Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере МО «г. Северодвинск»). Понятие, сущность и принципы..pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Обзор основных теоретических концепций муниципального управления в России.
1.2. Понятие, сущность, принципы и функции местного самоуправления.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МО «ГОРОД СЕВЕРОДВИНСК»
2.2. Органы местного самоуправления.
2.3. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
3. НАСЕЛЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА МО «СЕВЕРОДВИНСК»
4.2. Сравнительная характеристика бюджетов МО «город Архангельск» и МО «Северодвинск» на 2019 год.
5.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ МО «СЕВЕРОДВИНСК»
По состоянию на 01.01.2018 на учете состоит 276 семей, желающих получить субсидии на строительство и приобретение жилья за счет средств местного бюджета, из них приняты на учет в 2017 году 4 семьи.
Таблица 3[50]
Количество субсидий на строительство и приобретение жилья, полученных и реализованных жителями Северодвинска.
Год выдачи |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Количество семей |
3 |
21 |
12 |
8 |
7 |
4 |
Результатом реализации программы является улучшение жилищных условий граждан и уменьшение количества очередников на жилье, в том числе граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.
Краткие выводы. Изучив социальную сферу МО «Северодвинск» на основе отчета мэра и Администрации города Северодвинск за 2017 год, мы можем сделать следующие выводы. На территории муниципального образования существует достаточное количество территорий для жилищного строительства, однако они не подготовлены с точки зрения инфраструктуры. Существует острая проблема ветхого и аварийного жилья. При этом в сельской местности муниципального образования (п. Палозеро, Ненокса) существует фонд бесхозны домов.
В городе существует достаточное по вместимости количество учреждений образования и здравоохранения. Сформированы условия для развития культуры и творчества. Однако наблюдается значительный моральный и физический износ учреждений социальной сферы.
Также к проблемам следует отнести недостаточный уровень инженерной инфраструктуры в сельской местности муниципального образования, высокий процент износа инженерных сетей.
4.ФИНАНСЫ МО «СЕВЕРОДВИНСК»
4.1. Финансы.
Наибольший удельный вес в собственных доходах местного бюджета занимают налоговые доходы. Основные поступления в бюджет Северодвинска обеспечены тремя доходными источниками: налогом на доходы физических лиц, единым налогом на вменённый доход и земельным налогом.
Значительная доля доходов местного бюджета приходится на средства, полученные в рамках межбюджетных отношений (дотации, субвенции, трансферты).[51]
Основные расходы бюджета направлены на устойчивое финансовое обеспечение отраслей бюджетной сферы с целью сохранения и развития системы образования, культуры, физической культуры и спорта, повышения уровня жизни и социальной защищенности населения города, обеспечение доступности и качества основных социальных благ.
Начиная с 2014 года основная часть расходов местного бюджета производится в рамках реализации мероприятий 15 муниципальных программ Северодвинска. Список программ представлен в Приложении Д.
За последние годы в бюджете Северодвинска возросла доля расходов, направляемых на развитие и модернизацию объектов муниципальной формы собственности. Это объясняется значительным увеличением расходов на жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, включающее расходы на благоустройство города.
Расходы на осуществление бюджетных инвестиций производятся в рамках Адресной инвестиционной программы муниципального образования «Северодвинск», ежегодно утверждаемой постановлением Администрации Северодвинска на очередной финансовый год и на плановый период последующих двух лет.
На территории муниципального образования реализуются следующие программы:
1. Программа развития судостроительного инновационного территориального кластера (СИТК) Архангельской области. Программа развития СИТК Архангельской области утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 07.10.2014 № 390-пп «Об утверждении программы развития судостроительного инновационного территориального кластера Архангельской области на 2014–2016 годы». [52]
2. Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Северодвинска Архангельской области на 2010–2020 годы.[53]
Утвержден в 2010 году распоряжением Правительства Архангельской области от 23.11.2010 № 594-рп «Об утверждении комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Северодвинска Архангельской области на 2010–2020 годы»[54] и постановлением Администрации Северодвинск от 30.11.2010 № 447-па «Об утверждении комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Северодвинска Архангельской области на 2010–2020 годы».[55]
За период 2010–2017 годов в рамках реализации инвестиционных проектов и мероприятий КИП Северодвинска (включая Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства) организовано 776 новых рабочих мест, а также сохранено – 4599 рабочих мест, в том числе в 2017 году – организовано 79 новых рабочих мест, сохранено – 279 рабочих мест.
В 2018-2020 годах планируется продолжить работу по реализации проектов и мероприятий КИП Северодвинска и привлечению для их реализации инвестиций из федерального и регионального бюджетов.
3. Программа «Комплексное развитие моногорода Северодвинска Архангельской области».[56] С целью обеспечения комплексного развития моногорода Северодвинска продолжена реализация мероприятий программы «Комплексное развитие моногорода Северодвинска», запланированных на период с декабря 2016 года по декабрь 2025 года. Программа реализуется в рамках приоритетной федеральной программы «Комплексное развитие моногородов». Предусмотрены мероприятия и проекты по следующим приоритетным направлениям:
- повышение инвестиционной привлекательности моногорода;
- повышение эффективности муниципального управления;
- развитие городской среды и благоустройство;
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- содействие реализации инвестиционных проектов;
- получение мер государственной (федеральной и региональной) поддержки моногородов;
- развитие образования;
- развитие здравоохранения;
- развитие промышленности;
- развитие объектов транспортной инфраструктуры;
- развитие коммунальной инфраструктуры;
- развитие физической культуры и спорта;
- экологическое развитие;
- развитие туризма.
4. Генеральный план муниципального образования «Северодвинск».
Генеральный план муниципального образования «Северодвинск» (I раздел – город Северодвинск) утвержден решением Совета депутатов Северодвинска от 14.12.2017 № 35.[57]
Генеральный план определяет основные направления реализации государственной и региональной политики в области градостроительства с учётом особенностей социально-экономического развития и природно-климатических условий территории муниципального образования «Северодвинск».
Одной из основных задач генерального плана является выработка предложений по развитию и укреплению сложившихся систем расселения за счет комплекса мероприятий, направленных на улучшение социально-бытового обслуживания и развитию инженерных сооружений и коммуникаций.
Положения генерального плана муниципального образования "Северодвинск" (I раздел - город Северодвинск) являются основанием для разработки документации по планировке территории города, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, охраны окружающей среды и учитываются при разработке (актуализации) правил землепользования и застройки.
5. Муниципальные программы. В целях реализации положений Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» органами Администрации Северодвинска - ответственными исполнителями муниципальных программ были разработаны новые муниципальные программы на шестилетний период со сроком реализации 2016-2021 годы[58]. В соответствии с распоряжением Администрации Северодвинска от 25.06.2015 № 138-ра «Об утверждении Перечня муниципальных программ Северодвинска», на территории Северодвинска в 2016 - 2018 годах реализуется 15 муниципальных программ (см. Приложение Д).
Муниципальные программы сгруппированы в три ключевых блока:
1. Повышение качества жизни и развитие человеческого капитала.
2. Инновационное развитие и модернизация экономики.
3. Совершенствование системы управления.
В свою очередь, данные блоки можно разделить на направления, которые ориентированы, с одной стороны, на разрешение имеющихся в экономике и социальной сфере Северодвинска проблем, с другой стороны, – на закрепление и усиление существующих позитивных тенденций.
Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.[59]
Рассмотрим таблицу.
Таблица 4.[60]
Объем межбюджетных трансфертов МО «Северодвинск», получаемых из областного бюджета в 2019 году.
Наименование показателя |
Сумма, тыс. руб. |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙСИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
2 551 695,3 |
СУБСИДИИ БЮДЖЕТАМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ СУБСИДИИ) |
66 029,7 |
Наименование показателя |
Сумма, тыс. руб. |
СУБВЕНЦИИ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ |
2 253 216,9 |
Субвенции бюджетам городских округов на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации |
27 643,7 |
Субвенции бюджетам городских округов на компенсацию части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования |
55 043,7 |
Субвенции бюджетам городских округов на предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. |
10 132,7 |
Субвенции бюджетам городских округов на осуществление полномочий по составлению (изменению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации. |
62,9 |
Прочие субвенции бюджетам городских округов |
2 160 333,9 |
ИНЫЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
232 448,7 |
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам городских округов на создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования |
229 993,1 |
Прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам городских округов |
1 522,8 |
Для сравнения, рассмотрим направления межбюджетных трансфертов в 2018 году: 19 миллионов рублей направлено на увеличение МРОТ работникам сферы культуры и образования, 400 тысяч рублей - на установку автобусной остановки на Карла Маркса. 56,2 миллиона рублей было выделено на строительство нового детского сада. Ещё 1,9 миллиона рублей из областного бюджета было направлено на повышение МРОТ подразделениям, входящим в структуру администрации города.[61]
Таким образом, межбюджетные трансферты, направляемые в бюджет МО «Северодвинск», носят преимущественно субвенциальный характер и направлены, прежде всего, на социальную сферу развития муниципального образования. Объем трансфертов в 2019 году значительно превышает показатели 2018 года.
4.2. Сравнительная характеристика бюджетов МО «город Архангельск» и МО «Северодвинск» на 2019 год.
Сравнительная характеристика составлена на основе Сведений б исполнении местного бюджета города Северодвинска на 1.10.2017 [62]и Решения Архангельской Городской Думы от 23 мая 2018 г. № 666 "Об исполнении городского бюджета за 2017 год".[63]
Таблица 5.
Сравнительная характеристика бюджетов МО «АРХАНГЕЛЬСК»[64] и МО «СЕВЕРОДВИНСК»[65] на 2018год.
Показатели |
Северодвинск |
Архангельск |
||||||
тыс. руб |
% |
тыс. руб |
% |
|||||
ДОХОДЫ |
||||||||
Налоговые и неналоговые доходы |
2371072,1 |
51,4 |
4422000,0 |
53,37 |
||||
Налоговые доходы |
1974707,2 |
42,8 |
4271900,0 |
51,56 |
||||
Из них |
||||||||
Налог на доходы физических лиц |
1693751,6 |
36,7 |
2861200,0 |
34,53 |
||||
Налог на имущество организаций |
- |
- |
- |
- |
||||
Неналоговые доходы |
396364,9 |
8,6 |
150100,0 |
1,81 |
||||
Безвозмездные поступления |
2244082,1 |
48,6 |
3863700,0 |
46,63 |
||||
ВСЕГО доходов: |
4615154,1 |
100 |
8285700,0 |
100 |
||||
РАСХОДЫ |
||||||||
Общегосударственные вопросы |
285536,3 |
6,2 |
757930,0 |
9,28 |
||||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
34633,5 |
0,75 |
32050,4 |
0,39 |
||||
Национальная экономика |
320676,6 |
6,9 |
791002,4 |
9,68 |
||||
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1023104,7 |
22,1 |
1035306,2 |
12,67 |
||||
Охрана окружающей среды |
665,0 |
0,01 |
0 |
0 |
||||
Образование |
2431083,8 |
52,6 |
4491521,5 |
54,98 |
||||
Культура и кинематография |
183450,6 |
3,96 |
316087,8 |
3,87 |
||||
Социальная политика |
238691,5 |
5,1 |
587829,8 |
7,19 |
||||
Физическая культура и спорт |
24690,2 |
0,5 |
30750,4 |
0,38 |
||||
Средства массовой информации |
0 |
0 |
13340,4 |
0,16 |
||||
Обслуживание государственного и муниципального долга |
79380,5 |
1,7 |
114280,5 |
1,4 |
||||
ВСЕГО расходов: |
4621912,7 |
100 |
8170099,9 |
100 |
||||
Дефицит (-), профицит (+) местного бюджета |
- |
6758,5 |
+ |
115600,1 |