Файл: Особенности управления муниципальным образованием (на примере муниципального образования «Вельское» Вельского муниципального района).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Общая характеристика и особенности муниципального образования

1.2 Виды муниципальных образований

1.3 Система управления муниципальным образованием

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ «ВЕЛЬСКОЕ» ВЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

2.1 Характеристика муниципального образования «Вельское» Вельского муниципального района

2.2 Анализ системы управления муниципальным образованием «Вельское» Вельского муниципального района

3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МО «ВЕЛЬСКОЕ»

3.1 Проблемы, препятствующие повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления МО «Вельское»

3.2 Приоритеты работы органов местного самоуправления МО «Вельское»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Социальная сфера

Здравоохранение. В поселении находится районная больница на 31 койку, Укомплектованность врачебных должностей в лечебно-профилактических учреждениях поселения составляет 56%, средним медперсоналом – 83%. Обеспеченность населения врачами составляет 19,6 на 10 тысяч населения при среднеобластном показателе – 43,6. Обеспеченность средними медицинскими работниками – 88,6 на 10 тыс. населения при среднеобластном показателе – 111,2.

Районная больница №2 имеет корпуса 1962 года постройки, требующие капитального ремонта.

Большая часть медоборудования морально и физически устарела. Необходимо приобретение и обновление стерилизационного оборудования, автомобилей, организация ортопедического кабинета.

Заболеваемость населения района имеет тенденцию к увеличению. Общая заболеваемость в 2015 году – 1082,7, в 2016 году – 1096,5 на 1 тыс. населения, первичная – в 2015 году – 627,1, в 2016 году – 640,8 на 1 тыс. населения. Однако показатели заболеваемости ниже среднеобластных (1664,5 – общая заболеваемость, 952,1 на 1 тыс. населения – первичная), что свидетельствует о недоступности медицинской помощи. Одна из причин этого – отсутствие постоянного транспортного сообщения и высокая стоимость авиабилетов.

Выросла заболеваемость органов дыхания, системы кровообращения, сахарным диабетом. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу остается напряженной. За последние 10 лет возросла заболеваемость онкологическими заболеваниями.

В целях привлечения в поселение врачей и специалистов Администрацией муниципального образования без задержек предоставляются жилые помещения.

Образование

Сеть учреждений образования, сохраняемая на протяжении многих лет, позволяет обеспечить право граждан на получение основного общего и среднего общего образования.

По состоянию на 01.01.2017 года в системе образования территории поселка, входят: Средняя школа, 2 детских сада, ГОУ ПУ № 16, детско-юношеская спортивная школа, дом детского творчества.

Посещаемость дошкольных учреждений составляет 76%. В целом поселение укомплектовано педагогическими кадрами, но существует проблема с подбором учителей иностранного языка и организацией курсовой подготовки педагогов.

В последние годы укрепилась учебно-материальная база образовательных учреждений.

По областным программам в школы поступает компьютерная техника и автобусы для перевозки школьников. Общеобразовательные школы района оснащены компьютерными классами.

В Вельске на протяжении многих лет функционирует профессиональное училище № 16. За годы существования для производства и сферы обслуживания в училище подготовлено на бюджетной основе около 7 тысяч квалифицированных кадров, около 800 человек на внебюджетной основе; в том числе для лесной отрасли около 4 тысяч человек с начальным профессиональным образованием. База ПУ позволяет организовать и дополнительное обучение (курсы повышения квалификации)


Ежегодно здесь обучается более 180 человек из разных районов области.

Культура

В муниципальном образовании работает3предприятия культурно – досугового типа:

  • Муниципальное учреждение культуры «Вельский дом культуры»;
  • Межпоселенческая библиотека Вельского района;
  • Филиал детской школы искусств Вельского района.

Одной из основных проблем в работе библиотечной системы является состояние библиотечного фонда, за последние десять лет книжный фонд библиотек уменьшился на 7 тысяч экземпляров. Просматривается тенденция к увеличению количества изданий, списываемых по причине ветхости, и составляет 3,5 % от общего количества списываемой литературы. Это свидетельствует об интенсивном использовании фонда. Новые поступления составляют лишь 2,9 % при норме 10 %.

Два коллектива имеют звания «народный»: хор, театр. За счет местного бюджета произведено обновление сценического оборудования, укомплектование музыкальными инструментами и техническими средствами.

Промышленность

Таблица 2.7 – Производство основных видов продукции промышленности в натуральном выражении [3]

Ед.изм.

2014г

2015г

2016г.

Производство пиломатериалов

Тыс. кбм

-

-

14

Электроэнергия, всего

Млн.квт.

5,27

5,42

6,37

Теплоэнергия, всего

Тыс.гкал.

4,32

4,26

4,36

Хлеба и хлебобулочных изделий

Тонн

237,0

265,0

251,0

Лесопромышленный комплекс

Основное направление промышленного производства до недавнего времени занимала деревообрабатывающая отрасль. Основным промышленным предприятием района остается ООО «Вельский ЛДЗ». После двух лет простоя предприятие приобрел новый собственник и марте 2016 года завод вновь заработал. За период 2016 года предприятие отправило на экспорт 7 тыс. куб. м. пиломатериалов, и 7 тыс. куб. м. пиломатериалов на внутренний рынок.

Транспорт и связь

Основные транспортные предприятия: ОАО «2 авиаотряд». Силами 2-го авиаотряда осуществляется авиатранспортное сообщение внутри района, выполняются также авиарейсы Вельск-Архангельск. Основная работа составляет в период распуты. С вводом дороги на Архангельск, в зимний и летний периоды, происходит спад пассажиропотока на авиатранспорте из-за высоких тарифов.


Вследствие невостребованности авиа- и морского транспорта, инфраструктура в настоящий момент развивается за счет потоков автомобильных перевозок.

Жилищно-коммунальное хозяйство

В настоящее время муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-Эксплуатационное управление», являющееся монополистом в области коммунальных услуг, не приносит доходов в местный бюджет, работает с убытком и не имеет средств для уплаты налогов, обязательных платежей и коммунальных услуг. Администрация считает нецелесообразным поддержание деятельности убыточного муниципального предприятия. С другой стороны, администрация уверена, что в муниципальной собственности должны находиться те предприятия, которые обеспечивают жизненно важные функции муниципального хозяйства и услуги, необходимые для населения, которые требуют особых условий их производства либо непривлекательны для частного сектора. В муниципальном образовании это предприятия жилищно-коммунального хозяйства, тарифы на услуги, которых (кроме тепловой и электрической энергии) регулирует поселковая администрация и, соответственно, контролирует их финансово-хозяйственную деятельность.

Муниципальный жилищный фонд поселения по состоянию на 01.01.2017 года состоит из 147 жилых домов общей площадью 67 тыс. кв. м. Все дома в деревянном исполнении. На сегодняшний день 63 жилых дома согласно нормативному сроку службы требуют капитального ремонта, 26 домов - замены внутренней электропроводки, 57 деревянных жилых домов - замены кровли.

В 2016 году начато строительство нового 8-ми квартирного дома, сдача в эксплуатацию планируется в сентябре 2018 года.

Очень серьезную проблему представляет то, что значительная часть муниципального жилищного фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте, объемы которого по сравнению с 1980-ми гг. сократились в несколько раз и не соответствуют потребности. Эта проблема связана с недостаточным бюджетным финансированием. Данную проблему не решить за счет введения платы за капитальный ремонт мест общего пользования.

В ходе жилищной реформы на 1 января 2014 г. в МО «Вельский район» был установлен уровень платежей для населения за жилищно-коммунальные услуги в размере 100 % всех затрат.

Рост цен на топливные ресурсы повлек за собой необходимость пересмотра тарифов практически на все жилищно-коммунальные услуги. При этом администрация муниципального образования исходит из того, что тарифы должны быть экономически обоснованными, т.е. ставит на первое место приоритеты населения и учитывает необходимость того, что деятельность предприятий ЖКХ не должна быть убыточна.


Население широко пользуется предоставленными субсидиями. Если плата за квартиру составляет более 22 % совокупного дохода семьи, то семья имеет право на получение субсидии из бюджета. Это направление поддержки постоянно возрастает.

Потребность в лесосечном фонде составляет 4 тысячи кубометров, из них на дрова- 3,6 тысяч кубометров.

Вопросами водоснабжения, занимается ОАО «АрхоблЭнерго», на балансе которого находится 12водоколонок с протяженностью водопроводов 8 км.

Энергетика

Электроснабжение осуществляется от сетей ОАО «АрхоблЭнерго». В ведении предприятия находится дизельная, 25 км сетей линий передач электроэнергии. Многолетний опыт работы данного предприятия позволяет бесперебойно обеспечивать электроэнергией жителей поселка на основе непрерывного улучшения качества услуг.

Торговля и потребительский рынок

За 2014-2016 годы потребительский рынок муниципального образования характеризовался положительной динамикой развития розничной торговли, общественного питания, бытовых услуг.

Оборот розничной торговли за 2016 год составил 113,1% к уровню 2015 года, в том числе на душу населения - 113,4 %. В соответствии с областными тенденциями в районе совершенствуются формы торгового обслуживания, укрупняются предприятия розничной торговли. К сожалению, наблюдается дисбаланс в обеспеченности объектами торговли и общественного питания.

На территории поселения функционирует 1 точка потребительской кооперации и 23 точки частных предпринимателей. Из них магазинов самообслуживания – 1. По видам деятельности они распределяются следующим образом: 1 точка общественного питания на 50 посадочных мест; 3 предприятия хлебопечения с объемом выпускаемой продукции 3000 буханок в сутки; 1 парикмахерская; 1 аптека и 1 аптечный пункт.

На 1 января 2015года обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тыс. жителей составляет 451,5 кв.м., средний показатель по области 312.

В силу объективных причин наш район остается «завозным». Для удовлетворения потребительского спроса населения района осуществляется завоз товаров из-за пределов района, области.

В макроструктуре оборота розничной торговли крупных и средних организаций преобладающую долю занимают продовольственные товары - 79,8%.

В перспективе для потребительского рынка будет характерна стабильная ситуация. Потребности населения в основных потребительских товарах будут удовлетворяться. Произойдет увеличение выпуска и расширение ассортимента кондитерских изделий силами потребительской кооперации за счет ввода дополнительных мощностей.


Малое предпринимательство

На территории МО «Вельское» по состоянию на 1 января 2015 года в сфере малого предпринимательства зарегистрировано 4 малых предприятий, в которых занято около 26 человек; 27 индивидуальных предпринимателей, у которых работает по договорам – ориентировочно 76 человек.

Малые предприятия представлены торговлей, фармацевтической деятельностью. В 2014 году перечень оказываемых услуг расширился. Появились: мобильная связь, сеть бытовых услуг, услуги «такси», авторемонт, юридические, преподавательские услуги.

До 60 % хлебобулочных изделий производится в частных мини-пекарнях.

Выводы по 2 главе.

Муниципальное образование «Вельское» Вельского муниципального района расположено на левом берегу Северной Двины, к югу от города Архангельска. В границы муниципального образования «Вельское» входят территории города Вельска, деревень Дюковская, Плесовская и железнодорожной станции Вага.

Административный центр – город Вельск.

Органы местного самоуправления Вельского городского поселения составляют: Совет депутатов; глава Вельского городского поселения администрация Вельского городского поселения.

Исследование социально-экономических показателей выявило, что В ускорении социально-экономического развития МО «Вельское» ещё не в полной мере используются рыночные инструменты. Недостаточно последовательно и эффективно формируется адекватный рыночной экономике рынок рабочей силы (труда), развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства. Имеет место несогласованность планов в отраслевом и региональном разрезах.

3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МО «ВЕЛЬСКОЕ»

3.1 Проблемы, препятствующие повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления МО «Вельское»

Одним из действенных рычагов социально-экономического развития муниципальных образований является совершенствование межбюджетных отношений между региональным и местными бюджетами. Оно должно быть направлено на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала, что соответствует основным критериям, в соответствии с которыми оценивают и регулируют территориальную асимметрию.