «Северодвинск» на 2019 год.

Сравнительная характеристика составлена на основе Сведений б исполнении местного бюджета города Северодвинска на 1.10.2017 [62]и Решения Архангельской Городской Думы от 23 мая 2018 г. № 666 "Об исполнении городского бюджета за 2017 год".[63]

Таблица 5.

Сравнительная характеристика бюджетов МО «АРХАНГЕЛЬСК»[64] и МО «СЕВЕРОДВИНСК»[65] на 2018год.

Показатели

Северодвинск

Архангельск

тыс. руб

%

тыс. руб

%

ДОХОДЫ

Налоговые и неналоговые доходы

2371072,1

51,4

4422000,0

53,37

Налоговые доходы

1974707,2

42,8

4271900,0

51,56

Из них

Налог на доходы физических лиц

1693751,6

36,7

2861200,0

34,53

Налог на имущество организаций

-

-

-

-

Неналоговые доходы

396364,9

8,6

150100,0

1,81

Безвозмездные поступления

2244082,1

48,6

3863700,0

46,63

ВСЕГО доходов:

4615154,1

100

8285700,0

100

РАСХОДЫ

Общегосударственные вопросы

285536,3

6,2

757930,0

9,28

Национальная безопасность и

правоохранительная деятельность

34633,5

0,75

32050,4

0,39

Национальная экономика

320676,6

6,9

791002,4

9,68

Жилищно-коммунальное

хозяйство

1023104,7

22,1

1035306,2

12,67

Охрана окружающей среды

665,0

0,01

0

0

Образование

2431083,8

52,6

4491521,5

54,98

Культура и кинематография

183450,6

3,96

316087,8

3,87

Социальная политика

238691,5

5,1

587829,8

7,19

Физическая культура и спорт

24690,2

0,5

30750,4

0,38

Средства массовой информации

0

0

13340,4

0,16

Обслуживание государственного и

муниципального долга

79380,5

1,7

114280,5

1,4

ВСЕГО расходов:

4621912,7

100

8170099,9

100

Дефицит (-), профицит (+) местного бюджета

-

6758,5

+

115600,1