Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере муниципального образования «Вельское» Вельского муниципального района).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Общая характеристика и особенности муниципального образования
1.2 Виды муниципальных образований
1.3 Система управления муниципальным образованием
2.1 Характеристика муниципального образования «Вельское» Вельского муниципального района
2.2 Анализ системы управления муниципальным образованием «Вельское» Вельского муниципального района
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МО «ВЕЛЬСКОЕ»
3.2 Приоритеты работы органов местного самоуправления МО «Вельское»
Социальная сфера
Здравоохранение. В поселении находится районная больница на 31 койку, Укомплектованность врачебных должностей в лечебно-профилактических учреждениях поселения составляет 56%, средним медперсоналом – 83%. Обеспеченность населения врачами составляет 19,6 на 10 тысяч населения при среднеобластном показателе – 43,6. Обеспеченность средними медицинскими работниками – 88,6 на 10 тыс. населения при среднеобластном показателе – 111,2.
Районная больница №2 имеет корпуса 1962 года постройки, требующие капитального ремонта.
Большая часть медоборудования морально и физически устарела. Необходимо приобретение и обновление стерилизационного оборудования, автомобилей, организация ортопедического кабинета.
Заболеваемость населения района имеет тенденцию к увеличению. Общая заболеваемость в 2015 году – 1082,7, в 2016 году – 1096,5 на 1 тыс. населения, первичная – в 2015 году – 627,1, в 2016 году – 640,8 на 1 тыс. населения. Однако показатели заболеваемости ниже среднеобластных (1664,5 – общая заболеваемость, 952,1 на 1 тыс. населения – первичная), что свидетельствует о недоступности медицинской помощи. Одна из причин этого – отсутствие постоянного транспортного сообщения и высокая стоимость авиабилетов.
Выросла заболеваемость органов дыхания, системы кровообращения, сахарным диабетом. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу остается напряженной. За последние 10 лет возросла заболеваемость онкологическими заболеваниями.
В целях привлечения в поселение врачей и специалистов Администрацией муниципального образования без задержек предоставляются жилые помещения.
Образование
Сеть учреждений образования, сохраняемая на протяжении многих лет, позволяет обеспечить право граждан на получение основного общего и среднего общего образования.
По состоянию на 01.01.2017 года в системе образования территории поселка, входят: Средняя школа, 2 детских сада, ГОУ ПУ № 16, детско-юношеская спортивная школа, дом детского творчества.
Посещаемость дошкольных учреждений составляет 76%. В целом поселение укомплектовано педагогическими кадрами, но существует проблема с подбором учителей иностранного языка и организацией курсовой подготовки педагогов.
В последние годы укрепилась учебно-материальная база образовательных учреждений.
По областным программам в школы поступает компьютерная техника и автобусы для перевозки школьников. Общеобразовательные школы района оснащены компьютерными классами.
В Вельске на протяжении многих лет функционирует профессиональное училище № 16. За годы существования для производства и сферы обслуживания в училище подготовлено на бюджетной основе около 7 тысяч квалифицированных кадров, около 800 человек на внебюджетной основе; в том числе для лесной отрасли около 4 тысяч человек с начальным профессиональным образованием. База ПУ позволяет организовать и дополнительное обучение (курсы повышения квалификации)
Ежегодно здесь обучается более 180 человек из разных районов области.
Культура
В муниципальном образовании работает3предприятия культурно – досугового типа:
- Муниципальное учреждение культуры «Вельский дом культуры»;
- Межпоселенческая библиотека Вельского района;
- Филиал детской школы искусств Вельского района.
Одной из основных проблем в работе библиотечной системы является состояние библиотечного фонда, за последние десять лет книжный фонд библиотек уменьшился на 7 тысяч экземпляров. Просматривается тенденция к увеличению количества изданий, списываемых по причине ветхости, и составляет 3,5 % от общего количества списываемой литературы. Это свидетельствует об интенсивном использовании фонда. Новые поступления составляют лишь 2,9 % при норме 10 %.
Два коллектива имеют звания «народный»: хор, театр. За счет местного бюджета произведено обновление сценического оборудования, укомплектование музыкальными инструментами и техническими средствами.
Промышленность
Таблица 2.7 – Производство основных видов продукции промышленности в натуральном выражении [3]
Ед.изм. |
2014г |
2015г |
2016г. |
|
Производство пиломатериалов |
Тыс. кбм |
- |
- |
14 |
Электроэнергия, всего |
Млн.квт. |
5,27 |
5,42 |
6,37 |
Теплоэнергия, всего |
Тыс.гкал. |
4,32 |
4,26 |
4,36 |
Хлеба и хлебобулочных изделий |
Тонн |
237,0 |
265,0 |
251,0 |
Лесопромышленный комплекс
Основное направление промышленного производства до недавнего времени занимала деревообрабатывающая отрасль. Основным промышленным предприятием района остается ООО «Вельский ЛДЗ». После двух лет простоя предприятие приобрел новый собственник и марте 2016 года завод вновь заработал. За период 2016 года предприятие отправило на экспорт 7 тыс. куб. м. пиломатериалов, и 7 тыс. куб. м. пиломатериалов на внутренний рынок.
Транспорт и связь
Основные транспортные предприятия: ОАО «2 авиаотряд». Силами 2-го авиаотряда осуществляется авиатранспортное сообщение внутри района, выполняются также авиарейсы Вельск-Архангельск. Основная работа составляет в период распуты. С вводом дороги на Архангельск, в зимний и летний периоды, происходит спад пассажиропотока на авиатранспорте из-за высоких тарифов.
Вследствие невостребованности авиа- и морского транспорта, инфраструктура в настоящий момент развивается за счет потоков автомобильных перевозок.
Жилищно-коммунальное хозяйство
В настоящее время муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-Эксплуатационное управление», являющееся монополистом в области коммунальных услуг, не приносит доходов в местный бюджет, работает с убытком и не имеет средств для уплаты налогов, обязательных платежей и коммунальных услуг. Администрация считает нецелесообразным поддержание деятельности убыточного муниципального предприятия. С другой стороны, администрация уверена, что в муниципальной собственности должны находиться те предприятия, которые обеспечивают жизненно важные функции муниципального хозяйства и услуги, необходимые для населения, которые требуют особых условий их производства либо непривлекательны для частного сектора. В муниципальном образовании это предприятия жилищно-коммунального хозяйства, тарифы на услуги, которых (кроме тепловой и электрической энергии) регулирует поселковая администрация и, соответственно, контролирует их финансово-хозяйственную деятельность.
Муниципальный жилищный фонд поселения по состоянию на 01.01.2017 года состоит из 147 жилых домов общей площадью 67 тыс. кв. м. Все дома в деревянном исполнении. На сегодняшний день 63 жилых дома согласно нормативному сроку службы требуют капитального ремонта, 26 домов - замены внутренней электропроводки, 57 деревянных жилых домов - замены кровли.
В 2016 году начато строительство нового 8-ми квартирного дома, сдача в эксплуатацию планируется в сентябре 2018 года.
Очень серьезную проблему представляет то, что значительная часть муниципального жилищного фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте, объемы которого по сравнению с 1980-ми гг. сократились в несколько раз и не соответствуют потребности. Эта проблема связана с недостаточным бюджетным финансированием. Данную проблему не решить за счет введения платы за капитальный ремонт мест общего пользования.
В ходе жилищной реформы на 1 января 2014 г. в МО «Вельский район» был установлен уровень платежей для населения за жилищно-коммунальные услуги в размере 100 % всех затрат.
Рост цен на топливные ресурсы повлек за собой необходимость пересмотра тарифов практически на все жилищно-коммунальные услуги. При этом администрация муниципального образования исходит из того, что тарифы должны быть экономически обоснованными, т.е. ставит на первое место приоритеты населения и учитывает необходимость того, что деятельность предприятий ЖКХ не должна быть убыточна.
Население широко пользуется предоставленными субсидиями. Если плата за квартиру составляет более 22 % совокупного дохода семьи, то семья имеет право на получение субсидии из бюджета. Это направление поддержки постоянно возрастает.
Потребность в лесосечном фонде составляет 4 тысячи кубометров, из них на дрова- 3,6 тысяч кубометров.
Вопросами водоснабжения, занимается ОАО «АрхоблЭнерго», на балансе которого находится 12водоколонок с протяженностью водопроводов 8 км.
Энергетика
Электроснабжение осуществляется от сетей ОАО «АрхоблЭнерго». В ведении предприятия находится дизельная, 25 км сетей линий передач электроэнергии. Многолетний опыт работы данного предприятия позволяет бесперебойно обеспечивать электроэнергией жителей поселка на основе непрерывного улучшения качества услуг.
Торговля и потребительский рынок
За 2014-2016 годы потребительский рынок муниципального образования характеризовался положительной динамикой развития розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг.
Оборот розничной торговли за 2016 год составил 113,1% к уровню 2015 года, в том числе на душу населения - 113,4 %. В соответствии с областными тенденциями в районе совершенствуются формы торгового обслуживания, укрупняются предприятия розничной торговли. К сожалению, наблюдается дисбаланс в обеспеченности объектами торговли и общественного питания.
На территории поселения функционирует 1 точка потребительской кооперации и 23 точки частных предпринимателей. Из них магазинов самообслуживания – 1. По видам деятельности они распределяются следующим образом: 1 точка общественного питания на 50 посадочных мест; 3 предприятия хлебопечения с объемом выпускаемой продукции 3000 буханок в сутки; 1 парикмахерская; 1 аптека и 1 аптечный пункт.
На 1 января 2015года обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тыс. жителей составляет 451,5 кв.м., средний показатель по области 312.
В силу объективных причин наш район остается «завозным». Для удовлетворения потребительского спроса населения района осуществляется завоз товаров из-за пределов района, области.
В макроструктуре оборота розничной торговли крупных и средних организаций преобладающую долю занимают продовольственные товары - 79,8%.
В перспективе для потребительского рынка будет характерна стабильная ситуация. Потребности населения в основных потребительских товарах будут удовлетворяться. Произойдет увеличение выпуска и расширение ассортимента кондитерских изделий силами потребительской кооперации за счет ввода дополнительных мощностей.
Малое предпринимательство
На территории МО «Вельское» по состоянию на 1 января 2015 года в сфере малого предпринимательства зарегистрировано 4 малых предприятий, в которых занято около 26 человек; 27 индивидуальных предпринимателей, у которых работает по договорам – ориентировочно 76 человек.
Малые предприятия представлены торговлей, фармацевтической деятельностью. В 2014 году перечень оказываемых услуг расширился. Появились: мобильная связь, сеть бытовых услуг, услуги «такси», авторемонт, юридические, преподавательские услуги.
До 60 % хлебобулочных изделий производится в частных мини-пекарнях.
Выводы по 2 главе.
Муниципальное образование «Вельское» Вельского муниципального района расположено на левом берегу Северной Двины, к югу от города Архангельска. В границы муниципального образования «Вельское» входят территории города Вельска, деревень Дюковская, Плесовская и железнодорожной станции Вага.
Административный центр – город Вельск.
Органы местного самоуправления Вельского городского поселения составляют: Совет депутатов; глава Вельского городского поселения администрация Вельского городского поселения.
Исследование социально-экономических показателей выявило, что В ускорении социально-экономического развития МО «Вельское» ещё не в полной мере используются рыночные инструменты. Недостаточно последовательно и эффективно формируется адекватный рыночной экономике рынок рабочей силы (труда), развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства. Имеет место несогласованность планов в отраслевом и региональном разрезах.
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МО «ВЕЛЬСКОЕ»
3.1 Проблемы, препятствующие повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления МО «Вельское»
Одним из действенных рычагов социально-экономического развития муниципальных образований является совершенствование межбюджетных отношений между региональным и местными бюджетами. Оно должно быть направлено на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала, что соответствует основным критериям, в соответствии с которыми оценивают и регулируют территориальную асимметрию.